§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность

Подробное решение параграф § 6 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

Существует множество понятий слова «знание». Знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле - субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле - обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Близость данных значений заключается в том, что знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?

Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению. Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.

3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.

4. В чём особенности рационального познания?

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других - рациональное.

5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».

Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина - это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

Действительно, не всякая истина является абсолютной и окончательной, т.к. абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте, а ведь содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

8. В чём состоят особенности научного познания?

Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.

9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.

Если представитель общественных наук - историк, социолог, философ - обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария - понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание - одна из особенностей гуманитарного знания.

ЗАДАНИЯ

1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.

2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.

3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь...» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Общество - социальная организация страны, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Конечно сложно ограничится данным поучением в отношении общества, т.к. в разные исторические эпохи у общества свои цели и идеалы.

4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.