§ 2. Эпоха Просвещения

Подробное решение параграфы § 2 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019

Вспомните, какие открытия были сделаны в ходе научной революции.

17 в. — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности:

применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента;

заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);

законы, установленные для механической сферы явлений, переносили на самые различные явления природы;

метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей.

Стр. 32

Вопросы

1. Как можно определить, что такое Просвещение?

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

В эпоху Просвещения появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить.

3. Какие проблемы волновали философов больше всего?

В эпоху Просвещения учёные искали ответы на вопросы о том, по каким законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Философы критиковали устоявшиеся традиции, полагая, что все их необходимо поверять одним инструментом — собственным разумом.

4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?

В 18 в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632 — 1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому — то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога, а от народа.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за защитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство перед законом, который принимают по согласию большинства.

Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.

Согласно идеям Руссо, люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?

Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками одновременно оказывается затруднительно в силу большого объёма накопленных специальных знаний. Собирать материал для исследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт — Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты с электричеством.

Задания

1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?

C 18 в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики.

2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.

Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах

Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах

3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?

Призыв к веротерпимости, сформулированный такими выдающимися просветителями, как Джон Локк и Вольтер, стал одним из основополагающих в 18 в. Идеи толерантности легли на почву, подготовленную предшествующими поколениями христианских мыслителей. Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.

4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?

Потому что идеология космополитизма рассматривает людей как граждан мира, подчёркивая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в 18 в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество.

Став реакцией на возведение в 17 в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами, космополитизм утверждал братство, основанное на едином для всех народов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ.

C 18 в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики.

5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе просветителей.

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694—1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это — ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской — однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778 гг.)

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер — водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760 — х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713 — 1784 гг.)

Французский философ — просветитель — иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически — бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным. Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок — "Салоны". А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689 — 1755)

Полное имя — Шарль — Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла — Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728 — 1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Стр. 33

Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)

1. Как Кант определяет Просвещение?

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

По мнению Канта, суть просвещения заключается в том, чтобы постепенно (а не революционным путем), научить общество думать над тем какими принципами, законами и правилами оно руководствуется в своей гражданской, духовной и повседневной жизни.

2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?

Высказано мнение о препятствовании прогрессу и просвещению общества тех старых традиций, религиозных установлений или бытовых предрассудков, которые не составляют основу государства, от всего этого надо отказываться, ибо этого требует свойственная природе человека тяга к поиску все более совершенных и разумных принципов жизнеустроения.

Эссе начинается с часто цитируемого определения непросвещенности, как человеческой неспособности думать независимо и самостоятельно, проистекающей не из тупости, но из трусости.

Из книги Ш. — л. де Монтескьё «Персидские письма» (1721)

1. За что критикует Монтескьё французского монарха устами героя своего романа?

В "Персидских письмах" дерзко критикует политическую жизнь Франции. Его остроумие и ирония превращаются в злую сатиру. В Персидских письмах нападкам подвергается монарх Людовик XIV за абсолютную власть над своими поданными.

В «Персидских письмах» обличаются многие общественные пороки феодально — абсолютистской Франции: деспотизм и расточительство короля и его придворных, бесправие и приниженность народа. Монтескье осуждает общую и финансовую политику Людовика XIV, его политику агрессивных войн.

2. По какой причине вызывает его насмешки римский папа?

С презрением говорится в романе о папе — главе римско — католической церкви, подчеркивается его любовь к богатству и власти.

Монтескье надсмехается над умением папы римского убеждать короля в том, что три не что иное, как единица, что хлеб, который едят, не хлеб, и что вино, которое пьют, не вино, и в тысяче тому подобных вещей.