ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ВСЕЙ ПОВЕСТИ 192-196стр.

Подробное решение Страница / Часть 1 192-196стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010



1.Изменилось ли ваше отношение к героям повести или осталось тем же? Если изменилось, то как?

Изменилось отношение к Гриневу. Вначале он казался легкомысленным, несерьезным молодым человеком, мечтавшим кутить на службе. Но обстоятельства поменяли его характер, он проявил себя как благородный, благочестивый человек.

Швабрин в начале казался неплохим человеком, но в итоге он стал злобным жестоким предателем.

Маша казалась слабой и безвольной, но у нее проявился твердый волевой характер.

2.Подумайте, почему художественное произведение об ис-торических событиях в России XVIII века Пушкин написал в форме семейных записок от лица человека именно таких взглядов и такого характера, как Пётр Гринёв? Объективен ли герой в описании событий? (Почему, например, в его рассказе встречаются такие противоречивые выражения: «Шайка выступила из крепости в по-рядке»?)

Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. А. С. Пушкин выбирает главным героем мелко поместного дворянина Петра Андреевича Гринёва т. к. по мнению автора он являлся типичным представителем дворянства того времени

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве рассказчика. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье.

Через восприятие Гринёва А. С. Пушкин даёт положительную характеристику Пугачёву, как личности, хотя и осуждает бессмысленность и кровопролитность бунта. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

3.Тема крестьянских волнений очень тревожила Пушкина в 30-е годы («Дубровский», «История Пугачёва», «Капитанская дочка»). Чем отличается изображение бунта крестьян в повести «Дубровский» от описания Пугачёвского восстания в «Капитанской дочке»? В чём трагизм последнего?

Как писатель показывает непримиримость двух борющихся сторон, у каждой из которых своя «правда»? Понимая неизбежность жестокости этой борьбы, оправдывает ли Пушкин одну бесчеловечность (расправу с защитниками Белогорской крепости) другой (допрос башкирца)? Объясняется ли эта жестокость характером действующих лиц? (Вспомните, как добрый капитан Миронов, не задумываясь, прибегает к пытке башкирца, а восставшие крестьяне, не испытывая к Гринёву личной вражды, тянут его к виселице, приговаривая: «Не бось, не бось».)

В повести устами Гринёва высказаны 2 важные мысли: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (глава XIII) и «Молодой человек!., вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» (глава VI). Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, разделял ли эти суждения Пушкин или это мнение только дворянина Гринёва? Чтобы лучше представить себе взгляды автора, вспомните, какие герои и в каких ситуациях вызывают его симпатии.

Бунт крестьян в «Дубровском» и «Капитанской дочке» отличаются масштабом, а так же тем, что в «Дубровском» крестьяне сидели в лесах, не захватывали городов и были менее кровавыми, отбирали деньги у богатых.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

4.На чём основана взаимная симпатия Гринёва и Пугачёва? Только ли на чувстве благодарности? Какое значение имеет упоминание в послесловии о присутствии Гринёва при казни Пугачёва?

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. "Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу". Пугачев у Пушкина похож на доброго молодца — храброго и сильного, немного наивного и хвастливого, доброго и благородного. А калмыцкая сказка, которой он пытался объяснить юноше свой жизненный выбор, показывает его не просто борцом-орлом, но и поэтической натурой.

Это к его высокой, благородной, доброй душе трижды (как в сказке! ) обращается помилованный им Гринев. И слова Петруши «Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал» — признание высоких человеческих качеств пушкинского Пугачева. Не зря же, когда Петруша, искренне жалея, как заплутавшую добрую душу Пугачева, и не воспринимая его как врага, противника, страшного кровавого мстителя, обещает молиться за него, Пугачев воспринимает это серьезно. Видно, для него это не пустой звук. Не зря же за минуту до казни Пугачев высмотрит в толпе именно Гринева и кивнет ему головою.

5.Историк, современник Пушкина, Броневский писал: «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной чести, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают».

Поэт XX века М. Цветаева, отмечая в Пугачёве особые «чары», утверждала:

«В “Капитанской дочке” единственное действующее лицо — Пугачёв... Пушкинский Пугачёв... есть собирательный разбойник, людоед, чумак, бес, “добрый молодец”, серый волк всех сказок... и снов, но разбойник, людоед, серый волк — кого-то полюбивший, всех загубивший, одного — полюбивший...

И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он— Пугачёв, то есть живой страх... то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный — ещё и добрый, этот изверг — ещё и любит». Перед вами два разных мнения о Пугачёве. Но таким ли его изобразил Пушкин? Сам поэт, посылая Денису Давыдову, герою войны 1812 года, свою «Историю Пугачёва», сделал такое посвящение:

Вот мой Пугач — при первом взгляде Он виден: плут, казак прямой.

В передовом твоём отряде Урядник был бы он лихой. Как же автор относится к Пугачёву? А что думаете о нём вы?

Отношение Пушкина к Пугачеву как к историческому деятелю сомнений не вызывает, оно заключается в словах, вложенных в уста Гринева: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Однако не вызывает сомнения у писателя незаурядность и сила личности народного вождя, его талант полководца и смелость.

В образе Пугачева автору удалось реалистически показать все достоинства и недостатки русского народа: его смелость, удаль, широту натуры, способность совершать необдуманные поступки и в то же время жестокость.

Образу Пугачева в произведении присуща некая романтизация, что объясняется вниманием автора к внутреннему миру героя

У нас же Пугачев вызывает двоякое отношение – с одной стороны его жестокость, с другой – благородство. Такой человек не может быть оценен однозначно.

6.В день окончания работы над повестью Пушкин в письме к другу П. Я. Чаадаеву писал: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. I Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние». Почему проблемы морали, чести, долга, человеческого достоинства и истинного благородства так волновали Пушкина в то время? Почему слово «честь» неоднократно появляется в тексте повести и даже вынесено в эпиграф к ней? Относится ли этот эпиграф только к Петру Гринёву или и к другим героям повести? Своё мнение обоснуйте.

Пушкин в повести стремится показать, как должна формироваться личность настоящего дворянина – человека чести.

Петр Гринев говорит, что его воспоминания – это «назидание потомкам», желание показать, как нужно поступать, чтобы сохранить в себе внутреннее достоинство, несмотря ни на что, остаться человеком. Недаром эпиграфом, который предшествует всему роману, выбрана русская пословица: «Береги честь смолоду». Этот эпиграф относится не только к Гриневу, но и так же к другим действующим лицам. Ярко проявляют это чувство Миронов, его верные подчиненные, которые не изменяют присяге. Даже у жены Миронова есть это понятие, она предпочитает смерть вместе с любимым мужем. Совсем не однозначен Пугачев, но и он держит свое слово. Зато полное отсутствие честь мы видим у Швабрина.

7.Как показана любовь Петра Гринёва и Маши Мироновой? Что вас привлекает в ней?

Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» - она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».

Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.

Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.

Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью. Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Ничто не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они - судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.

После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Отношения этих героев, как мне кажется, - это авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главными являются любовь, уважение, беззаветная преданность друг другу.

8.Как вы думаете, почему повесть о судьбе молодого офицера Гринёва и других людей в грозных событиях Пугачёвского восстания названа писателем «Капитанская дочка»? Помогает ли заглавие повести лучше понять замысел автора? Какова же основная мысль (идея) повести?

«Капитанская дочка» — последний роман А.С. Пушкина. Произведение состоит из записок Гринева, который не сумел сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать чести капитанско дочки Маши Мироновой. Свой рассказ-исповедь он адресует потомкам. Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности Гринева — это непрерывная цепь испытаний чести и порядочности молодого дворянина.

В начале повествования перед нами недоросль, затем молодой офицер, совершенно не готовый к жизни. Нравственный потенциал героя раскрылся во время Пугачевского восстания.

Но самым главным нравственным испытанием явился для Гринева выбор: подчиниться решению генерала остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель заступитесь за меня, бедную!» Человеческое начало взяло верх и Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти Машу.

Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы только исторического романа. Мне думается, что исторические события здесь служат фоном для развертывания романа-притчи о чести и долге, недаром эпиграфом к роману стала пословица: «Береги честь с молоду». Отношение к капитанской дочке Маше Мироновой стало в романе критерием оценки честности, порядочности. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Честность Гринева привлекла к нему Пугачева, понятие о чести и долге спасло Машу Миронову — капитанскую дочку — от бесчестья. Поэтому, я думаю, А.С. Пушкин и назвал роман «Капитанская дочка».

9.Почему произведение, рассказывающее о событиях двухсот-летней давности, и сегодня вызывает большой интерес?

Думаю, что это кроется во нескольких причинах. Так, Пушкин интересно отобразил историю Пугачевсого бунта.

Необычна и поучительна история Петра Гринева. Он прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями.

Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Именно поэтому можно говорить о вечной ценности и актуальности романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

10.Драматург А. Н. Островский в юбилейном слове о Пуш-кине в конце XIX века сказал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть... Наша литература обязана ему своим умственным ростом». С. Я. Маршак в статье «Пушкин и “младое племя”» написал: «С каждым годом мы открываем его для себя вновь и вновь, как бы измеряя глубиной понимания пушкинских строк свой собственный рост...» «Выросли» ли вы, прочитав повесть «Капитанская дочка»?

Думаем, что произведение Пушкина станет для нас примером оценки своих поступков в будущем. Так как пословица «Береги честь смолоду» будет всегда актуальной.

11.Найдите и рассмотрите репродукции иллюстраций Д. Шмаринова, В. Маторина, С. Герасимова (см. с. 121, 185, форзацы I и II учебного пособия), П. Соколова и других художников к повести «Капитанская дочка». Какая сцена проиллюстрирована каждым художником? Перескажите её. Помогают ли вам рисунки лучше понять прочитанное? С помощью каких деталей художник передаёт своё отношение к изображаемому?

Д.Шамаринов: изображение Пугачева во всем его наряде во время его восседания на «троне», когда он казнит и милует.

В.Маторин: казнь Пугачева, где присутствует Гринев.

С.Герасимов: эпизоды Маша и Гринев, личная встреча Гринева с Пугачевым в доме бывшего коменданта.

Картины придают восприятию большую конкретику, образы героев яркие, запоминающиеся.

В каждой иллюстрации свои авторские детали (нежность чувств в позе и жестах Маши и Гринева, гордая осанка Пугачева на импровизированном троне, поза Пугачева перед казнью).