§23. Политическая власть: сущность, способы осуществления

Подробное решение параграф 23 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. Базовый уровень 2018

Стр.96

Древнегреческий философ Пифагор указывал: «Одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному власть». Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Как безумный, так и бесчестный не ведают что творят. Первый в силу своего нездоровья, второй – в силу своего воспитания. Думаю примеры по поводу бесчестной власти вы и так слышите каждый день по телевизору, а про больных и так понятно.

Стр.97

Разделяете ли вы точку зрения английского писателя Дж. Оруэлла: «Власть – не средство, она – цель… Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать»? Свою позицию аргументируйте.

Политическая власть – власть, осуществляемая через политические структуры и правительственные организации. Политическая власть монополизирует право на насилие, создавая для этого специальные органы – армию, полицию, суды, тюрьмы. Всем остальным применение насилия запрещено, за исключением разве что случаев самообороны.

И тем не менее право на насилие не является отличительным признаком политической власти. Власть господина над рабом тоже обладает этим признаком и однако же политической не является. Поэтому логически правильнее определять политическую власть иначе – в соответствии с исходным значением греческого слова «полис» – «город», «гражданская община». В этом смысле политическая власть – это власть над городом, горожанами, или, обобщая, власть над людьми, проживающими на определённой территории.

Стр.98–99

Приведите известные вам примеры, иллюстрирующие тот или иной тип политической власти.

Рационально — правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 – начало 19 вв.).

Сохранился ли традиционный тип легитимности в современных условиях?

Особенность Легитимности заключается в двух вещах: – традиции, обряды, властвование монархов, установленными шаманами и предками общества – если конкретный монах признается бестолковым и исполняется с престола, то его место заменяет его родственник или человек из ближайшей династии. В наше время есть альтернатива: Рационально — легальный тип легитимности. Это власть, основывающаяся на системе принципов и нравов человека. Тут уже идёт подчинению политическому порядку, а не обычаям, как в случае, описанном выше.

Вопросы и задания.

1.Кто обладает властью в современном мире? Подумайте, что приносит власть: благо или неудачу. Портит ли власть человека?

Властью в современном мире обладают люди имеющие деньги

Не власть портит людей, а люди портятся от власти и портят власть, часто к власти приходят уже давно "испорченные" люди, которым надо например, свобода бизнеса и т.д. (легальная крыша), многие портятся уже находясь у власти (благодаря взяткам и тому подобное), стремятся самоутвердиться.

Власть в нынешнем мире это понятие привилегированное дающее больше возможностей чем обязанностей и от того столь желаемая власть и получить ее хотят люди низкие и не полезные для общества. Власть это не ценный приз, а тяжкое бремя ответственности. А теперь задумайтесь, чему радоваться? Не каждый готов принять на себя руководительские полномочия, ведь это в первую очередь ответственность, ответственность за группу людей тебе подчиненных, за то чтоб эволюционировали они, чтоб жизнь их становилась лучше и качественней.

2.Объясните, как вы понимаете термин «легитимность политической власти».

Другими словами, когда народ доверяет управление государством (отдельным субъектом, городом), согласен с принимаемыми властью решениями, подчиняется этой власти, значит данная власть считается легитимной.

В истории, к сожалению не мало случаев, когда происходили государственные перевороты и народом начинали управлять самопровозглашенные лица, естественно данная власть не признавалась народом и считалась не легитимной, так как она не была выбрана народом и народ естественно не доверяет этой власти. Все действия и решения вследствие этого принято называть не легитимными действиями. С недавними событиями на Украине тесно связано понятие легитимности власти, так как именно после государственного переворота самопровозглашенные лица начали совершать не легитимные действия. И сама власть считается не легитимной.

3*.Признавая, что недостаточно централизованный контроль за источниками власти не менее опасен, чем их сверхцентрализация, политологи задаются вопросами: «Где же критерий слишком высокой концентрации власти? Существует ли его моральная основа?» Предложите свои критерии допустимой концентрации власти, «спроецируйте» их на отечественный опыт.

Условия концентрации власти состоят в следующем. Властные отношения могут быть установлены, поддерживаться и укрепляться только в обществе, где:

• между членами общества и/или между членами общества и условиями их существования имеются связи;

• эти связи потенциально отторгаемы от членов общества;

• функционирование этих связей является ценностью для членов общества или организации.

4.В фантастическом романе братьев А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом» описывается следующая ситуация. К представителю высокоразвитой земной цивилизации (дону Румате) обращается руководитель оппозиционных мятежных демократических сил (Арата) с просьбой о помощи совершенным земным оружием (молниями). Дело происходит на отдалённой планете, общественное устройство на ней напоминает эпоху феодализма: господство феодальной собственности на землю, примитивные орудия труда, сословная иерархическая социальная структура, монархический режим, сильное влияние церкви, забитость, бесправие основной массы трудящихся – крестьян.

• Был ли прав дон Румата, отказываясь поддержать мятежников, поставивших благородную цель – освободить угнетённых от власти феодалов и церковников, или же он совершил политическую и нравственную ошибку?

• Каким неизбежно был бы итог борьбы повстанцев, вооружённых всесокрушающими молниями против господствующего класса и аппарата государственной власти?

• Знает ли наша собственная, земная, история случаи победоносных восстаний против институтов политической власти в феодальную эпоху? Чем они заканчивались?

• Может ли сам по себе разгром структур политической власти и даже физическое уничтожение субъектов этой власти в условиях феодальных отношений обеспечить социальное равенство и справедливость?

Добиваясь абсолютной власти, дон Рэба совершил переворот. Румата отказывается под разными предлогами. Именно в этом месте звучит фраза, ставшая заголовком книги: «Трудно быть богом». Румата сам хотел бы стать таким вот Аратой, чтобы иметь высокое право убивать убийц, пытать палачей, предавать предателей: «Арата явно превосходил его в чём — то, и не только его, а всех, кто незваным пришёл на эту планету и полный бессильной жалости наблюдал страшное кипение её жизни с разреженных высот бесстрастных гипотез и чужой здесь морали.

Итог был бы неутешительным, их бы всех могли казнить за мятеж, и они бы ничего не добились. Если бы не учинили переворот.

Наиболее логичным с точки зрения объективно обусловленного хода общественного развития являлся переход к феодализму от развитого и рухнувшего в силу обострения присущих ему внутренних противоречий античного рабства.

На развалинах Римской рабовладельческой империи, рухнувшей в V в. под ударами изнутри, со стороны боровшихся против рабовладельческого строя рабов, колонов, крестьян и ремесленников, и извне, со стороны германских и славянских племён, образуются так называемые варварские королевства.

Большое значение имело франкское королевство, возникшее на территории одной из богатейших римских провинций – Галлии. В VIII—IX вв. здесь завершается в основном процесс становления нового феодального способа производства, который проходил во франкском государстве в наиболее типичных классических формах. Стремясь укрепить свою власть, франкские и другие короли раздают захваченную ими землю своим приближённым в полную частную (отчуждаемую) собственность – аллод, а потом в виде так называемых бенефициев, т. е. земельного владения, которое жаловалось в пожизненное пользование при условии несения военной службы. Раздача земель в виде бенефициев усиливала военную организацию королевства, так как бенефиций не мог передаваться по наследству и стимулировал участие его владельца в военных предприятиях короля. Позднее пожизненный бенефиций постепенно превращается в наследственное земельное владение, так называемый «лен», или «феод».

Для всех этапов развития феодального общества, проходившего через последовательно сменявшие друг друга формы феодального производства и феодальной эксплуатации, характерно наличие многочисленных противоречий. Крупная собственность феодалов противостоит мелкой индивидуальной собственности лично зависимых от феодалов непосредственных производителей, на которой основывалось их мелкое зависимое производство; крупное феодальное хозяйство – мелкому крестьянскому землепользованию; внеэкономическое принуждение к труду на феодала непосредственных производителей – возможности ведения ими собственного хозяйства на основе личного труда; класс собственников земли и носителей внеэкономического принуждения – феодалов – классу лично зависимых от них крестьян.

Противоречия феодализма порождались двойственностью, внутренне противоречивым способом соединения непосредственного производителя со средствами производства.