§ 17. Индия под властью англичан

Подробное решение § 17 по истории для учащихся 8 класса, авторов Н. В. Загладин 2014



Вопросы и задания к пункту параграфа стр. 156

Португальцы, открыв путь в Индию вокруг Африки, очень быстро овладели морской торговлей Южной и Восточной Азии и начали жестокую борьбу с арабами в Индийском океане, грабя и топя их корабли. Благодаря этому они захватили в свои руки всю морскую торговлю с Индией. В Индии португальцы не захватывали больших территорий, а стремились овладеть лишь опорными пунктами на побережье. Постепенно они захватили все торговые центры между отдельными районами на берегах Индийского океана. Эта торговля давала большие прибыли. Продвигаясь дальше на восток вдоль побережья, они овладели транзитными путями торговли пряностями. Торговлю с Индией было провозглашено монополией португальского короля.

Со времени открытия морского пути из Западной Европы в Индию и Восточную Азию и до открытия Суэцкого канала в ноябре 1869 г. морской путь вокруг Южной Африки был главной торговой дороге из Европы в Азию.

Британцы появились в Индии в начале XVII века, когда была основана Ост-Индская компания, переродившаяся в середине XVIII века из торгового предприятия в инструмент британской завоевательной политики.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 157

Вопрос. По карте (с. 163) проследите, как в первой половине XIX в. Ост-Индская компания распространяла своё управление на новые территории и княжества Индии.

Ответ

Ост – Индская компания распространяла свое управление на новые территории и княжества: подчинили себе Маратхские княжества, княжество Майсур. Бирма лишается части территории и заключает неравноправный торговый договор.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 159

Вопрос. По материалам параграфа составьте таблицу «Колониальный режим Англии в Индии», указав его негативные и положительные последствия для колониальной страны.

Ответ

Колониальный режим Англии в Индии

По материалам параграфа составьте таблицу «Колониальный режим Англии в Индии», указав его негативные и положительные последствия для колониальной страны

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 161

Вопрос. Проанализируйте причины поражения восстания сипаев в двух аспектах:

1) Какие просчёты допустили руководители восстания?

2) Какие меры предприняли английские власти для подавления мятежа?

Ответ

Причины поражения восстания сипаев:

1.- силы сипаев были рассредоточены по обширной территории;

- не было командиров, способных организовать наступление;

- индийские феодалы не поддержали восстания;

- руководители восстания не учли интересы крестьян;

2.- приняты законы, улучшавшие положение арендаторов;

- ограничивалась возможность произвольного повышения арендной платы и сгона арендаторов с земли;

- сипайская армия реорганизована, представители высших каст получили доступ к образованию в университетах мктрополии

п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 164

Вопрос. От имени сторонников революционной борьбы и сторонников тактики гражданского неповиновения сформулируйте по 2-3 тезиса в защиту своих убеждений.

Ответ

Сторонники революционной борьбы: добиваться выполнения своих требований, не останавливаясь перед применением насилия; организация массовых беспорядков на религиозной почве;

сторонники тактики гражданского неповиновения: отказ сотрудничества с колониальными властями, бойкотирование английских товаров, мирные шествия.

Вопросы и задания к параграфу стр. 164

Вопрос 1. Сравните колониальную политику Британской империи в Индии и в колониях, основанных англичанами-переселенцами в Новом Свете (с. 115-117). Почему Индия, подобно Канаде, Австралии или Новой Зеландии, не получила статус доминиона?

Ответ

Развитие в Индии капитализма в конце XIX и начале XX века проходило крайне медленно. В своем стремлении навсегда привязать Индию к метрополии англичане делали все, чтобы помешать народному хозяйству страны расти и развиваться.

Канада, Австралия и Новая Зеландия были фактически независимыми государствами в составе Британской империи.

Вопрос 2. По карте (с. 173) опишите геополитическое положение Индии в начале XX в.

Ответ

Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке. Территория штата Кашмир имеет границу с Афганистаном.

Вопрос 3. С помощью дополнительных источников информации подготовьте сообщение об одном из памятников культуры «колониального стиля» в Индии.

Ответ

Развитие во второй половине 19 в. капиталистических отношений в Индии было крайне односторонним и медленным и происходило в рамках, выгодных колониальному режиму. Класс пролетариата был малочислен, а индийский буржуазный национализм не имел прогрессивного значения, поскольку он поддерживал феодальную аграрную систему и, по существу, не был направлен против колониального порабощения. Усилившиеся в конце 19 в. народные волнения носили по преимуществу стихийный, неорганизованный характер. Известную активность проявляли «крайние» представители национальной буржуазии, а также мелкобуржуазные круги. Характерно, что их протест против колониального режима, по существу, был неотделим от идеализации индуизма и старины, кастового строя.

Чрезвычайная отсталость и упадок национальной культуры и искусства Индии в 19 в. сочетались с насаждением английскими колонизаторами элементов европейской культуры. С середины 19 в. в Калькутте, Мадрасе и других крупнейших городах страны открываются художественные школы, в которых, впрочем, полностью игнорировалось национальное искусство. На этом фоне единственным художником-индийцем, сумевшим занять определенное место в искусстве Индии второй половины 19 в., был Рави Варма (1848— 1906). Среди обширного числа произведений Рави Вармы, включающих главным образом картины на мифологические и древнеиндийские классические литературные сюжеты, следует выделить жанровые композиции и портреты. В них проявляется стремление художника к правдивости, к реалистичности образов, тогда как в мифологических композициях господствуют театральность, слащавость и бедность выдумки. Творчество Р. Вармы не имело прямых продолжателей, и общее тяжелое положение в изобразительном искусстве Индии этого времени сохранялось неизменным.

Новый сдвиг в индийском изобразительном искусстве происходит на рубеже 19—20 вв. в Калькутте, бывшей в то время столицей Индии и центром наиболее активных районов Бенгалии, в которых росло движение за независимость. Основной чертой, характеризовавшей национально-освободительное движение в этот период, была значительно большая его организованность, чем прежде. Несмотря на буржуазно-демократическую ограниченность, оно все же опиралось на быстро растущее сопротивление индийского народа колонизаторам, все чаще и чаще проявлявшего свою активность в забастовочном движении и в крестьянских восстаниях. Все эти изменения в общественной жизни Индии не могли не оказывать определенного воздействия и на дальнейший характер развития национальной культуры и искусства. Однако изобразительное искусство этого времени не знало таких ярких и глубоких примеров связи с жизнью и современностью, как это было в литературе и, в частности, в творчестве великого поэта и писателя Индии Рабиндраната Тагора. Его влияние и пример имели исключительное значение на этом новом этапе развития индийского искусства.

Изобразительное искусство на рубеже 20 в. в какой-то мере отразило специфические особенности национального освободительного движения того времени, его буржуазно-демократическую ограниченность. В искусстве с особой определенностью проявились ретроспективные тенденции, связанные с культом старины и со стремлением восстановить ее традиции. Ретроспективные тенденции вели к идеализации древнего и средневекового искусства, и не случайно один из главных представителей, идеологов нового художественного направления, названного Бенгальским Возрождением, английский историк искусства Э. Хавелл, провозгласил в качестве основного лозунга «возвращение к индийским традициям», к идеалам старого искусства— «идеалистического, мистического, символического и трансцендентального». Хавелл реорганизовал систему преподавания в Калькуттском художественном училище и привлек туда к руководству в 1905 г. Абаниндранатха Тагора (1871— 1951). В том же году в Калькутте было создано Индийское общество восточного искусства, устраивавшее первые регулярные выставки «нового искусства». Одновременно с этим было положено начало собиранию произведений древнего и средневекового искусства Индии. Все это, выражая национальный характер нового движения, не могло не вызывать резко отрицательного отношения со стороны проанглийских кругов и особенно колониальной администрации в Индии.

Рубрика «Документ»

Вопрос 1. Как вы думаете, почему этот документ получил статус манифеста? Какое * значение придали ему власти Великобритании? На какую реакцию индийского населения они рассчитывали?

Ответ

Этот документ получил статус манифеста, так как является особым актом главы государства, обращенным к населению. Власть рассчитывала на поддержку документа местным населением.

Вопрос 2. Какие пункты манифеста усиливали позитивное влияние колониального режима на индийское общество?

Ответ

Позитивное влияние: уважать права, достоинство и честь туземных вождей, отрицание навязывания своей веры.

Вопрос 3. Какие негативные следствия колониальной политики англичан в Индии манифест оставлял в силе?

Ответ

Виктория стала Императрицей Индии, дабы укрепить узы между монархией и империей.