Подробное решение урок 2–3 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов Соловьева Е.А., Турчина М.Е., Вичук А.В., Данилов Д.Д. 2015
Задание 1. Отметь правильный ответ.
А) Признаком понятия «человеческая деятельность» является
1) обязательное использование орудий труда
Б) Что побуждает человека заниматься той или иной деятельностью?
2) мотивы
В) Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она
4) всегда связана с постановкой цели
Г) К потребностям человека, связанным с обществом, относится потребность
3) в самопознании
Задание 2. Составь схему, отражающую взаимосвязь понятий деятельность, мотивы, потребности.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.
Задание 3. Соедини стрелками понятия и их определения.
Познание – Осмысление человеком окружающего мира.
Факт – Единичное знание, достоверность которого доказана.
Мышление – Процесс познания человеком мира и себя.
Сознание – Человеческая способность «отражать» наблюдаемый мир в своём внутреннем мире.
Потребность – Нужда или недостаток в чём-либо.
Деятельность – Человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели.
Мотив – Внутреннее побуждение человека к действию.
Задание 4. Прочитай текст на с. 15-17 учебника и заполни таблицу «Основные элементы познания».
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
К формам рационального познания относят:
Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.
Задание 5. Определи сходства и различия чувственного и рационального познания.
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Основными формами, в которых осуществляется мышления или рациональное познание, является понятие, суждение и умозаключения.
И чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание сущности исследуемого объекта. Чувственное познание ограничивается фиксацией того, что лежит на поверхности явлений, и не в состоянии проникнуть в сущность. Абстрактное мышление может проникнуть в сущность, но оно не располагает необходимыми данными об исследуемом объекте. Эти данные доставляет чувственное познание.
Взаимосвязь чувственного и рационального в познании выражается не только в том, что они дополняют и предполагают друг друга, но и в том, что они взаимопроникают друг в друга. В живом созерцании имеет место мыслительная деятельность, в процессе которой происходит оперирование конкретными наглядными образами, в частности представлениями.
Воспринимая те или иные свойства исследуемого объекта, человек подводит их под имеющиеся у него понятия и таким образом осознает их. Но подведение частного случая под общее понятие и получение на этой основе вывода, содержащего новое знание, есть не что иное, как дедуктивное умозаключение – одно из форм мышления. Далее, фиксируя выявленные свойства объекта, человек сравнивает его с другими известными ему объектами и устанавливает его сходство с ними и различие. И это протекает тоже в форме умозаключения.
Итак, чувственное познание, отражающее исследуемый объект, органически связано с мышлением. Не является совершенно свободным от наглядных образов и абстрактное мышление. Оперируя абстрактными понятиями, оно должно иметь в поле своего зрения тот конкретный объект, сущность которого оно обязано раскрыть.
Задание 6. Прочитай текст на с. 18-19. Заполни таблицу «Виды знания».
Виды знаний:
• Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
• Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
• Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
• Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
• Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
• Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
• Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний:
• Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
• Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
• Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
• Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
• Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
• Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Задание 7. Объясни, как ты понимаешь, что такое логика?
Логика – раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
В любой науке логика служит одним из основных инструментов.
Приведи примеры применения логических законов.
Три основных закона логики сформулированы Аристотелем:
— закон тождества,
— закон (запрета) противоречия,
— закон исключенного третьего.
А четвертый закон - достаточного основания — выдвинут немецким математиком и философом XVII—XVIII вв. Лейбницем.
1. Закон тождества. Сущность закона: каждая мысль или понятие о предмете должны быть четкими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.
Нарушением этого закона является подмена понятий.
В этом законе непосредственно проявляется природа самых фундаментальных свойств логической мысли — определенности и последовательности.
Иначе этот закон можно выразить так: мысли о предметах, свойствах или отношениях должны оставаться неизменными по содержанию в процессе всего рассуждения о них.
Причиной возникновения ошибок чаще всего является многозначность слов и, как следствие, нарушение закона тождества при рассуждении.
Пример: Нарушение этого закона также лежит в основе многих известных нам с детства задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?» — преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос, например, он говорит: «Чтобы пить, поливать цветы», а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ: «За стеклом».
2. Закон противоречия. Сущность закона: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно.
Закон противоречия раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Или, говоря немного конкретнее, согласно этой норме мышления в рассуждениях не должно быть одновременных утверждений и отрицаний относительно чего бы то ни было. Поэтому закон этот следовало бы назвать законом запрета противоречия.
Пример: Может ли снаряд, пробивающий абсолютно все, пробить броню, которая абсолютно ничем не пробиваема?
При заданных условиях задача логически противоречива: всепробивающий снаряд и неразрушимая броня не могут существовать одновременно.
3. Закон исключенного третьего. Истинно либо суждение, либо его отрицание («третьего не дано»). Сущность закона: из двух противоречащих суждений если одно истинно, то другое ложно, а третьего не дано. Закон исключенного третьего применим к высказываниям противоречащим и не применим к высказывания противоположным.
Когда два понятия противоположны друг другу, то это означает максимальную противоположность между ними, а не просто противоречие. Выражается это в двух обстоятельствах: какой-нибудь признак, присущий одному из понятий, во-первых, отсутствует у другого и, во-вторых, вместо этого признака у него имеется несовместимый с ним (черный — белый, сильный - слабый, утро — вечер). Когда же у другого понятия отмечается только отсутствие какого-либо признака и ничего не говорится о том, какой ему вместо него присущ, то тогда возникает отношение противоречия: «белый» и «небелый», «утро» и «не утро», «добрый» и «недобрый», «экспорт» и «не экспорт».
4. Закон достаточного основания. Сущность закона: всякая мысль может быть признана истиной только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована. Всякая мысль истинна или ложна не сама по себе, а в силу достаточного основания. Это значит: любое положение, прежде чем стать научной истиной, должно быть подтверждено аргументами, достаточными для признания его твердо и неопровержимо доказанным.
Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность рассматриваемой мысли. Закон обеспечивает обоснованность мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, мы обязаны доказать свою правоту, то есть, привести достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей.
Задание 8. Выбери одно из предложенных высказываний. Определи, в чём его смысл. Какую проблему затрагивает автор? Согласен ли ты с ним? Аргументируй свою позицию:
«Тот, кто не знает, что есть мир, не знает и места своего пребывания. Не знающий же назначения мира не знает ни того, кто он сам, ни того, что есть мир. Тот же, кто остаётся в неведении относительно какого-нибудь из этих вопросов, не мог бы ничего сказать и о своём собственном назначении.» (Марк Аврелий, древнеримский мыслитель)
В вопросах этих – попытка добиться невозможного: сначала постичь мир, а потом себя внутри него. Но почти каждый из нас ежедневно и легко решает эту задачу: все мы обычно точно знаем, где находимся, кто мы сейчас и в каком мире живем. И хотя глобально постановка вопроса правильна - ведь не узнав истинного смысла мира как целого, невозможно точно определить в нем себя – в будничной жизни мы легко обходимся без мудрствований.
Аврелий поднимает вопрос о значении человека в мире. Более того, вопрос о назначении человека – это признак настоящего человеческого способа жизни, ключевая его проблема. Трудно назвать человеком того, перед кем ни разу не стоял вопрос о собственном назначении.
Жить – это значит самостоятельно отвечать на вопросы, которые возникают в разных ситуациях и не имеют готовых решений. Вопросы о назначении человека поднимались во всех исторических эпохах и выливались в сказания, мифы, трактаты, религиозные учения, философские учения. Философия видит ответ на вопрос о назначении человека в определении тех сил и способностей, которые присущи ему одному. Только человека отличает наличие духовного и ценностного мира.