§17. Русская православная церковь в первой половине XIX века

Подробное решение параграф 17 по истории для учащихся 8 класса, авторов А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов 2014



Стр.98

Вопрос. Почему первая половина XIX века стала важным этапом становления национального самосознания и золотым веком русской культуры?

Ответ

Первая половина XIX века стала важным этапом становления национального самосознания и золотым веком русской культуры потому, события в внутри и вне страны этому очень способствовали: Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии, восстание декабристов, покорение Кавказа, Крымская война. Эти события способствовали подъему патриотических настроений, желанию людей искусства отразить события в литературе, живописи, музыке. Кроме того, в это время появилось множество талантливых деятелей искусства, появилась русская школа живописи, музыки, ослабевало влияние западной культуры, потому и стали называть XIX век – золотым веком русской культуры.

Стр. 98

Вопрос. Охарактеризуйте систему управления Русской церкви.Система управления Русской церкви.

Ответ

Святейший Синод – во главе Обер-прокурор

в губерниях – епархии – во главе архиереи

Стр. 100

Вопрос. Какую роль в жизни людей играли святые подвижники?

Ответ

Святые подвижники играли важную роль в жизни людей того времени. Сами были образцом нравственности, человеколюбия, служения и учили этому людей. Благодаря подвижникам формировались и распространялись нравственные и моральные нормы жизни.

Стр. 101

Вопрос. Охарактеризуйте деятельность митрополита Филарета.

Ответ

Деятельность митрополита московского Филарета

Митрополит Филарет активно читал проповеди о борьбе с врагом во время Отечественной войны 1812 года, которые объединяли народ. Филарет перевел на русский язык Евангелие от Иоанна, текст Священного писания раньше издавались на греческом или церковно-славянском языке и чтение многим было недоступно. Издание же евангелия от Иоанна на русском языке снимало эту проблему.

В 1827 году издан катехизис (наставление) Филарета, который содержал краткое описание основ православного вероучения.

Филаретом был составлен текст Манифеста от 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Стр. 101, вопросы после параграфа 17

Вопрос 1. Какое значение Церковь имела в жизни русского общества в XIX веке?

Ответ

В жизни русского общества в XIX веке церковь имела огромное значение. Служители церкви были ответственны за нравственное здоровье народа. Население огромной страны жило по церковному календарю, соблюдая церковные праздники, следуя вековым традициям веры.

Вопрос 2. Подготовьте сообщение об одном из русских монастырей, существовавших в первой половине XIX века в вашем крае.

Ответ

Челябинск. Женский Одигитриевский монастырьки

Челябинск. Женский Одигитриевский монастырьки

Улица, на которой располагался монастырь, в середине XIX века называлась Христорождественской, сейчас - улица Цвиллинга. Сегодня это центр города, та его часть, где на месте разрушенных церквей и других монастырских зданий находятся гостиница «Южный Урал», резиденция губернатора и областного правительства и жилой дом между ними. От великолепных храмов не сохранилось даже фундамента, исчез и бивший на территории монастыря родниковый ключ, а про имевшиеся здесь захоронения первых настоятельниц, в том числе основательницы общины матушки Агнии, умершей 130 лет назад, в 1872 году, и говорить не приходится.

Это был старейший монастырь в Оренбургской епархии. Начало Одигитриевскому монастырю в Челябинске положила община, созданная по инициативе Анны Максимовны Полежаевой (родилась в 1815 г. в селе Варламово Троицкого уезда, скончалась 14 сентября 1872 г.).

Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 13 декабря 1849 Челябинская городская дума приняла решение об отводе 5 десятин земли под будущий женский монастырь. Земля была выделена на правом берегу реки Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Первоначально сестры поселились в небольшом доме из 4 комнат, купленном за 143 руб. серебром в центре города. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы. Период становления общины был трудным. Серьезную помощь в это время сестрам оказали алабужские купцы братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 руб.

23 февраля 1854 года повелением Государя Императора Николая Павловича по докладу Святейшего Синода женская община в Челябинске была утверждена под названием Одигитриевской - Богородичной во имя Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы). 3 апреля 1862 (по другим данным - в феврале 1861) община получила статус монастыря, а её основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.

Сначала сестры за неимением собственной общинной церкви посещали богослужения в Христорождественском соборе, позднее служба для них отправлялась в загородной кладбищенской церкви. В 1859 году началось строительство Одигитриевской церкви. 1 ноября 1860 года над нею поднялись кресты и колокола, но освящена она была только в 1863 году. В 1861 году челябинский мещанин П. Ильиных предложил сестрам построить часовню. На территории общины уже стояла небольшая часовня, и строительство новой было решено перенести на общинный хутор. Челябинцы приняли активное участие в строительстве, и вместо предполагаемой часовни на монастырском хуторе был возведен храм во имя Святого Николая. В мае 1864 года храм освятили. Еще один монастырский храм во имя Вознесения Господня был освящен в 1890 году. При игуменье Рафаиле (в миру Ксения Яковлевна Бабушкина, третья по счёту от основания настоятельница монастыря), в 1879 – 1908 гг., обитель вступила в пору своего расцвета. Перед революцией Одигитриевский женский монастырь имел крупное хозяйство: пахотной земли насчитывалось 910 десятин, луговой – 44, лесных угодий – 317 десятин. Имелась мясная лавка, которая сдавалась в аренду. Имеются достоверные сведения о работе золотошвейной мастерской в Челябинске в середине XIX века, они приводятся в книге Раисы Будриной, посвященной истории Челябинского женского Одигитриевского монастыря. В 1880-х годах игуменья Рафаила развивала мастерские, сама искусно вышивала бисером. При монастыре ею были выстроены два двухэтажных полукаменных флигеля, в которых помещались мастерские: золотошвейная, белошвейная, живописная, цветочная, переплетная и другие. Сохранилось ли шитье из мастерских Одигитриевского монастыря, не известно.

В монастыре жили 355 монахинь. Доходы Одигитриевского женского монастыря за 1917 составили 65617 руб. Это позволяло содержать монастырский приют, в котором жили 25 человек.

О духовной значимости монастыря говорят нижеследующие факты. По ходатайству игуменьи Рафаилы в 1881 с Афона сюда была перенесена чудотворная икона Иверской Божией Матери. В 1902 митрополит Киевский и Печерский преподнес в дар Одигитриевскому женскому монастырю святые мощи Святителя Симеона и мученика Кукши.

При четвертой игуменье Анастасии развитие монастыря было прервано советской властью. После освобождения Челябинска от Колчака в 1919 году, то есть менее чем через месяц после восстановления советской власти в Челябинске на заседании губревкома одним из первых был поднят вопрос о судьбе монастыря. Чтобы спасти монастырь, сохранить храмы и богослужебное имущество, монахини решили объявить себя трудовой артелью (коммуной), соглашаясь при этом платить все государственные налоги, и направили свое заявление в отдел юстиции Челябинского губревкома с просьбой уважить их решение.

Однако желаемого компромисса с воинствующими комиссарами-атеистами не вышло. Новой власти нужно было показательное уничтожение монастыря. В ноябре 1920 года монастырю было предписано немедленно отвести 50 процентов всех помещений под приюты, дома ребенка и прочее, уплотнив монахинь. Газета «Красный стрелок» выразилась тогда по этому поводу со всей откровенностью: «Немножко потесниться попросили «угодниц божьих»... но, увы! Широко жить привыкли люди не от мира сего. Взъерепенились смиренные». Челябинский Одигитриевский женский монастырь закрылся постановлением Президиума Челябинского губисполкома 23 марта 1921 на 73-ем году своего существования. Монахини и «ряд местного контрреволюционного элемента» были обвинены в контрреволюционном заговоре, и в ночь («лихие» дела днем не делаются) на 23 марта часть из них вместе с игуменьей Анастасией подверглись аресту (67 монахинь и 250 послушниц были арестованы и посажены на полгода в тюрьму). Оставшиеся, кроме престарелых, были направлены в спец лагерь. В зданиях и на территории монастыря устроили детский городок.

Выйдя из заключения, часть монахинь во главе с игуменьей Анастасией смогла зарегистрироваться как религиозная группа и получить в пользование монастырскую Вознесенскую церковь, но ненадолго: вскоре она была передана другой группе верующих, так называемым обновленцам, поддерживавшим борьбу советского режима с опальным патриархом Тихоном и его сторонниками.

В обстановке религиозных гонений челябинские монастырские храмы в церковных целях практически не использовались и к началу 1926 года пришли в запустение. Еще раньше, на волне помощи голодающим, из них были изъяты все крупные церковные ценности в виде серебряных риз и окладов к иконам общим весом более 16 килограммов. Учитывая острую нехватку помещений для проведения собраний, конференций и съездов, а также то, «…что нахождение Вознесенского храма на территории детского городка создает неудобство и препятствует правильному ведению дела народного образования», президиум Челябинского горсовета в октябре 1926 года закрыл храм. Одновременно прекратила существование и вторая, Одигитриевская монастырская церковь «…как представляющая одно целое» с Вознесенской.

В начале 1927 года началась реконструкция храмов, были сняты купола, убраны кресты с целью приспособить их под советские учреждения. Вознесенскую церковь предполагалось преобразовать в Дом съездов или, как его гордо тогда называли, в челябинский «Таврический дворец» с залом заседаний на 700-800 человек. При этом подчеркивалось, что никакого намека на бывшую церковь во внешнем виде Дома съездов не будет и что он явится лучшим украшением бывшего монастырского квартала.

Революционным архитектурным проектам челябинских властей, однако, не суждено было осуществиться. На город обрушилась могучая волна первой пятилетки, социализм пошел в наступление по всему фронту, и все силы и средства пошли на промышленное строительство. В 1932 году изуродованные монастырские храмы были ударными темпами разрушены и пополнили собой запасы кирпича для цехов Тракторостроя и других гигантов индустрии. На месте же бывшей Вознесенской церкви перед войной выстроили огромную по тем временам гостиницу.

Все монастырские строения были снесены, кроме здания на монастырской Никольской заимке (совсем в другой части города), которое было приспособлено под светское учреждение. В 1997 году это единственное сохранившееся от монастыря здание было передано епархии. Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».