Екатерина II Великая

Подробное решение часть 2 Екатерина II Великая по окружающему миру для учащихся 3 класса, авторов Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова 2013



С.34

Вопрос: Сравни два портрета Екатерины Великой. Что ты можешь рассказать об этой императрице: как она одета, как выглядит? Какой портрет можно назвать парадным? Объясни свой ответ.

Ответ: На картине А.П.Антропова, Императрица изображена в коронационном платье и мантии, в ее руках скипетр, голову венчает императорская корона, в ушах брильянтовые серьги, на платье бриллиантовая брошь-аграф. В дни важнейших торжеств надевалась высшая награда Отечества - орден Андрея Первозванного, который в виде звезды и креста укреплялся на голубой ленте через плечо. Это изображение женщины сильной, волевой, Правительницы одного из самых мощных государств, она чуть улыбается, но глаза сморят серьезно. Картину Антропова А.П. можно отнести к парадной.

- на картине В.Л. Боровиковского «Екатерина на прогулке в Царскосельском парке» изображена 65-летняя Екатерина опирающаяся на посох (у нее был ревматизм). Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Однако поза императрицы полна достоинства, сдержанности и величия.

Домашнее задание

Вопрос: О каких качествах Екатерины Великой говорит это высказывание:

«Уже в шесть-семь часов утра императрица была в рабочем кабинете. Целый день она занималась государственными делами: слушала доклады, читала приказы, принимала посетителей?»

Ответ: Хоть Екатерина была немкой по рождению, Россия стала для нее государством-домом и она хотела чтобы государство было сильным « а первое Наше желание – видеть наш народ счастливым». Она развивала образование и медицину, понимая как это важно для страны, хваленое расточительство и праздность жизни Екатерины закончилось с ее восшествием на престол Государства Российского.

Распорядок дня Императрицы был далек от представления обывателей о царской жизни.

Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе в 7 часов утра. Позавтракав, государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Рабочий день заканчивался в четыре часа, и наступало время отдыха. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну.

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали само́й императрице Развивались новые для России направления медицины: были открыты психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

Кроме этого Россия присоединила к своей территории многие земли.

Управлять таким государством, строить его, расширять пределы, воевать с врагами, мог только человек трудолюбивый, рациональный, сильный духом, не боящийся принимать сложные решения. Такие качества были присущи Екатерине Великой.

С.36

Вопрос: Какой изобразил художник российскую деревню начала ХХ века? Как выглядят дети? Могла ли такая жизнь нравиться людям?

Ответ: Рассматривая картину «Крестьянскик дети» художника В.Е.Маковского, мы не ощущаем никакой парадности. Художник стремится к естественному изображению крестьянской жизни Его интересуют особые отношения между детьми, которые объединены трудом. Мы видим, что девочка занята рукоделием, а женщина увлеченно прядет. Жилище невероятно убогое. Одежды очень простые. Маковский передает особую полноту жизни в деревне, ее красочность. Идиллию передает и плачущий ребенок, которого мы видим в центре. Картина позволяет зрителям представить, как жили крестьянские дети. Но при этом не возникает ощущения безысходности. Мы понимаем, что Маковский любуется этими простыми людьми. При этом видны бедные, покосившиеся избы, крытые соломой, что жизнь в таких условиях нелегкая, но дети хоть и заняты трудом с детства, еще не понимают всех тягот такой жизни. Они просто дети, которые играют, помогают взрослым по мере своих сил. Но конечно же жизнь в таких условиях нравиться не может.

Вопрос: Подготовьте сообщение на тему «Дети в изобразительном искусстве». Раскройте в сообщении, какие стороны жизни детей привлекали внимание художников.

Ответ: В конце XIX и начале XX века внимание к социальным вопросам, в том числе жизни детей низших сословий, привлекали и утверждали в своем искусстве художники-передвижники, в первую очередь В.Г.Перов и В.Е.Маковский. Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами, демонстрацией страданий ребенка в жестоком мире. Это не случайные, подсмотренные со стороны «сценки из жизни», как это бытовало в живописи начала столетия, но широкая панорама жизни деревенской детворы, отображенная любовно и с глубоким пониманием. Образы детей интересовали художников на протяжении всего творческого пути. Дети являются активными участниками действия в большинстве их произведений. В ряде своих работ Перов и Маковский повествуют о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

Невыносимые тяготы, тяжелая судьба, беспросветные страдания детей изобразил Перов в картине «Тройка». Здесь царят глухие краски, тяжелый колорит. Художник написал картину в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди.

Картина «Тройка» ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Картина была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

Подготовьте сообщение на тему «Дети в изобразительном искусстве». Раскройте в сообщении, какие стороны жизни детей привлекали внимание художников

Художник Константин Маковский часто прибегал к написанию сюжетных картин о крестьянах и нелегкой сельской жизни того времени а так же жизни деревенской детворы. Картины «Дети бегущие от грозы», «Игра в бабки», «Крестьянские дети» простые по восприятию, каждому близко то, что художник изобразил, простые сюжеты жизни которые могут случиться с каждым из нас.

«Дети бегущие от грозы».

Дети решили сходить за грибами. Но их настигла внезапно гроза. Позади детей виднеется темный лес, из которого они бегут. Под ногами у старшей девочки шаткий мостик, но она, не боясь потерять равновесие, стремительно бежит вперед, крепко прижимая к себе сестренку, такую же напуганную и надеющуюся на чудо. Несмотря на искаженное страхом лицо, у детей чистые и милые, добрые глаза, мелочи заставляют любоваться картиной — это и грибочки в корзинке, и четко очерченная трава, и босые ноги детей. Но не столько старшенькая девочка боится грозы, сколько того, что младшенькая может испугаться. Поэтому бежит со всех ног, не оглядываясь на то, что происходит сзади. Она смела и упряма, решительными действиями стремительно вырывается вперед, гордо неся сестренку в укрытие.

«Игра в бабки».

Крестьянские дети играют в самую доступную для них игру. В ней используются бабки - маленькие косточки из скелета домашних животных – коровы или свиньи. Это соревнование в меткости: те косточки, в которые попали специальным битком (бабкой, утяжеленной свинцом), становятся добычей игрока. Сейчас для них главное – игра, которой они отдаются со всей страстью. Один, сидя, сосредоточенно подсчитывает добычу, другие внимательно ожидают очередного броска. Маковский, картины которого отличает дотошность в бытовых деталях, точен и в психологических нюансах. Все играющие обладают своим темпераментом, своим характером. Общее – мягкий юмор и оптимизм, неистребимый даже нищетой одежды и ветхостью окружающих построек. Художники 19 века в своих работах рассказали нам о тяжёлой жизни детей бедняков. Они раскрывают глаза на реальную действительность того времени. Картины художников душевные и бесхитростные, заставляющие нас сострадать детям и восхищаться их обаянием.

Подготовьте сообщение на тему «Дети в изобразительном искусстве». Раскройте в сообщении, какие стороны жизни детей привлекали внимание художников

Подготовьте сообщение на тему «Дети в изобразительном искусстве». Раскройте в сообщении, какие стороны жизни детей привлекали внимание художников