МАКСИМ ГОРЬКИЙ. ПЕСНЯ О СОКОЛЕ 146-156стр.

Подробное решение Страница / Часть 2 146-156стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010



ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Каково ваше общее впечатление от «Песни...»? Что вам показалось необычным в этом произведении? Какие картины вы представили себе? Какие места в произведении вызвали особое эмоциональное напряжение? Почему?

«Песня…» – очень красивое, глубокое произведение, которое не может оставить равнодушным. Притча старого чабана наполнена смыслом, актуальность ее звучит на многие годы.

Необычное звучание произведения – напевное, как стихи, только без рифмы.

Представляется море, горы, песок, голубые небеса, сильный сокол, скользкий уж. Особенно описание встречи сокола и ужа. Такой всплеск эмоций не может оставить равнодушным никого. И вслед за автором с восторгом повторяешь: “Безумству храбрых поем мы песню!” А перед глазами “молчит опаловая даль моря”. В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни.

2.Заметили ли вы, как построено произведение? В чём не-обычность его композиции? Встречались ли вы с такой композицией ранее? Какую роль здесь играет «обрамление»? Как оно связано с основным содержанием «Песни...»? Для чего нужны фигуры рассказчика (автора) и старого чабана Рагима?

«Песня о Соколе» вложена в уста старого чабана Рагима. Она обрамлена вступлением и концовкой, связанными с содержанием «Песни», и в то же время отличными от неё по своему характеру и ритмическому строю.

Вступление написано прозой. В нём нет ни пафоса, ни героизма. Оно носит медлительно повествовательный характер. Но величавые картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к необыкновенному, героическому содержанию «Песни».

Сама «Песня» по форме представляет собой стихи, написана двустопным ямбом. Торжественно-патетическим тоном проникнуты строки, в которых говорится о Соколе. В конце «Песни», где стихи становятся афористическими, этот тон обогащается призывными, оптимистичными нотами.

В картинах, рисующих Ужа, темп повествования замедляется, интонации приобретают оттенок поучительной важности и подчёркнутой рассудительности.

Заключение «Песни», как и вступление, ритмически напевно, спокойно, плавно, проникнуто глубоким раздумьем. Картины природы в нём смыкаются с только что «рассказанной» Рагимом песней, напоминают о ней, наполняют душу торжественным, «сладким ожиданием какого-то откровения».

«Песня…» имеет кольцевую композицию. «Бородино» Лермонтова, напимер, а так же «Мцыри».

Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", становится "рассказом в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Каким пейзажем открывается рассказ? Можете ли вы его охарактеризовать одним из слов, например: роскошный, праздничный, величественный, таинственный, печальный, светлый, мягкий, мрачный, лирический, одухотворённый, странный, чарующий и др.? Какими определениями вы охарактеризовали бы этот горьковский пейзаж? Как воспринимает природу рассказчик? Помогает ли это вам понять его состояние?

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»). Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна. Пейзаж можно охарактеризовать словами таинственный, печальный, светлый, мягкий, лирический, чарующий. Мы бы охарактеризовали как нежный, загадочный, тихий, задумчивый, прозрачный.

Для рассказчика природа, как будто живая. Он настроен на желание думать, размышлять.

О чём размышляют Рагим и рассказчик (о житейском или жизненном, о великом или малом)?

Он разговаривают о жизненном, великом, философском.

На что настраивает такое «обрамление» читателя? Что вы ожидали услышать от Рагима? Оправдались ли ваши ожидания? О чём же эта «Песня...»? (Дайте краткий ответ, не пересказывая содержание.)

Такое «обрамление» настраивает на ожидание интересной истории, где будет происходить что-то необычное. Ожидания оправдались. История о Соколе и Уже поражает и волнует. «Песня…» — В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность в своей непогрешимости и самоотверженность во имя счастья людей.

Сравните пейзаж, завершающий произведение, с той картиной природы, которой оно начинается. Что, по-вашему, изменилось?

Изменилось то, что море, хоть также спокойное, но «что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит….»

Почему рассказчик по-новому увидел море и небо? Связано ли это с содержанием песни Рагима? Какой новый мотив появляется в описании природы? Почему?

Рассказ Рагима заставил автора по-иному взглянуть на мир, он восхищен храбростью Сокола, его бесстрашием.

В описании моря отражена вся глубина энергетики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.

3.Вы знаете, что композиция произведения — это взаимосвязь, согласованность, «сцепление» всех частей для того, чтобы лучше выразить смысл. И «обрамление» рассказа, конечно, уже подготовило вас к восприятию «Песни...».

Почему основное содержание «Песни...» передано в двух частях? В чём они противопоставлены?

В «Песне о Соколе», как и в рассказе «После бала», мы встречаем антитезу. Но это не композиционная антитеза. В «Песне» противопоставлены два характера, два отношения к жизни, воплощенные в Соколе и Уже, отраженные в знаменитом горьковском афоризме: «Рождённый ползать – летать не может!»

Вы помните, что Сокол — любимый герой устной народ-ной поэзии и даже образ-символ. Каких людей обычно олицетворяет Сокол? Таким ли нарисован он в «Песне...»? В чём видит Сокол смысл и счастье жизни? Как автор с помощью пейзажа характеризует его? Каким афоризмом выражает своё отношение к нему?

Какие чувства вызывает Сокол у вас?

Сокол овеян ореолом вдохновения, полета, красоты, мечты. Сокол олицетворяет храбры, сильных, бесстрашных, даже отчаянных людей. Сокол готов отдать жизнь за свои идеалы, не может мириться с несправедливостью. «Всё или ничего» - таков девиз Сокола. Этот герой – максималист с высокими душевными порывами. Он рискует, рвется в неизвестное. Соколу же нестерпимо жить в темной пещере. Его образ окрашен трагическими нотами: «разбитая грудь», «кровь на перьях». Но духовно он не сломлен.

При помощи пейзажа Сокол: «с коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень»

«Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море…»

Афоризм «Безумству храбрых поём мы песню…»

Сокол вызывает восхищение.

Какую жизненную «правду» утверждает Уж? В чём он видит смысл жизни? Как пытается понять Уж «правду» Сокола и почему она ему недоступна?

Какие детали пейзажа помогают понять авторскую оценку истин, которые проповедует Уж? Каким афоризмом характеризует его автор?

При характеристике этого образа автор использует яркие определения: «проворный», «свернувшийся в узел». Уж словно живет в маленьком, замкнутом мирке. Его пугает грозный шум моря, высокие горы, стремительные движения потока. Его бесцельное существование озарило появление Сокола. Он смутил душу спокойного Ужа своими страстными словами. Порывы гордой птицы никогда не были ведомы трусливому Ужу. Он всегда заботился о своих насущных потребностях и никогда не заглядывал в будущее. Оно лежит за гранью его сознания и устремления. Видя, что птица обречена, он сладко «шипит ей в очи».

В коротком диалоге с Соколом раскрывается вся сущность Ужа. В то время как Сокол готов отдать жизнь за свои идеалы, не может мириться с несправедливостью, Уж в своем душном ущелье занят только собой, своими потребностями. Его не волнуют судьбы мира, он не способен на жертвы во имя других. Именно Уж подталкивает Сокола к решению броситься с горного обрыва.

Он считает небо пустым местом. Ему тепло и удобно в своем темном ущелье. Уж усмехается словам Сокола, называет их бреднями. Наш герой считает себя «мудрым», познавшим жизнь.

Если Сокол говорит пылко, взволновано, то Уж спокоен и рассудителен. Это хладнокровное, пресмыкающееся существо. Уж очень изворотлив, лукав. Но как бы не был проворен его ум, он никак не может понять позицию Сокола.

Средством характеристики этого героя служит описание ущелья, в котором он проводит свою жизнь. Оно выглядит темным, сырым, душным. Там пахнет гнилью. А вокруг ущелья огромный яркий мир, о котором Уж даже не подозревает. Свет солнца не проникает ни в его жилище, ни в его душу. Подобное существование бесцветно, уныло и жалко.

Афоризм: «Рожденный ползать летать не может».

4.Чтобы вызвать определённое отношение у читателей к двум разным жизненным «правдам», жизненным позициям — Сокола и Ужа, автор использует, помимо тех художественных приёмов, которые вы отметили выше, многие другие средства поэтического языка. Что ещё вы заметили?

• Выпишите глаголы, которые характеризуют действия Сокола, в той последовательности, в которой их употребляет автор. Как с их помощью передаётся читателю то эмоциональное напряжение, которое усиливается по мере стремления раненой птицы в последний раз ощутить радость свободы?

Пал, бился, встрепенулся, привстал, повел, крикнул, подняться, захлебнулся, расправил, вздохнул, сверкнул, падал. Глаголы придают образу Сокола динамизм, непокоренность, эмоциональное напряжение усиливается с каждым словом, которое несет определенный образ действия Сокола.

А какими глаголами характеризуется Уж?

Свернулся, испугался, отполз, подполз, прошипел, усмехнулся. Уж полная противоположность Соколу.

Вы уже встречались в других художественных произве-дениях со звукописью — аллитерацией. Как использует её Горький, например, в отрывке о последних минутах жизни Сокола (от слов «И дрогнул Сокол...» до слов «...в морском пространстве»)? Что вы «услышали», читая эти строки? Какое настроение они создают?

В речи Сокола - звук [р]: О, если б в небо хоть [р]аз подняться!.. В[р]ага п[р']ижал бы я к [р]анам г[р]уди, также и в последних минутах жизни: РаспРавил кРылья, вздохнул всей гРудью, свеРкнул очами…

Почему, по вашему мнению, свою сказку Рагим назвал песней? Вы, конечно, почувствовали её напевность, которая возникает благодаря определённой ритмике. Стихотворная ли это речь? Попытайтесь определить её размер.

Чувствуется, что это песня, слышна мелодия и ритм, своеобразный речитатив. Написана двустопным ямбом.

Почему Горький выбрал такую форму речи для рассказа о подвиге Сокола?

Речь такая носит медлительно повествовательный характер. Но величавые картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к необыкновенному, героическому содержанию «Песни». Это создает определенное настроение и помогает усилить впечатление.

Какой общий ритм песни? Изменяется ли он в повество-вании о Соколе и об Уже?

Сама «Песня» по форме представляет собой стихи, написана двустопным ямбом. Торжественно-патетическим тоном проникнуты строки, в которых говорится о Соколе. В конце «Песни», где стихи становятся афористическими, этот тон обогащается призывными, оптимистичными нотами.

Вчитайтесь в каждое горьковское слово в «Песне...». Даже одни и те же слова в разных ситуациях несут разную смысловую нагрузку. Например, какое значение имеет слово «гордый», когда автор употребляет его для характеристики Сокола и когда вкладывает его в уста Ужа? Словом «безумный» Уж оценивает стремления Сокола «к свободе, свету», считая их «бреднями». А какой смысл вкладывает в это же слово автор в конце песни, характеризуя поступок Сокола? Что значит, по-вашему, «безумство храбрых»? Согласны ли вы с такой «мудростью жизни»? Какое чувство вызывает у вас заключительный аккорд песни?

Сокол гордый – значит независимый, свободный.

В словах Ужа – так называет, потому что считает его безумным глупцом.

«Безумство храбрых» – Сильные духом герои бескорыстно служат истине, справедливости, красоте. Они не могут жить в узких рамках тусклого существования. Они на порядок выше простых обывателей, потому что видят дальше и глубже. Они не требуют наград за свои лишения и подвиги. Только избранным под силу зажигать людские сердца. Цель Сокола, как и других романтических героев, - заставить людей прозреть и с отвращением увидеть несправедливую, душную, безобразную жизнь, которая их окружает. Эту мысль автор проводит в строках: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!».

В конце «Песни…» финальный аккорд звучит описанием дремы, которая может взорваться в любой момент бурной стихией, после которой «зазвучат дивной музыкой откровения…».

5.Какой афоризм Горького, на ваш взгляд, наиболее ярко выражает поэтическую идею «Песни...»? Почему произведение, в котором большее место отведено Ужу, названо «Песней о Соколе»? Какие — общечеловеческие качества вы видите в образе Сокола? Как, по-вашему, в этом произведении отразилось мироощущение писателя? (Перечитайте вступительную статью.)

Афоризм – безумству храбрых поем мы песню.

В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.

Именно такую личность символизирует в произведении Сокол.