Подробное решение параграф § 32 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов 2016
Стр. 211, Ключевые вопросы перед параграфом
Как соотносились традиции и черты нового в культуре и быте разных слоев населения России второй половины XVIII в.?
Традиции и черты нового в культуре и быте разных слоев населения России второй половины XVIII в. соотносились так: новое в основном пронизывало жизнь высшего сословия, но проникало и в жизнь купечества и мещан (городского населения). Все меньше русских традиций оставалось в жизни дворянства, сильное влияние на жизнь этого сословия оказывала европейская культура, особенно в крупных городах Москва, Санкт-Петербург. В глубинке традиции были еще сильны, и помещики жили по-старому, были близки к крестьянству.
Стр. 217 Вопросы после параграфа
1. Какие изменения в повседневной жизни и быте россиян произошли в XVIII в.? Какие слои населения они затронули?
В повседневной жизни и быте россиян XVIII в. произошли большие изменения. Особенно эти изменения коснулись дворянского сословия. Внешний вид (одежда, бритье бород), жилище (дома строились на европейский манер), произведения живописи – обязательный атрибут дворянских домов, появились крепостные театры. Изменения в повседневной жизни частично коснулись и купечества.
Быт и повседневная жизнь большинства населения, в том числе крестьян практически не изменились.
2. Опишите образ жизни российских помещиков во второй половине XVIII в. Чем он определялся?
Образ жизни российских помещиков во второй половине XVIII в.
Дворяне носили теперь парики, камзолы, башмаки на каблуках. Общаться было принято на иностранном языке: французском или английском. Были открыты Английские клубы, где дворяне-мужчины ужинали, играли (главным образом, в карты), обсуждали проблемы экономики, политики.
Дворяне освобождены были от обязательной службы и переселялись в усадьбы. Здесь они занимались обустройством усадьбы, создавая целые усадебные комплексы с парками, прудами, дорожками и аллеями.
Образ жизни российских помещиков определялся уровнем богатства, отношением к службе, воспитанием.
3. Охарактеризуйте основные правила дворянского этикета. Какие ценности ставились на первое место?
В дворянской среде сложился особый стиль поведения – этикет. Правила этикета были заимствованы в Европе и были основаны на рыцарском кодексе чести. Обязательными считались служба Отечеству, галантное отношение к женщинам, недопустимы были обман, клевета, мошенничество.
4. Что собой представляла дворянская усадьба в «золотой век» правления Екатерины II? используйте при ответе иллюстративный материал учебника, художественных изданий, ресурсов Интернета.
Уса́дьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий[источник, относящимся к XVII — началу XX веков.
В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и др. Парк, примыкающий к усадьбе, чаще всего носил ландшафтный характер, часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты и т. п. В крупных усадьбах нередко строилась церковь.
Усадьба Кусково, принадлежавшая графам Шереметевым
Усадьба «Архангельское»
Городские дворянские усадьбы, характерные для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, губернских городов, как правило, включали господский дом, «службы» (конюшню, сараи, помещения для прислуги), небольшой садик.
Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам известных архитекторов, в то же время немалая часть строилась по «типовым» проектам. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, получил известность как важные центры культурной жизни (например, Абрамцево, Талашкино). Другие усадьбы прославились за счет знаменитых владельцев (Тарханы, Болдино).
5*. Как соотносились во второй половине XVIII в. традиции и черты нового в жизни: а) верхушки российского общества; б) поместного дворянства; в) горожан – купцов и мещан; г) крестьян?
Традиции и черты нового в жизни во второй половине XVIII в. соотносились так:
а) верхушки российского общества: в повседневной жизни и быте дворян XVIII в. произошли большие изменения. Особенно эти изменения коснулись дворянского сословия. Внешний вид (одежда, бритье бород), жилище (дома строились на европейский манер), произведения живописи – обязательный атрибут дворянских домов, появились крепостные театры. Изменения в повседневной жизни частично коснулись и купечества.
б) поместного дворянства: в глубинке традиции были еще сильны, и помещики жили по-старому, были близки к крестьянству.
в) горожан – купцов и мещан: новые веяния касались в первую очередь наиболее зажиточной части горожан, купечества. Это проявлялось в одежде, домашней обстановке, где появлялась европейская мебель (например, стулья вместо лавок), в питании. Некоторые представители городских сословий проявяли интерес к образованию, интерес к искусству.
г) крестьян: жизнь их не изменилась.
6*. Составьте описание городской или загородной усадьбы XVIII в., сохранившейся в вашем городе, крае. О каких сторонах жизни ее обитателей можно судить по имеющимся постройкам, интерьерам (внутреннему виду помещений), убранству?
«В слепом неведенье невинном, стираются следы веков…»Вот три прекрасных особняка, похожих на дворянские усадьбы. Две из них находятся в Екатеринбурге, а одна в Кыштыме Челябинской области. Все они хорошо известны и принадлежали богатейшим людям Урала.
Усадьба Расторгуева-Харитонова
Усадьбы Урала
Усадьба Расторгуевых-Харитоновнах
Усадьба золотопромышленника Тарасова.
Сейчас в ней находится резиденция губернатора Свердловской области (по этой причине и фото все с боку)
Усадьба Тарасовых
Усадьба Тарасовых Екатеринбург
Усадьба Демидова-Расторгуева в Кыштыме «Белый дом»
Ну, и какая же связь между ними, кроме того, что это очень красивые усадьбы, типичные для поместий Центральной полосы России. Первые две являются настоящим украшением Екатеринбурга, ну, а Кыштымская могла бы стать настоящей жемчужиной Челябинской области, если бы не находилась в таком плачевном состоянии (правда, по последним данным спонсоров на реставрацию поместья нашли, там будет гостиница и ресторан). Так, что же их связывает? Как это ни тривиально звучит - жизнь их хозяев, события, которые происходили на рубеже 18-19 веков. Харитоновская усадьба была построена Львом Расторгуевым.
Лев Иванович Расторгуев
Ему же принадлежал и «Белый дом» в Кыштыме.
Он его купил у наследников Демидова в 1809 году. Лев Расторгуев сколотил свое состояние за счет торговли спиртным. Он откупил себе право торговли в целом округе (на Среднем Урале), открыл сразу 100 кабаков, и нажил миллионное состояние. А куда вкладывать деньги на Урале? Конечно, в заводы. И он покупает 4 завода (в том числе Каслинский и Кыштымский)
А вместе с ними сотни тысяч десятин земли, леса, тысячи крепостных. был из поволжских старообрядцев. На Урале, в его горнозаводской зоне старообрядцы появились в 1720 году. Это были разные старообрядческие течения или как правильно говорить, согласия. К концу 18 века в связи со строительством здесь заводов поток старообрядцев на Урал усилился. В Центральной России они подвергались преследованиям и гонениям. А на уральских заводах их охотно брали на любые должности от простых рабочих до руководящего состава, т.к. старообрядцы не пили и отличались дисциплинированностью. Да, что там говорить владельцы-заводчики не редко сами были приверженцами «раскола», как , например, Расторгуев. Так к концу 18 века Урал становится одним из центров старообрядчества в России. Они строят церкви, молятся в скитах у озера Шарташ.
Озеро существует и поныне. Сейчас это черта города Екатеринбурга, окраинная её часть. Вначале это были разрозненные согласия, но постепенно они объединяются под одним Белокрицким согласием. Его ещё называют австрийским, т.к. духовный носитель этой веры жил на территории Австрии близ местечка Белая Крица.
Все последующие события и фигуранты этих событий были приверженцы старообрядчества, жили с этой верой и пострадали за неё. Когда в конце 1790 года Расторгуев начал скупать землю на Вознесенской горке, место это было не особенно престижным, да и хором он тогда возводить не собирался. Построил только двухэтажный каменный дом. Но успехи в делах привели к тому, что Расторгуев решает, что ему уже по статусу положен дом побольше, и побогаче. Ну, так действительно, одно дело виноторговец, а другое владелец заводов. «Да, это же настоящий дворец!», - воскликнул Александр I, когда в 1824 году посетил Екатеринбург. Почти одновременно с Екатеринбургским дворцом перестраивается и усадьба в Кыштыме. Усадьба получает название после перестройки «Белый дом».
Демидовская постройка была весьма скромной. И все же для Расторгуева на первом месте стояла верность вере. В подвале своего роскошного особняка в Екатеринбурге он хранит запрещенные иконы и книги, там же происходят сходы старообрядцев. Кыштымский дворец тоже очень даже для этого подходит. Подвалы там остались еще с Демидовских времен. Входы и выходы из них были известны лишь немногим (отсюда поползли всякие толки и домыслы). Люди часто замечали, что Расторгуев и Григорий Зотов, в то время управляющий Верх-Исетскими заводами, частенько исчезали, как под землю проваливались и появлялись так же неожиданно. Это связывали с чеканкой фальшивых денег (и даже настрочили по этому поводу жалобу), но проверка ничего такого не выявила, а вот еще одно убежище староверов было раскрыто. У Льва Расторгуева было две дочери Мария и Екатерина. И в выборе женихов для них сыграло, конечно, в первую очередь твердость последних в вере, преданность старообрядчеству. Мария вышла замуж за Петра Харитонова.
Харитонов Петр Яковлевич
Мария Львовна Харитонова (Расторгуева)
Петр был из многодетной купеческой семьи и в твердости в вере не уступал своему тестю, а вот Екатерину выдали за сына Григория Зотова, Александра Зотова.Если с Харитоновым было все ясно, то с Александром вышла заминка. Дело в том, что его отец Григорий Зотов хоть и был не бедным, и управляющим Верх-Исетскими заводами, а так же одним из лидеров староверов Урала, но он был крепостным. Всю свою жизнь он посвятил для избавления себя от этого статуса. Поэтому и работал как никто. Верх-Исетские заводы ему были доверены с первого дня своего существования и дела там шли хорошо.
Александр I, посетивший Екатеринбург, сетовал, почему же на казенных заводах дело идет не шатко ни валко, вокруг грязь, никакой модернизации, а у Яковлева (Верх-Исетские) заводы процветают.
За усердие Григория Зотова, его сын Александр в 1809 году был отпущен «вечно на волю».
Это событие позволило состоятся браку Александра и Екатерины Расторгуевой.
Дворец Тарасова упоминается в документах с 1804 года
То, что эту усадьбу построил Григорий Зотов, есть только косвенные данные.
К сожалению документов никаких нет. Но многие историки-краеведы склоняются к тому, что дом принадлежал Зотову.
А вот авторство всех трех усадеб приписывают талантливому архитектору Малахову. Ну, во-первых, потому что, Малахов строил почти весь Екатеринбург, во всяком случае, все знаковые строения города. Стилистически усадьбы очень похожи. На рубеже 18-19 века русская архитектура переживала период небывалого подъема, когда сформировались традиции классицизма, пришедшего на смену барокко.
Примерно с 1760 года до средины 19 века этот стиль господствовал в России. И надо сказать, что он охватил не только архитектуру, но и всю культуру Российского государства. Поэтому неудивительно, что усадьбы построены в стиле классицизма.
По имеющимся постройкам, интерьерам (внутреннему виду помещений), убранству можно судить о таких сторонах жизни ее обитателей как имущественное положение, стремление шагать в ногу со временем, не отставать от моды, но при этом быть приверженцами старообрядчества, сохранять старинные русские традиции.