§ 6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Торкунов А.В. 2016-2023



Вопрос ко II пункту. Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование.

Речь Посполитая перестала существовать в результате III раздела в 1795 году.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество?

Либерально настроенная часть дворянства надеялась на реформы как на награду за все его усилия. Крестьяне надеялись на ослабление крепостного гнёта. Но большинство дворянства посчитали победу доказательством правильности самодержавной модели: Россия одержала верх без существенных преобразований благодаря совершенству своей системы государственного устройства.

Из-за такого положения дел новые реформы, в отличие от преобразований первых лет правления, Александр I готовил втайне.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором?

Потому в этой конституции реализовавылись такие либеральные нормы как свобода личности и слова, парламент, избираемый населением (пусть и не всем, а только шляхтой и городами) и др. – всё то, что относительно коренных русских земель существовало только в виде проектов, но так и не было реализовано.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России?

Для Александра I конституция Царства Польского была именно экспериментом: на её примере он хотел понять, какое действие окажет принятие общеимперской конституции. Он увидел то, чего и ожидали – документ вызвал рост сепаратизма и революционных идей. Бывшие граждане Речи Посполитой, не успевшие забыть о независимости этого государства, хотели возвращения этой независимости. Но император решил, что появление тайных обществ и иной рост сопротивления – естественное следствие принятия конституции, потому не стал её даровать России в целом.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.?

Причины отказа от реформ:

- возросшая религиозность императора;

- влияние ближайших советников и особенно Алексея Андреевича Аракчеева;

- возросшее сопротивление консерваторов в целом и опасность заговоров консерваторов в гвардии;

- движение в Царстве Польском за дальнейшие реформы.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I несколько изменила систему управления и привела её к тому виду, в котором она в основном существовала до революции 1905 года (пережив и Великие реформы). Однако потенциальные возможности были гораздо больше. Преобразования Сперанского могли обеспечить мягкую постепенную модернизацию, которая в итоге помогла бы избежать и Крымской войны и революций. Вместо этого возможности не были реализованы. Не удались и многие другие реформы, вроде попыток решить проблему крепостного права. Но другие, такие как реформа системы образования, дали долгосрочные положительные результаты.

Между тем консервативное окончание царствования стало подготовкой к реакционному правлению Николая I, в результате которого Россия существенно отстала от передовых стран.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В нём проявлялись колебания императора Александра I во внутренней политике? Какими причинами они были вызваны?

После Отечественной войны проекты реформ уже не предавались гласности, они разрабатывались секретно. Самые либеральные из преобразований проводились на окраинах империи.

Частично причиной таких колебаний было опасение заговоров. Но сложно представить, чтобы императора, который был символом победы над Наполеоном, попытались свергнуть. Главным виновником была всё больше возраставшая религиозность самого Александра I.

В Новое время первой именно католическая церковь стала говорить, что народ имеет право свергнуть монарха, если тот не достоин своего поста. Но эпоха Просвещения объявила церковь и клерикальность одним из главных противников разума и продиктованных разумом преобразований ради всеобщего блага. Просвещённые монархи изгоняли иезуитов, в Австрии политика Марии Терезии и Иосифа II была столь антиклерикальна, что именно это вызвало восстание отсталых и религиозных Испанских Нидерландов (современной Бельгии).

Великая французская революция только закрепила это представление. Она со временем принесла отказ от христианства и поклонение Верховному существу. Республиканцы объявили клерикалов главными реакционерами. Это было сделано в рамках борьбы с церковью, потому что «реакционер» было главным обвинением. Остальная Европа приняла этот тезис. Все сторонники реформ стали считаться в определённой степени безбожниками, а реакционизм стал непременным довеском к вере в Господа. Такие представления были распространены как среди либералов, так и среди консерваторов.

Александр I также был подвержен этому заблуждению. Между тем под влияние Отечественной войны его религиозность возросла, ведь спасение России было явным свидетельством вмешательства Господа. Недаром созданный по инициативе России союз европейских монархов был назван именно Священным. Какое-то время император колебался, потому продолжал реформы на окраинах и разработку проектов для всего государства – так как воспитывался царь, всё-таки, на идеях либерализма.

Решающим оказалось влияние новых советников, и особенно – Алексея Андреевича Аракчеева. Они убедили в правильности реакционного курса императора, который всегда был нерешительным и нуждался в чьём-либо одобрении и поддержке своего окружения.

Немалое влияние оказал и провал «польского эксперимента». Как и утверждали консерваторы, включая и ближайших советников императора, дарование конституции вызвало требования ещё больших свобод и независимости. То есть Александр I решил, что либералы по самой своей природе хотят всё или ничего и не успокоятся либо пока не свергнут монархию и не ввергнут страну в кровавый хаос, как это было во Франции, либо пока не будут побеждены.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Проанализируйте внутреннюю политику Александра I на протяжении всего периода его правления в 1801-1825 гг. Что можно отнести к либеральным, а что – к консервативным тенденциям?

К либеральной тенденции можно отнести большую часть правления вплоть до начала 1820-х годов с реформами системы образования, появлением Указа о вольных хлебопашцах, конституцией Царства Польского, автономией Великого княжества Финляндского и т. д., а также грандиозными проектами преобразований Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского.

Консервативное окончание правления – время аракчеевщины с изгнанием из министерств реформаторов, военными поселениями и т.д.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Сравните проекты Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского. Есть ли у них общие идеи? Составьте сравнительную таблицу (в тетради).

Сравните проекты Н. Н. Новосильцева и М. М. Сперанского. Есть ли у них общие идеи? Составьте сравнительную таблицу (в тетради)

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Какими идеями руководствовался Александр I при подготовке польской конституции? Какое значение для развития польской государственности имело дарование конституции Александром I?

Александр I руководствовался либеральными идеями, теми самыми, которые он с молодых лет хотел реализовать в России.

Конституция была в некоторых моментах прогрессивнее, чем государственный строй независимой Речи Посполитой. Так, в парламент избирались представители и от шляхты (высшего сословия), и от городов, в то время во времена независимости – только от шляхты. Однако она не даровала главного – независимости от Российской империи. Также она не возрождала избрания монарха парламентом, которое существовало до потери независимости. Потому конституция была воспринята лишь как шаг на пути к обретению независимости. Когда следующих шагов не последовало, разразилось восстание. В результате автономия Царства Польского была значительно урезана. А когда Польша обрела независимость, основой конституции стали европейские образцы. Потому несмотря на свою прогрессивность, на развитие государственности Польши конституция Александра I в основном не оказала никакого воздействия, лишь косвенное отрицательное – как один из катализаторов восстания, урезавшего автономию.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Используя текст параграфа, докажите, что Великое княжество Финляндское имело особые условия управления и самостоятельность в рамках Российской империи.

В Великом княжестве Финляндском существовал свой сейм, без согласия которого не принимался ни один закон, соответственно, там было особое законодательство. Делопроизводство продолжало вестись на шведском языке. На все посты, включая генерал-губернатора, обычно назначались местные уроженцы или прибалтийские немцы.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Сравните национальную ситуацию в Финляндии и на Кавказе. Какое главное различие вы можете назвать?

Великое княжество Финляндское было населено в основном двумя народами – финнами и шведами, при этом национальная культура финнов, включая их литературный язык, в этот период только складывалась. Вся знать была шведской. Безусловно господствовавшей религией оставался протестантизм Потому можно сказать, что это был кусочек Швеции под властью Санкт-Петербурга.

На Кавказе этно-религиозная ситуация была гораздо сложнее. Там проживало множество больших и малых народностей со своими языками и национальными традициями. Что было гораздо важнее в условиях того времени – там сосуществовали разные религии. Нужно также отметить, что у многих из этих народов были свои вполне сложившиеся прослойки аристократии и собственные государственные традиции, память о жизни во время независимости.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Кого в XIX в. называли инородцами?

Исходя из этимологии слова, так должны были называть представителей всех народов Российской империи, кроме русского. Но на деле разделение обычно проходило по религиозному принципу и инородцами звали всех неправославных. Это не удивительно: на протяжении столетий культивировалась идеология об уникальности России именно благодаря тому, что это единственное не павшее под ударами врагов православное царство.

Но также термин «инородцы» существовал в официальных законах Российской империи и обозначал народы, к которым применялись иные по сравнению с основным населением юридические нормы. К примеру, немцы латыши и эстонцы инородцами в официальных документах не именовались, хотя не были русскими и исповедовали протестантизм, а не православие.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Какие особенности управления Сибирью существовали в первой четверти XIX в.? Чем они были обусловлены?

В Сибири население делилось на две категории – оседлое и кочевое. Официально оно делилось на русских и инородцев, но оседлые инородцы приравнивались к государственным крестьянам, потому особый правовой статус имели только кочевники. Им были оставлены их традиционные формы правления – власть находилась в руках у местных «князей». Но их стимулировали к оседлому образу жизни, и приравнивали к государственным крестьянам, как только это получалось.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Расскажите об особенностях положения Прибалтики в составе Российской империи.

В Прибалтике крестьяне были на особом положении (подробнее о котором в ответе на следующий вопрос), потому в отношнии крестьян существовало отдельное законодательство.

Кроме того, в Прибалтике было необычно большое для империи число безземельных или малоземельных дворян – это положение сложилось ещё до присоединения этих земель к России. Таким дворянам не оставалось ничего другого кроме службы и жизни на жалование. Во многом этим объяснялось обилие немцев среди чиновников империи.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Отличалось ли положение прибалтийских крестьян от положения крепостных крестьян основной части страны?

В 1804-1816/9 годах крепостное право в прибалтийских губерниях было сильно модифицировано. Крестьяне там оказывались прикреплены не к помещику, а к земле. Они были собственниками своих наделов, могли передавать их по наследству и не могли быть проданы без них. Однако часть крестьян (батраки) земли не имели.

На протяжении 1816-1819 годов крепостное право в этих губерниях было полностью отменено, но крестьян отпустили без земли – она вся осталась в руках помещиков, а крестьяне вынуждены были свои участки арендовать. Однако они могли свободно уходить в города или к другим хозяевам. Такое положение было благоприятнее для развития промышленности, чем крепостное право на основной территории империи.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Назовите национальности и народности, входящие в состав Российской империи в первой половине XIX в., которые упоминаются в параграфе. Подготовьте сообщение об одном из народов Российской империи.

В параграфе упомянуты: поляки, евреи, финны, шведы, богары, греки, гагаузы, сербы, немцы, украинцы, эстонцы, латыши, армяне, осетины, курды, таты, грузины, абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, мансы, ненцы, энцы, селькупы, тунгусы (эвенки), чукчи, юкагиры, якуты, койбалы, качинцы, белтиры, сагайцы, кызыльцы, хакасцы, буряты, татары, алтайцы, шорцы, коряки

Поляки

Сегодня очень часто под народом подразумевают крестьян, как ниболее консервативый слой, сохранивший больше всего черт первоначальной культуры. Но не крестьяне в Польше мечтали о независимости Речи Посполитой, с радостью вступали в армию Наполеона, надеясь, что он вернёт эту самую независимость, не они в Российской империи до конца её существования считались патологическими смутьянами. Всё это описание шляхты (которую после присоединения к России отождествили с дворянством). Она имела своё особое самосознание и культуру, которая в то время и была характеристикой нации.

Примерно в XV веке сложилась легенда, согласно которой дикое, но доблестное племя сарматов завоевало не умевшие сражаться, инертные народы на землях, которые позже объединились в Речь Посполитую. Сарматы стали там правящим сословием – шляхтой, а местные покорённые жители – простым народом. Во многом этих обосновывалось крепостное право – по праву завоевания победители обратили в рабство побеждённых.

Несмотря на то, что шляхтичи в России были признаны дворянами, это сословие было гораздо более многочисленным. В среднем по стране они составляли 8-10% населения, а на Подляшье (в районе современного Белостока) – 25%. Благодаря этому сарматы действительно представляли из себя целый народ, потому что делились на многочисленные имущественные слои – от магнатов, чьи земли превышали владения иных европейских монархов, до застянковой шляхты, чьи владения порой не достигали размера наделов иных русских крестьян.

Каждый мужчина-сармат должен был быть, прежде всего, воином, а также галантным кавалером. Он обязан был постоянно оставаться готовым к войне (а в XVII-XVIII веках значительная часть жизни многих шляхтичей действительно проходила в войнах внешних или междоусобных) и смерть в битве считалась самой почётной. Достойным занятием вне войн считались охота, а также национальный танец полонез. Сарматка призвана была оставаться хранительницей дома, которая поддерживает его, пока хозяин воюет вдалеке, а в случае чего может организовать челядь, чтобы дать отпор недругам.

Со второй половины XVII века другой характерной чертой сармата становиться католицизм. Добрый шляхтич за очень редким исключением обязан был быть добрым католиком. В идеал обязательно входила молитва воинов перед битвой и молитва женщин за своих мужчин на войне. Но при этом католицизм имел местный колорит. Собрание апостолов часто напоминало сеймик шляхты, через святых воспевались те же шляхетские доблести.

Шляхтич обладал гонором. Это понятие было чем-то похоже на европейскую дворянскую честь, но не тождественно ей. Чтобы сохранить гонор также требовалось избегать недостойных поступков, не спускать оскорблений, но, например, не было разработанных правил поединков, вроде европейского дуэльного кодекса. Человеком без гонора считался также человек занимавшийся недостойным трудом. К таковому относились, прежде всего, сельское хозяйство и ремесло.

В самом национальном характере сарматизма заложен республиканизм. Все шляхтичи были формально равны между собой – и богатейший магнат, и бедный застянковый шляхтич считались панами-братьями. В Речи Посполитой не существовало феодальных титулов (вроде князей, графов). Некоторые магнаты их носили, но получали их за границей, чаще всего – в Священной Римской империи германской нации. Но при этом шляхта чётко отделяла себя от простолюдинов. Равенство и права были только для сарматов, остальные потомки покорённых должны были знать своё место.

Собственную страну шляхта считала лучшей в мире и уникальной, отличной как от деспотичного востока, так и от абсолютисткой Европы. Потому она так сокрушалась о потере Речью Посполитой независимости и столь отчаянно пыталась её вернуть.

Национальный костюм сарматизма отчасти напоминал русский допетровский. Он состоял из сапог, шаровар (широких в бёдрах штанов), подпоясанного кунтуша (длинного кафтана) и шапки с меховыми отворотами. Особым предметом гордости являлся пояс. Он был широким, богато украшенным. И длинным – обматывался вокруг тела несколько раз. Одними из самых ценными были пояса, сделанные на Слуцкой мануфактуре – они и сегодня остаются гордостью тех музеев, которым посчастливилось ими обладать. Костюм дополнялся саблей.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Сравните положение Финляндии и Польши в составе Российской империи, найдите общее и отличия.

Сравните положение Финляндии и Польши в составе Российской империи, найдите общее и отличия

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Подготовьте тезисы к дискуссии на тему «Положительные и отрицательные стороны присоединения кавказских земель к Российской империи».

Преимущества:

- расширение территории империи и получение ею новых природных богатств (например, виноградников);

- Россия получала буферную зону и плацдарм для дальнейших походов против Персии и Османской империей.

Недостатки:

- эти земли оставались довольно дикими, их освоение было сложным и требовало больших затрат со стороны государства;

- присоединение вызвало протест многих из кавказских народов, что вылилось в долгую войну.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Используй материалы Интернета, сделайте презентацию о культуре и традициях одного из народов Кавказа, упомянутых в параграфе.

Слайд 1

Название: Традиционная культура агулов

Текст: сведения об авторе

Слайд 2

Изображение: карта расслоения агулов

Текст: Агулы расселены в центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных ущельях Агульского и Курахского районов. В 2010 году их численность согласно переписи насления составляла 34,2 тысячи (включая покинувших историческую родину и даже Кавказ).

Слайд 3

Изображение: Родриг Фёдорович Эркерт

Текст: Агульский язык относится к лезгинской группе и делиться на несколько диалектов. Его начали изучать только в конце XIX века. Первым за это взялся Родриг Фёдорович Эркерт.

Слайд 4

Изображение: мечеть

Текст: Традиционная религия агулов – ислам суннитского толка. Они примыкают к шафиитскому мазхабу. Однако в условиях изолированных горных аулов, многие религиозные нормы продиктованы скорее местными обычаями, чем требованиями Корана.

Слайд 5

Изображение: кавказский аул

Текст: Селились агулы в местах, которых легко было оборонять, соответственно, труднодоступных. Сакли обычно располагались вплотную друг к другу, так что их крышы смыкались. В центре аула строили мечеть возле которой оставляли свободное место для центральной площади.

Слайд 6

Изображение: традиционная кавказская сакля

Текст: Агулы строили традиционные для Кавказа сакли. Большая часть домов агулов не имела ни настоящих окон, ни печей. Свет проникал через маленькие четырехугольные отверстия, закрывавшиеся изнутри деревянными ставнями или заслонками. Пищу готовили на очаге, расположенном чаще всего в середине дома. Дым выходил в отверстие, сделанное в крыше, над очагом.

Слайд 7

Изображение: стадо овец в горах

Текст: Высокогорье не пригодно для земледелия, потому традиционным занятием агулов всегда было разведением скота, прежде всего, овец, но держали также и немного коров. Как и всюду на Кавказе стада перегоняли то выше, то ниже по склонам в зависимости от сезона. Но на равнинах арендовали пастбища только богачи, бедняки оставляли скот в селениях, где возникали проблемы с кормом.

Слайд 8

Изображение: кавказский пастух среди овец

Текст: Овцеводством у агулов занимались только мужчины; они пасли овец, доили их, перерабатывали молоко, стригли шерсть; за крупным же рогатым скотом ухаживали преимущественно женщины. Неизвестно, как сложилось такое разделение.

Слайд 9

Изображение: агул в традиционном костюме

Текст: Одежда агулов по своему типу, покрою и способу ношения близка лезгинской, но имеет и ряд общедагестанских элементов: мужчины носили широкий тулуп, папаху, черкеску, бешмет, бурку, шерстяные носки. Женский национальный костюм практически сходен с лезгинским.

Слайд 10

Изображение: кавказское застолье (без тостующего)

Текст: В гостеприимстве агулов есть черты, неизвестные другим народам Дагестана. С пришедшим гостем здороваются только после того, как он снимет верхнюю одежду и оружие. В отличие от других народов Кавказа у агулов не принято произносить за столом какие-либо тосты.