§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках

Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. 2017

Стр. 157

Почему именно открытия в области астрономии вызывали наибольшее неприятие церкви?

У церкви было опасение того, что люди перестанут верить ей. Ведь церковь учила, что земля плоская и то что земля одна планета во вселенной, а астрономы делали научные открытия из — за чего падала репутация церкви.

Стр. 159

Почему открытия Ньютона выходили за рамки только науки и повлияли на мировоззрение людей?

Открытия великого учёного позволили обществу пересмотреть картину мира в целом. Под влиянием этих нововведений Р. Декарт разработал рационализм – философию, призывающую опираться, прежде всего, на разум. Новая научная картина мира на математических началах привела к постепенному пересмотру роли Господа в мире. Влияние религии стало вытесняться из науки, в позже и из жизни общества.

Стр. 161

Вопросы

1. В чём заключается открытие Коперника и в чём он ошибался?

Коперник считал орбиты вращения планет вокруг Солнца круговыми, в то время как на самом деле они имеют форму эллипсов.

2. В чём состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом?

Рационализм учил делать выводы основываясь, прежде всего, на логике (рациональном мышлении). В противовес ему эмпиризм ставил во главу угла наблюдение за природой: обретение эмпирического опыта. Но при этом согласно учителям эмпиризма этот опыт потом следовало осмыслить с помощью рационалистического мышления. Таким образом, общим для обоих направлений была вера в силы разума человека.

3. Какие препятствия вставали в XVI в. на пути развития медицины?

Препятствия:

— взгляды католической церкви о сотворении человека, из — за чего запрет налагался на многие открытия;

— налагаемые церковью запреты на вскрытия тел, что мешало изучать анатомию на практике;

— из — за действий инквизиции оставались неизвестными многие открытия (что видно на примере Сервета);

— врачам приходилось бороться со многими суевериями как властей, так и пациентов.

4. Чем картина мира, сложившаяся в XVI—XVII вв., отличалась от средневековой?

В Средние века картина мира была основана на теологии и части античной науки, вошедшей в состав теологии. Кроме того, она не была единой для всех европейцев. Большинство из них представляли Землю плоской с центром в Иерусалиме с расходящимися от него тремя континентами: Европой, Африкой и Азией (это хорошо видно по средневековым картам в виде трёхлистного клевера). Немногие учёнейшие мужи знали, что Земля – это шар, ничем не поддерживаемый в пространстве. Но они считали этот шар центром мироздания.

Картина мира XVI — XVII веков базируется на математических расчётах. Кроме того, она стала единой для всех образованных людей Европы (лишь совсем необразованные, беднейшие слои общества имели иную картину мира). Эта картина основана на гелиоцентрической системе мира и учении о бесконечности Вселенной.

Задания

1.По материалам параграфа заполните таблицу «Научные открытия и изобретения XVII в.». При желании можете использовать для этой работы дополнительную литературу.

заполните таблицу «Научные открытия и изобретения XVII в.»

2. Дайте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем. Пользуясь словарями (иностранных слов, мифологическим), выясните, почему они так называются.

Геоцентрическая система мира. Название происходит от слов «центр» и греческого «ге» (Гея) – земля. Предполагает, что Земля в форме шара находиться в центре мироздания, а вокруг неё по орбитам вращаются Луна, Солнце, звёзды и планеты. Некоторые из них вращаются вокруг друг друга, а вокруг них – другие, но в целом всё равно они вращаются вокруг Земли.

3. На основании текста учебника и дополнительных материалов составьте рассказ об одном из знаменитых учёных XVII в.

Джордано Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году под именем Филиппо Бруно. Получил образование в Неаполе, с 15 лет – в доминиканском монастыре.

В 1572 году 24 — летний Джордано становится католическим священником. В 1580 — е годы продолжил своё образование в Тулузе (Франция). Здесь же он одновременно сам читает курс лекций (обычная для того времени практика). В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет, потом жил и работал во Франции и различных городах Священной Римской империи германской нации, включая Прагу.

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды – это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы.

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Видимо, он не считал свои взгляды крамольными, так как согласился на переезд обратно в Италию, хотя мог остаться в протестантских землях империи. Вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно. 25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Папскую область. В римских тюрьмах он провёл оставшиеся годы жизни, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. 20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти. По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению.