§33. Русская православная церковь во второй половине XIX века

Подробное решение параграф §33 по истории для учащихся 8 класса, авторов Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. 2013



Стр 248.

Почему светские власти Российской империи противились восстановлению патриаршества?

Столь значительный подъём церковной жизни при Александре III, конечно же, оживил в церковной среде идею возрождения патриаршества и отмены синодального правления. Ведь Церковь ещё со времён Петра I продолжала оставаться подчинённой светской государственной власти. Но, к сожалению, К.П. Победоносцев решительно пресекал даже разговоры о возвращении Церкви самостоятельности.

Стр 255.

Вопросы и задания

1. Подтвердите фактами тезис об укреплении положения Русской Православной Церкви во второй половине XIX века. Что, на ваш взгляд, способствовало этому процессу?

Во второй половине XIX века положение Русской Православной Церкви в российском обществе укрепилось. Этому способствовала целенаправленная политика властей. Особенно заметную роль в жизни общества Русская Православная Церковь стала играть в 1880—1906 годах, когда Священный Синод возглавлял К.П. Победоносцев. Он был уверен, что причиной всех бед России стало оскудение нравственности и духовности. Главным средством исправления нравов Победоносцев считал Церковь. Император Александр III всячески поддерживал начинания К.П. Победоносцева.

2. Согласны ли вы с утверждением, что в конце XIX века Русской Православной Церкви приходилось вести, прежде всего, духовную борьбу за нравственное оздоровление общества? Можете ли вы назвать причины и признаки «духовного нездоровья» русского общества в это время?

Однако нравственному оздоровлению общества способствуют в первую очередь те примеры нравственного и духовного подвига, который на протяжении многих столетий свершали духовные подвижники. Именно они своими трудами продолжали строить величественное духовное здание Святой Руси. Во второй половине XIX столетия, когда в России всё большее распространение получали материализм и атеизм, духовное служение русских подвижников приобретало особое значение. Они стремились преодолеть духовное противостояние, которое возникло в российском обществе ещё в XVIII столетии: между традиционной православной верой и светским миропониманием.

3. В чём состоял духовный подвиг святителя Феофана Затворника и святого праведного Иоанна Кронштадтского? Проанализируйте их духовную деятельность. Можно ли говорить, что, избрав разные пути служения, они стремились к одной цели?

Особым подвигом была литературно — богословская деятельность Феофана Затворника, оказавшая глубокое влияние на духовное состояние современного ему общества. Отличающийся литературным талантом, он создал большое число сочинений духовного содержания. В них всякий человек может найти размышления о сущности истинной христианской жизни, о преодолении соблазнов и слабодушия, о судьбах человечества. Книги Феофана Затворника вызывали пристальный интерес по всей России, между автором и читателями велась обширная переписка. За свои труды и духовное подвижничество святитель Феофан был канонизирован Русской Православной Церковью.

В конце XIX столетия своей подвижнической деятельностью прославился протоиерей Андреевского собора в Кронштадте, духовный писатель и мыслитель, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Обладая удивительным даром проповедника, он вскоре прославился на всю Россию. Озабоченный распространением нищеты и бедности, отец Иоанн все свои средства отдавал на благотворительность. В 1874 году он основал православное христианское братство «Попечительство Св. апостола Андрея Первозванного», которое открыло в Кронштадте Дом трудолюбия. Будучи горячим патриотом России, отец Иоанн крайне отрицательно относился к революционным движениям, а революцию 1905—1907 годов воспринял как национальную катастрофу. Очень резко он выступал против либеральной интеллигенции, которая призывала к борьбе с монархией. Можно сказать, что избрав разные пути служения, они стремились к одной цели, Они стремились преодолеть духовное противостояние, которое возникло в российском обществе ещё в XVIII столетии: между традиционной православной верой и светским миропониманием.

4. Определите место Оптиной пустыни в духовной жизни России XIX века. Выскажите своё мнение, почему Оптина пустынь стала местом массового паломничества мирян и русской интеллигенции в этот период. Знаете ли вы такие почитаемые духовные центры в современной России, в вашей области или крае?

Совершенно особое значение в русской духовной жизни XIX столетия имела Оптина пустынь, или Свято — Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь. Это был мужской монастырь, который с 1821 года стал центром возрождавшегося в России старчества. Ставшие центром духовной жизни России, оптинские старцы притягивали к себе выдающихся деятелей русской культуры, науки и философии и простых мирян. В 1918 году Оптину пустынь закрыли и разорили, насельников разогнали или арестовали, многие из них позднее были расстреляны или погибли в лагерях. Возобновление обители состоялось в конце 1987 года. Ныне в монастыре хранятся мощи знаменитых оптинских старцев. Русская Православная Церковь поминает этих духовных подвижников в день Собора преподобных Оптинских старцев 11 (24) октября.