ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА… 26-48стр.

Подробное решение Страница / Часть 1 26-48стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010



ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Каково ваше первое впечатление от «Песни про царя Ивана Васильевича...»? Какие чувства она вызвала? Кто из героев вам более симпатичен?

Поэма очень понравилась. Она увлекательная, интересно читать, так как не знаешь, что случится дальше. Было очень жаль жену Калашникова Алёну Дмитриевну и его самого. Эти герои очень понравились.

2.Почему Лермонтов назвал своё произведение песней? Чем она близка устному народному творчеству? Кто в ней ведёт повествование?

Поэма М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям, поэтом у песня – ее как бы исполняют старинные музыканты. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи "Песни.. ", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою честь, стал фактом народной истории.

3.Как построена «Песня про царя Ивана Васильевича...», из каких частей состоит?

«Песня…» состоит из вступления, трех частей (как бы из трех куплетов), а так же в виде припева идет повтор «Ай, ребята, пойте — только гусли стройте….» после каждой части. Структура напоминает структуру песни, так и кажется, что слышишь звон гуслей.

4.Какие картины русской жизни XVI века нашли отражение в произведении? Что вы узнали о быте, нравах, взаимоотношениях людей той эпохи? (Вспомните или перечитайте сцены пира в царских палатах; кулачного боя у Москвы- реки; купеческой жизни в Замоскворечье.) Как дополняет картину нравов той поры рассказ Алёны Дмитревны о Кирибеевиче?

Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. Все это живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.)

Здесь отражены такие картины русской жизни, как пирование в светлице с царем, занятия и развлечения бояр в те времена, жизнь купцов и их занятия, товары, особое внимание уделяется традиции кулачных боёв на Москве-реке, во время которых можно было и умереть.

В те времена для замужней женщины, которой являлась Алёна Дмитреевна, были сродни публичному унижению и лишению достоинства, так как охваченный любовью и потерявший голову Кирибеевич на улице набросился на женщину и стал к ней приставать прилюдно, что было грубо, безнравственно.

5.Вы заметили, что Лермонтов как бы противопоставляет в «Песне про царя Ивана Васильевича...» двух «удалых добрых молодцев» — опричника Кирибеевича и купца Калашникова, — предлагая читателю задуматься над тем, что определяет ценность и значимость человека. Попробуйте, сопоставляя этих двух персонажей, понять, какие нравственные идеалы отстаивает автор, в чём главная мысль его произведения.

В помощь

• Что помогает понять в характерах героев их внешность?

• Каково отношение героев к Алёне Дмитревне (как проявляется любовь к ней, к каким поступкам побуждает)?

• Каково внутреннее состояние героев, поведение в сцене кулачного боя: зачем каждый из них вышел на поединок? О чём говорят их речи, обращённые друг к другу? Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников — всему народу русскому?

• Как характеризует героев их отношение к царю Ивану Грозному? (Для уточнения ответа на этот вопрос прочитайте по ролям 2 диалога: Кирибеевича с царём на пиру; Калашникова с царём после поединка.)

Перед чтением подумайте над вопросами (исполнительский анализ):

В каком состоянии находятся герои, чем оно вызвано?

В чём они хотят убедить царя?

Как раскрывается натура героев, когда они отвечают царю?

В чём убеждают вас эти диалоги?

Попробуйте найти для себя нужную интонацию чтения слов каждого персонажа, определите темп чтения.

Разметьте карандашом паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса.

Постарайтесь передать при чтении своё отношение к героям.

Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна.

Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.

Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:

«Хочешь золота али жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать…»

Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.

Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.

Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку».

Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:

«Ты поведай мне, добрый молодец,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.

Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:

«Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквям,

А потом всему народу русскому…»

На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:

«И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

К тебе вышел я теперь, басурманский сын, -

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.

Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

6.Как относятся к Кирибеевичу и Калашникову гусляры, в каких словах это выражается?! Меняется ли это отношение на протяжении «Песни...»? О чём это свидетельствует? Совпадает ли авторское отношение к героям с мнением гусляров?

Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет? Сравните концовку произведения Лермонтова со словами из народной песни о Степане Разине, в которой содержится его завещание:

Схороните меня, братцы, между трёх дорог:

Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской;

В головах моих поставьте животворный крест,

Во ногах моих положите саблю вострую.

Буде старый человек пойдёт — помолится...

Буде млад человек пойдёт — в гусли наиграется...

Что вам помогает понять такое сопоставление?

Вначале создается впечатление, что гусляры расхваливают опричника за его удаль и богатырскую силу, однако по течению повествования, мы узнаем истинный характер Кирибеевича. Хотя так же чувствуется, что ему стыдно за свой поступок в финале песни.

Гусляры прославляют Калашникова и правдиво показывают нрав и поступки Кирибевича, который поддавшись страсти, совершил морально низкий проступок.

В словах Алёны Дмитреевны он:

«Поцалуи его окаянные»

«Опозорил он, осрамил меня»

«в руках у разбойника»

Вот как реагирует Кирибеевич на появление Калашникова в кулачном бою:

«Побледнел в лице, как осенний снег,

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз….»

Думаем, что отношения автора и гусляров совпадает. Опричник умирает от сильного удара купца Калашникова, оставляя после себя не добрую память, благородным человеком, мужем, братом гибнет казненный своевольным царем Калашников. В "Песни..." перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства. Этим можно объяснить концовку произведения, похожую на народную песню о Степане Разине (Кстати, Калашникова так же звали Степаном), подчеркивая, что Калашников не зря погиб, он стал народным героем, достойным «Песни…»

7.Литературный критик В. Г. Белинский дал следующие ха-рактеристики героям «Песни...»:

«...Какая сильная, могучая натура! Её страсть — лава, её горесть тяжела и трудна: это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления!

...любовь [его] — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!..»

«...это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут...»

Определите, о ком говорится в каждом отрывке. Согласны ли вы с мнением Белинского? Совпадает ли оно с авторским? Помогли ли вам данные слова увидеть в героях что-то новое?

«...Какая сильная, могучая натура! Её страсть — лава, её горесть тяжела и трудна: это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления!

...любовь [его] — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!..»

Речь идет о опричнике Кирибеевиче.

«...это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут...»

Имеется ввиду купец Калашников.

С мнением Белинского согласны. Оно совпадает с авторским отношением, это видно поп поступкам этих двух героев. Было интересно узнать такие детали к чертам характеров главных героев.

8.Какое значение для понимания замысла автора «Песни...» имеет образ царя Ивана Васильевича? Понаблюдайте по тексту поэмы, каким его рисуют гусляры: грозным, жестоким, деспотичным или мудрым, справедливым, великодушным? Какие для этого используются эпитеты, сравнения, выразительные детали?

Царь Иван Васильевич Грозный — одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Грозного осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу. Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Царь представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту. Он — хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибеевич обманул Г., утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал. Народный обычай становится формой царского произвола. Правда царя и правда народа разошлись.

9.О чём заставила вас задуматься «Песня...»?

Эта поэма заставила задуматься о том, что нужно отвечать за свои поступки.

10.Рассмотрите репродукции иллюстраций к поэме и рисунки В. Васнецова (см. форзац I учебного пособия; с. 27, 43). Близки ли они замыслу автора «Песни...»? Помогли ли они вам лучше понять произведение?

Репродукции иллюстраций к поэме довольно близки замыслу, отражают основные сцены из поэмы: бой Калашникова и опричника, а так же прощание перед казнью Калашникова с братьями. Эти иллюстрации хорошо помогают конкретизировать представленные в мыслях образы главных героев.