§ 12. Восток в первой половине XX в

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016



1. Какие главные причины обусловили «отсталость» Востока в первой половине XX в.? В каких странах колониальный режим, а в каких традиционные устои являлись тормозом развития?

Застойность процессов на Востоке была обусловлена силой сопротивления традиционных обществ внешним влиянием и сложностью найти синтез традиции и опыта Европы. Однако главным тормозом в первой половине века была политика колониальных держав.

Традиционные устои – Япония, Китай, Турция, Египет.

Колониальный режим – Индия.

2. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока?

Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв.— на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

Для Востока модернизация – это процесс ломки традиционных структур общества.

3. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации.

Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937—1945 гг.).

Однако, внутренне развитие представляло собой смесь европейских ценностей и японских традиций, что вылилось в особую форму тоталитаризма, основанной на идеях национализма и синтоизма как государственной религии.

Экспансия Японии на материк – национальная цель.

Своеобразие японской модернизации состояло в том, что восприятие европейского примера экономической и политической перестройки общества и военно-технических заимствований тесно сочеталось с использованием традиций, с представляемой как патриотизм шовинистической идеей «увеличения славы нашей империи», верностью императору, памяти самурайской славы.

4. Подумайте над проблемой: почему Китаю потребовалось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами? Выясните, какие исторические условия в XX в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли ее.

В Китае были сильны традиции. Новые идеи и образ жизни с трудом укладывался в идеологию конфуцианства. Однако, и в Китай проникали идеи о необходимости проведения реформ с целью развития и освобождения от колониальной зависимости. Противоборствующие группировки (сторонники реформ и потенциальные диктаторы) сменяли друг друга. Таким образом, реформы начинались, а после их сворачивали. Также немаловажным фактором является разнородность населения Китая, деление его на сферы влияния иностранных государств, отсутствие единства Китая. Все это тормозило проведение реформ. Когда Чан Кайши пришел к власти, он смог адаптировать немного идеи конфуцианства под современные реалии.

Способствовало модернизации: участившиеся восстания и революционные настроения; буржуазная революция 1911-1912 гг.; приход к власти Чан Кайши, который объединил Китай и начал капиталистическую модернизацию страны по западноевропейской модели.

Затрудняло модернизацию: государственный переворот 1898 г., захват власти дворцовой кликой после смерти императрицы Цы Си; попытка Юань Шикая установить личную диктатуру.

5. В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии?

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения общества всеобщего благоденствия, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения содержала протест против капиталистического уклада, того самого пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов. Облаченные в традиционные одежды требования независимости становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. Примечателен и метод борьбы (бойкоты, мирные марши, отказ от сотрудничества и пр.) — в нем сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина.

6. Расскажите о М. Ганди. Как вы понимаете его высказывание: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»?

Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) – один из наиболее авторитетных руководителей индийского национально-освободительного движения. Лидер Индийского национального конгресса и его идеолог. В 1893—1914 гг. жил в Южной Африке, активный участник борьбы против британского колониализма. После возвращения в Индию в 1915 г. возглавил национально-освободительное движение, последовательно использовал методы борьбы против англичан в форме ненасильственного (гражданского) сопротивления. После раздела Индии (на Индию и Пакистан) во время религиозной междоусобицы был убит террористом индуистской националистической организации.

Выражение Ганди: насилие порождает насилие, любовь порождает любовь. Следовательно, какое действие ты совершишь в отношении человека, такое же действие ты получишь в ответ. Только для получения положительного результата необходимо время.

7. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время, но разными средствами и методами. Как вы объясните столь резкое различие их путей развития?

Китай был суверенным государством, но был расколот внутренними междоусобицами и войнами. Индия была колонией Великобритании, которая удерживала Индию силой. Это и обусловило методы борьбы за независимость.

Также немаловажную роль играли традиции государств.