§ 38. Идеология и культура

Подробное решение параграф § 38 по истории для учащихся 9 класса, авторов Данилов А.А. 2014

Стр.136

Вспомните

О развитии культуры в предвоенное время

В стране шла ускоренная индустриализация, жизнь менялась к лучшему. У людей возникал подлинный энтузиазм, вера в светлое будущее. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных людских потерях, об убогом быте, а то и голоде невозможно было донести до читателя. Всё более ужесточалась цензура. Произведения были пропитаны духом оптимизма. В это время не все советские люди могли посетить театр. Но, тем не менее, они не были оторваны от искусства. Именно в этот период широкое распространение получила массовая культура. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина — мать зовет!».

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства . К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б)

Стр.137

Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Война велась на территориях капиталистических государств. Солдаты и офицеры видели иной уровень жизни, превосходящий советский во много раз. Противопоставить кроме идеологической обработки было нечего.

В мире образовались новые блоки государств. Противостояние необходимо было обслуживать идеологически.

В СССР после войны бала разруха, голод, недостаток всего необходимого. Государству предложить было нечего. В ход пошла идеологическая обработка населения.

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учены, деятелей литературы и искусств.

В области литературы:

1) М. Зощенко (изображал советских людей в своих произведениях бездельниками и дураками);

2) А. Ахматова (писала стихи, не несущие смысловую нагрузку, набор высоких слов);

3) А.А. Фадеев (пострадал за свое произведение «Молодая гвардия», где недостаточно раскрыл партийную деятельность молодых подпольщиков);

4) М.А. Исаковский (пострадал за пессимизм в своих стихотворениях, слишком жалостливо писал о правде жизни);

5) С.Я. Маршак (обвинялся в создании идеологически вредных произведений), и многие другие.

В области искусства:

1) В.И. Пудовкин (за фильм «Адмирал Нахимов»);

2) С.М. Эзенштейн (за фильм «Иван Грозный, 2 — я серия);

3) Д.Д. Шостакович (антинародное направление в музыке);

4) С.С. Прокофьев (антинародное направление в музыке);

5) А.И. Хачатурян (тоже самое), и многие другие.

Среди ученых:

1) Т.Д. Лысенко (за уверенные дискуссии по проблемам биологии);

2) А. Жербак (за убеждения в науке);

3) А. Сперанский (за убеждения в науке);

4) И. Шмальгаузен (за убеждения в науке), и многие другие.

Какой смысл вы видите в борьбе власти с «космополитами»?

Космополитами называются люди, считающие себя лицами без гражданства, т.е. принадлежащие не какой — то определенной стране, а всему миру.

Космополитизм зародился в СССР после Второй Мировой войны. Основными представителями данного "движения" были военные или те кто в период войны побывал в Европе. Государство (= Сталин) уделяло большое внимание борьбе с "безродными" космополитами. Так как:

1. шла "холодная война",что требовало укрепления как внутри страны, так и внутри социалистического лагеря.

2. коспомолиты могли разрушить устоявшиеся в советском обществе мифы о "светлом" коммунистическом будущем (что они успешно и делали).

Борьбу против космополитов возглавлял Жданов (до 1953 года) после него — Суслов.

Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений генетики, кибернетики и др.?

Среди самих учёных шла борьба за благосклонность руководства страны (в виде правительственных премий и распределения весьма ограниченных ресурсов). Номенклатура, тем более органы НКВД мало разбирались в научных Вопросах. Потому в отраслях, прямо не относившихся к области разработки вооружений, они ориентировались не на суть проблемы, а на то, кому в развернувшейся дискуссии они больше доверяют. С довоенных времён в биологии, в частности, они доверяли академику Т.Д. Лысенко, генетиком данный академик не был, потому боролся с генетиками как с прямыми конкурентами. Похожая ситуация наблюдалась и в других отраслях науки.

Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Достижения отечественной науки первых послевоенных лет наблюдались в области:

1) Естественных наук:

— геологии (В.А. Обручев);

— физики (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица);

— химии (Н.Д. Зеленский).

2) Медицины (Н.Н. Бурденко).

3) Ядерной физики:

— лаборатория И.В. Курчатова (испытание советской атомной бомбы в 1949 г. и водородной бомбы в 1953 г.)

— С.П. Королев – ракетная техника.

Достижения отечественной культуры первых послевоенных лет наблюдались в области:

1) Живописи (А. Дейнека, М. Нестеров, Ф.П. Решетников и др.)

2) Архитектуры (ВДНХ, Дворец Советов, строящееся метро)

3) Скульптуры (В.И. Мухина, П.Д. Корина);

4) Музыка, театр, балет (композиторы А. Н. Александров, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников);

5) В кинематографе — развитие советской комедии (музыкальные комедии режиссера Г. В. Александрова с участием актрис Л. П. Орловой, Ф. Г. Раневской, комедии режиссера И. А. Пырьева). Развитие исторического кино (фильмы «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна с Н. Черкасовым в главных ролях), фильмы В. Пудовкина.

6) Литература (М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, А. Н. Толстой, Н. А. Островский, А. А. Фадеев, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, А. Гайдар и др.).