Заключение. Глобальные проблемы современности

Подробное решение параграф Заключение по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016



Вопросы и задания к курсу

1. Можно ли однозначно назвать XX век веком прогресса и торжества разума? Обоснуйте свои ответы.

Прогресс – поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития. Можно с уверенностью говорить об улучшении качества жизни, условий труда, о расширении возможностей для обыкновенного человека, которые он не имел 100 лет назад.

За последние 100 лет человечество сделало огромный рывок в развитии науки. В начале 20 века люди и не помышляли о том, что смогут летать на самолетах, а сегодня они летают в космос. Медицина шагнула далеко вперед, увеличилась продолжительность жизни человека. Однако, торжество разума – это не только развитие науки, но и развитие мирового сообщества в целом. И здесь похвастаться не чем, так как человечество в 20 веке пережило 2 мировые войны. И сегодня продолжают существовать региональные военные конфликты, множество террористических организаций, люди не могут победить бедность и голод в некоторых регионах планеты. И если удастся преодолеть эти разногласия, тогда можно будет говорить о торжестве разума.

2. Что вы видите положительного и отрицательного в социальных и политических процессах в зоне развитых индустриальных стран и стран, освободившихся от колониализма, во второй половине XX в.? Попытайтесь провести сравнительный анализ по линии «общее и особенное» в развитии стран и народов.

Общее: нарастание политической напряженности из-за выбора путей развития; экономический подъем; либерализация мировой торговли; экономическая интеграция; экстенсивный, а после интенсивный тип производства; массовое производство; промышленно-технологическая революция; развитие информационного общества; индустриализация производства, потребления, труда; выбор политического пути развития – демократический, авторитарный или тоталитарный; изменения в международном коммунистическом и социалистическом движении; подъем национализма; рост исламского фундаментализма; процесс демократизации

Особенное (для индустриальных стран): три этапа экономической политики – формирование общества благосостояния, неоконсервативный поворот, политика «третьего пути»; развитие гражданского общества.

Особенное (для стран, освободившихся от колониализма): деколонизация; гражданские войны в некоторых странах; синтез европейских ценностей и местных традиций, что сказывалось на установившемся политическом режиме в разных странах.

3. Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в. Какие основные особенности характерны для политического и экономического развития ведущих европейских стран в эти периоды?

Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в.

Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в.

4. Ускоренный научно-технический прогресс и позитивные изменения в условиях жизни во второй половине XX в. вряд ли можно оспорить. Сопровождаются ли такие изменения переменами в духовной и культурной жизни? Если да, то в какой степени? Что тормозит этот процесс?

Эти изменения сопровождаются переменами в духовной и культурной жизни. В католической церкви начали происходить изменения: отказ от поддержки политической системы, признание законности и государственной и частной собственности; признавались научные достижения. Обновленческие процессы происходили в протестантской церкви. Распространяется светский ислам и исламский фундаментализм. Появляются различные массовые гражданские организация. Одни из них являются итогом демократизации, другие – порождены противоречиями современного переходного периода к постиндустриальному обществу.

Происходит переосмысление места человека в мире (универсальные процессы самоорганизации в мире, концепция глобальной революции, идея единства человека и мира и др.). Растет осознание ценности отдельного человека, отдельной человеческой жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других. Усиливается стремление к возрождению национальной самобытности.

В культурной жизни развивается новое направление, получившее название постмодернизм. Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк. Чтобы понять произведение эпохи модернизма, надо раскрыть творческий замысел автора, увидеть то, что автор хотел вложить в произведение.

5. Обсудите тему «Основные направления изменений в культуре и искусстве XX — начала XXI в.» и укажите роль автора и зрителя в современном искусстве. Что вы понимаете под термином «массовая культура» и как вы относитесь к этому явлению?

На рубеже 19-20 вв. происходит революция в естествознании. Новые открытия привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании. Была изучена энергия атома и создана атомная бомба. Больших успехов достигла микробиология и фармацевтическая промышленность. На смену ньютоновской научной картине мира приходит неклассическая картина мира. Картина мира субективизируется. Были по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, процессов художественного мышления и творчества, общественного поведения личности и масс. Широкое развитие получила социология.

В искусстве первая половина 20 века получила название модерн. Модерн — это игра с мечтой и утонченной, таинственной красотой. Для модерна характерны стилизованные природные формы. Стиль модерн легко узнаваем благодаря характерным кривым, плавным, прихотливо изогнутым линиям, получившим выразительное название «удар бича». Наряду с растительными мотивами использовались форма и окраска птиц и насекомых, обитателей морских глубин и раковин. Модерн также обращается к японским гравюрам и плетеным орнаментам древних кельтов.

Причины поворота к модернизму и авангардизму: бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880 —1914 гг.) получили дальнейшее развитие и переосмысление. В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма.

В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Крупные перемены в искусстве Латинской Америки связаны с деятельностью мексиканских художников. «Великая тройка» — Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Ороско — создала образцы новой монументальной живописи, пытаясь в прямой публицистической форме отобразить революционные события.

После Второй мировой войны культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук – биология, физика, космические исследования.

В литературе, кино и изобразительном искусстве звучат темы преодоления фашизма. Появляется популярное искусство (поп-арт), согласно которому объектом искусства может стать любой предмет.

Постепенно стираются грани между различными направлениями в искусстве. Культура начинает приобретать массовый характер.

Однако, наиболее серьезные изменения произошли в сознании самих людей. Завершается эпоха модернизма и ей на смену приходит постмодерн.

С 1970-х гг. начала разрабатываться концепция глобальной (универсальной) эволюции. Она стала комплексом идей, которые обосновывают всеобщность принципа эволюции, развития. При этом, проходя через различные фазы, меняются и сами механизмы эволюции, формы и способы самоорганизации.

На базе теории саморазвития и концепции глобальной эволюции формируются отдельные элементы новой картины мира. Неожиданная сложность, обнаруженная в природе, множественность ее проявлений, присущая ей вероятность и неопределенность, многообразие и многовариантность развития, взаимосвязь случайности и необходимости, хаоса и порядка привели к появлению целостного и в то же время более простого и органичного взгляда на мир, неотъемлемой частью которого стал человек.

Растет осознание ценности отдельного человека, отдельной человеческой жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других.

Быстрое распространение информационно-коммуни¬кационных технологий расширило поле для взаимодействия между различными людьми. С одной стороны, происходит формирование единого мирового рынка с общими стандартами потребления (весь мир смотрит одни и те же фильмы и т. д.). С другой стороны, усиливается стремление к возрождению национальной самобытности, традиций, местных обычаев, забытых языков, растет интерес к этнической музыке, исчезнувшим культурам, расширяется понимание культурного разнообразия мира.

Взаимодействие между людьми — главная черта современного общества. Соотнося себя с другими людьми, культурами, с миром в целом, человек должен решить, кто он. Это называется самоидентификацией, т. е. самоопределением. Человек ищет свои корни, пытается найти себя прежде всего в своем малом (локальном) мире, поэтому возрождается влияние религий, культур, традиций.

Среди новых мировоззренческих принципов и признание многообразия и многовариантности развития.

Новый ценностный подход — стремление жить в сложном гармоничном единстве с природой, в естественной связи с окружающим миром, попытки осмыслить мир как сложную открытую саморазвивающуюся систему.

Главное — это отказ от стремления покорить, подчинить себе природу, переделать во имя неких абстрактных идеалов общество и человека, от великих проектов эпохи модернизма, устремленных на преобразование реальности политическими методами или эстетическими средствами.

Осмысление нового этапа в развитии культуры было дано в работах таких современных философов, как М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Э. Левинас, Ж. Лиотар, Ф. Джеймисон, Р. Рорти. Благодаря их усилиям новые мировоззренческие установки, новое отношение к миру и новая эстетика получили развернутое обоснование. Их стали называть постмодернистами, поскольку они объявили о конце эпохи модернизма (1880—1960).

Постмодернизм — это не направление в искусстве и не стиль. Постмодернизм — это самоназвание новой культурной эпохи, начавшейся на рубеже 1960—1970-х гг.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк. Чтобы понять произведение эпохи модернизма, надо раскрыть творческий замысел автора, увидеть то, что автор хотел вложить в произведение.

В культурной ситуации постмодернизма читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нем смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора — создать поле для игры, где можно отдохнуть, обязательно узнать что-то новое, испытать свои эмоции, будь то сострадание или негодование, радость или разочарование, получить эстетическое наслаждение, удовольствие от чтения текста или просмотра фильма. Автор намеренно прячется за имитацией стилей, за скрупулезным воссозданием той или иной эпохи, за почти незаметной иронией, которая и включает в бесконечную игру читателя, зрителя. Иногда читатель, зритель находит все многообразие вариантов для интерпретации благодаря автору, как, например, в произведениях М. Павича или фильме «Беги, Лола, беги», когда демонстрируются равноправные варианты развития сюжета. Многозначность мира, многовариантность развития наглядно демонстрируются в искусстве постмодернизма, заставляя читателя, зрителя обращаться к самому себе как личности и обосновывать свой выбор, выбор того или иного хода событий, той или иной интерпретации. Таким образом, модернизм — это искусство автора, а постмодернизм — это искусство читателя, зрителя.

В постиндустриальном обществе производство перестает носить массовый характер и переходит к малосерийному производству. Принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк.

6. Назовите главные, по вашему мнению, глобальные проблемы современности. Какие пути их решения вы считаете первоочередными?

К глобальным проблемам современности относятся:

– проблема Север-Юг;

– проблема бедности;

– продовольственная проблема;

– энергетическая проблема;

– проблема экологии и устойчивого развития;

– демографическая проблема;

– проблема развития человеческого потенциала;

– проблема освоения Мирового океана.

Для решения этих проблем необходимы усилия государства и человека, а также совместные действия мирового сообщества.

7. Учит ли история?

Различные события в истории человечества являются уроком для нас. Именно изучение истории позволяет извлечь уроки, не допустить ошибки в будущем. Часто история показывает нам к чему могут привести необдуманные решения и стремления к господству и удовлетворению личных амбиций. Так, правительства многих стран, при проведении экономической политики учитывали опыт предыдущих лет и ошибки которые они допустили (усиление роли государства и расширение социальных программ). На основании этих данных и при новых обстоятельствах вырабатывались пути решения экономических, политических и культурных проблем.

8. Можно ли познать отечественную историю без знания истории других стран?

Народы и страны на протяжении всей истории взаимодействовали друг с другом. Они являлись участниками мировых процессов: международные отношения, мировая экономика, войны, культурное взаимодействие. Даже мировые экономические кризисы не возможно понять для отдельно взятой страны без изучения их причин. А для этого необходимо изучение истории государств, в которых они зародились. Отечественна история не стоит отдельно, она включена в мировую истории. Поэтому познание отечественно истории невозможно без знания истории других стран.