МИХАИЛ ЕФГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК… 109-122стр.

Подробное решение Страница / Часть 2 109-122стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010



1. Можно ли считать повесть сказкой? О чем в ней рассказано? Что вам показалось неправдоподобным, сказочным?

Какие слова, выражения, характерные для народных сказок использует автор? Всегда ли они употреблены в том же значении? Вспомните, например, где стоят слова «мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»: в конце ли сказки, как это обычно бывает? Как переосмыслил их автор, где и с какой целью использовал?

Считаем, что повесть можно считать сказкой, так как в ней происходят необычные события: два генерала вдруг просыпаются на необитаемом острове. Вот это можно считать сказочным в повести. Кроме этого, в повести используются слова и выражения, характерные для сказки: «Жили да были», «По щучьему веленью, по моему хотению», «Сказано - сделано», «Долго ли-коротко ли», «ни пером описать, ни в сказке сказать» и др.

Эти выражения не всегда используются в том же значении, что и в сказке. Например, слова «мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» произносит мужик, когда генералы просятся домой на свою улицу (т.е. в свою знакомую стихию), где им хорошо, а мужику «в рот не попало».

2.Почему автор в сказке употребляет такие слова «упразднили», «за ненадобностью», «примите уверения», «почтение»? Что достигается благодаря введению таких слов в текст сказки? Почему в ней много собственных названий: Петербург, Нева-матушка, Подьяческая улица, «московские ведомости» и др.?

Авто использует эти слова с целью усиления сатиры и иронии в сказке. Так например известно, что улица Подъяческая -здесь расположено много канцелярских учреждений (от слова поддьяк – помощник дьяка, канцелярист). Отсюда слова канцеляризмы того времени «почтение» известных в то время образов – как река Нева, Петербург, расположенный на островах, и газета «Московские ведомости» и т.д. Они легко узнаваемы, автор вуалирует под маской сказки, совмещая сказочные приметы с современными словами.

3.Прочитайте внимательно диалоги генералов, их рассуждения о жизни. Как они характеризуют их? Что можно сказать о генералах по их поступкам (до встречи с мужиком?). Какие гиперболы и даже гротеск использует писатель для их высмеивания?

Как взависимости от обстоятельств меняется у генералов отношение к мужику? С помощью каких слов, обращений, интонаций автор помогает нам это заметить? Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство». Что они обозначают? С какой целью употребляются в произведении?

Вначале генералы думали только о еде, затем долго решали, где какая сторона света. Видно, что они глупы, ленивы, недалёки, напыщенны, самоуверенны. Автор использует гиперболы и гротеск: генералы не знают где какие стороны света, не догадывались, как пища попадает на их стол, плохо представляют как всходит и заходит солнце. Изголодавшись, генералы едва не съели друг друга, один даже проглотил медаль другого.

Когда они решают искать мужика, они говорят о нем «Он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает». Когда находят: «Спишь, лежебок!….Сейчас марш работать!»

Когда генералов мужик накормил: «Довольны, любезный друг, видим твоё усердие!» «Отдохни, дружок…», «Тунеядец..»

Тунеядец - Человек, живущий на чужой счет, чужим трудом, бездельник, паразит, дармоед.

Тунеядство — Жизнь на чужой счет, чужим трудом.

Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Хотя мы видим, что все наоборот, тунеядцы – это генералы, но мужик безропотно выполняет их приказания и пожелания.

4.Как мужик спас генералов на необитаемом острове и потом доставил домой? Сказочным ли способом? Прочитайте соответствующие эпизоды. Как эти эпизоды характеризуют мужика? В чем смысл противопоставления мужика генералам? Как сам мужик относится к себе и своему положению? Смешно ли вам читать об этом?

Как вам кажется, одинаково ли смеётся писатель над генералами и мужиком? В чем вы видите разницу и как можете ее объяснить?

Мужик спас генералов: он их накормил, создал им все условия. А когда они захотели домой, построил для них ладью и отвез домой. Путь был сказочным, они плыли через бури и ветры. Мужик себя проявил как терпеливый, бесстрашный, разумный человек. Он кормил генералов, управлял лодкой и нашел дорогу на Большую Подьяческую улицу.

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «...подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина». Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть. И мужик «зачал... перед ними действовать».

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов. Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови. Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву. Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам. Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове — далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву. Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет. Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

5.Рассмотрите иллюстрации к сказке. Какими на них изображены мужик и генералы? Помогают ли они лучше понять сатиру Салтыкова-Щедрина?

Прочитайте слова И.С.Тургенева, вынесенные в эпиграф. Можно ли их отнести к этой сказке? Какие общественные пороки обличает в ней Салтыков-Щедрин и является ли «Повесть…» сатирическим произведением?

На иллюстрациях к сказке изображены два смешных, пузатых, карикатурных генерала и мужик, привязанный к дереву. Причем мужик изображен высоким, сильным, а генералы похожи на обжорливых толстяков. Считаем, что иллюстрации очень удачно характеризуют образы героев сказки. Помогают представить себе ленивых и глупых генералов и трудолюбивого мужика.

Думаем, выражение Тургенева можно отнести к сказке, ведь Салтыков-Щедрин в гротескной форме высмеивает генералов, их глупость, недалекость, даже тупость.

«Повесть…» является сатирическим произведением, потому что в сказке главный объект — порок и уродство, подлежащие отрицанию, осмеянию.

6.Как вы считаете, нужна ли сатира нашему обществу?

Думаем, что сатира нужна, так как это один из способов выражения неприятия пороков общества, которые разъедают основы жизни. Так мы можем увидеть пороки со стороны и извлечь уроки из увиденного или услышанного.