АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН.ТАПЁР 90-110стр.

Подробное решение Страница 90-110стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014



1.Что вас удивило или поразило в рассказе А. И. Куприна «Тапёр»?

Удивил необыкновенный талант маленького Юры, а так же его счастливая судьба, которая свела его с знаменитым компазитором.

2.Кто из героев вам особенно понравился? Чем? Что ново¬го вы узнали о жизни московских семей?

Из героев понравился Юра Азгаров, Аркадий Николаевич. Юра — талантом, Аркадий Николаевич — добротой и широтой души. Раньше московские семьи жили интересно, много общения, праздников, радости, молодежь жила своими интересами, взрослые — своими.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Кто, по-вашему, главный герой рассказа?

Главный герой рассказа — Юрий Азагаров— четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых.

2.Какой изображена семья Рудневых?

Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, обитающих испокон века в окрестностях Пресни, Новинского и Конюшков и создавших когда-то в Москве её репутацию хлебосольного города. Дом Рудневых – большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного – круглый год с утра до поздней ночи кишел народом”.

3.Какие черты быта и отношений в семье показались вам интересными и поучительными? Почему писатель уделяет такое внимание бытовым отношениям? Какими чертами характера, заметными в поступках и словах, отличаются сёстры Рудневы?

Мы узнаём, что члены этой семьи очень разные. Ее глава — Аркадий Николаевич — «редко показывался домой». Он любил развлечения и «большое общество». Жена Аркадия Николаевича — Ирина Алексеевна — напротив, «почти никогда не выходила из своих ком¬нат».

Через отражение бытовых отношений, автор дает нам узнать что за семья Рудневых, как они относятся к жизни. Так мы узнаем, что их дом много раз закладывался и перезакладывался, а отец семейства проводил все дни в Английском клубе, где играл. Мать же не переносила людей.

Интересно и изображение троих сестёр. Лидия «не выносила никакого шума» и была похожа на «Несмеяну-царевну», холодная и презрительная, гордая. Татьяна была «весёлой блондинкой» и имела «ровный характер». Но самыми яркими краска¬ми Куприн рисует портрет младшей из сестёр — Тины: «взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу», «подвижная, как ртуть». Лидия встретила маленького тапера с презрением, Татьяна, наоборот, заступилась за него.

4.Какие отношения сложились между хозяевами и слугами?

Домашней прислуге было сложно со своими хозяевами, так как у них было постоянно много беспокойства. Автор рассказывает об этом так:

«Эти дни бывали днями полной анархии, приводившей в отчаяние прислугу. Все условные понятия о времени, разграниченном, «как у людей», чаем, завтраком, обедом и ужином, смешивались в шумной и беспорядочной суете. В то время когда одни кончали обедать, другие только что начинали пить утренний чай, а третьи целый день пропадали на

катке в Зоологическом саду, куда забирали с собой гору бутербродов. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера»

5.Каким изображён приехавший мальчик-музыкант? Как он держится? Почему большие глаза мальчика вдруг блеснули гневом и насмешкой, а потом приняли умоляющее выра¬жение?

Мальчик изображен автором так:

«Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища.»

«Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры тёмных волос, завивающихся «гнёздышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно.»

Когда Лидия презрительно усомнилась в его возможностях, маленький тапер чувствует себя задетым за живое, так как знает, что обладает талантом и у него есть чувство собственного достоинства.

А когда его глаза приняли умоляющее выражение, он просил Татьяну дать ему возможность сыграть на фортепьяно и доказать свой талант.

6.Как мальчик-тапёр играет, как внешне меняется во время игры? Как слушатели воспринимают музыку?

“Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими”. Слушатели восхищены талантливой игрой мальчика. Даже Аркадий Николаевич вышел посмотреть на юного тапёра.

7.Что значат слова Аркадия Николаевича «Но ведь это без-божно заставлять его играть танцы», и как они его ха¬рактеризуют?

Аркадий Николаевич, видимо, имеет ввиду талант мальчика исполнять серьезные классические произведения. Он считает, что тапер не должен растрачивать его на игру кадрилей, полек и вальса. Старший Руднеев почувствовал истинный талант в мальчике, что говорит о нем, как о человеке внимательном, образованном, добром, широкой души.

8.Перечитайте вслух описание внешности Антона Григорье-вича Рубинштейна. Какие черты лица раскрывают характер этого человека?

«Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же

время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.

Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти

гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно;

узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную,

гордую голову похожей на львиную...»

9.Какими словами писатель передаёт талантливую игру маль-чика и впечатление Рубинштейна от его игры?

«Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. Присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. Он сам чувствовал, что ни

когда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет ещё так хорошо играть. Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ…»

10.Почему Аркадий Николаевич не разрешил Юрию Азагарову играть целый вечер?

Потому что он как бы преподнес ему рождественский подарок — присутствие знаменитого композитора и музыканта на вечере предопределило дальнейшую судьбу талантливого мальчика.

11.Перечитайте ещё раз последний абзац произведения и по-думайте, почему писатель так закончил свой рассказ.

Потому что это рождественский рассказ, а в Рождество все дети верят в чудо, такое чудо произошло с бедным талантливым мальчиком-тапером, который стал учеником знаменитого композитора, а в будущем стал сам знаменитым.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Как автор относится к своим героям? Почему?

Автор относится к своим героям с любовью и интересом. Он ярко описывает детей, их радость и звонкий смех постоянно льется со страниц рассказа. С иронией и доброй насмешкой рассказывает он о Лидии и ее матери, которые относятся ко всем с презрением. Глубоко раскрыты образы Юрия Азгарова и Рубинштейна, Аркадия Николаевича.

2.Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Замысел рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.

3.Как вы думаете, любил ли А. И. Куприн музыку?

Думаем, что А.И.Куприн очень любил музыку и хорошо разбирался в ней. Это видно из рассказа, и особенно, когда он рассказывает о состоянии мальчика, который играет талантливо на фортепиано.

РАБОТАЕМ С КАРТИНОЙ

1.Рассмотрите портрет мальчика на форзаце.

2.Какие черты характера можно прочитать по его лицу? Какие де¬тали портрета говорят о том, что это уже интересный человек?

Портрет Арсения дает нам возможность почувствовать, какую нежную отцовскую привязанность, какую безграничную любовь к сыну и тревогу за его будущее испытывал Тропинин, когда писал этот портрет. Целый мир фантазий и своих забот теснится в эту пору в ребячьей голове. Малых дел и открытий у детей не бывает. Все кажется чрезвычайно важным и достойным пристального внимания.

Арсений, изображенный на портрете, застигнут в минуту, когда он оглянулся на отца, заставляющего позировать смирно, и в уме соображает, скоро ли можно будет вернуться к интересному занятию, очевидно, прерванному в самый неподходящий момент. Умные живые глаза мальчика смотрят доверчиво и смело. В них — и озорные искорки, и решительность, и возбуждение. В глазах Арсения выражена озабоченность, но без той серьезности, которая взрослит, «омужичивает» героя картины Венецианова.

Золотистый колорит портрета пронизан солнечным светом. Рассеянные лучи солнца мягкой позолотой покрыли нежное лицо и волосы Арсения, розовато-желтыми оттенками легли на его одежду, в которой он выглядит полубарчуком, полукрестьянским мальчишкой.

Сила воли Тропинина позволила ему сохранить жизнелюбие и доброжелательность в себе и воспитать их у своего сына, рожденного крепостным и росшего рядом с надменными барскими детьми, избалованными богатством и роскошью.