§ 9. Нидерланды в борьбе за свободу

Подробное решение § 9 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. Почему одной из форм национально-освободительного движения в Нидерландах на первом этапе стало иконоборчество?

Борьба в Нидерландах шла не за национальное освобождение. В XVI в. не было таких понятий. Они боролись за своё право исповедовать кальвинизм. Эта вера отрицает поклонение иконам и другими изображениями Господа и святых, считая их идолами. Кальвинизм вообще считает недопустимым и само поклонение святым, а не только их изображениям: почитать, по их мнению, следует лишь Господа. Именно поэтому борьба в Нидерландах началась с иконоборчества: она была религиозна по сути своей.

2. Какие слои населения Нидерландов участвовали в борьбе с Испанией? Кто из них, на ваш взгляд, сыграл решающую роль?

В борьбе участвовали, прежде всего, горожане и моряки. Они напрямую пострадали от войны с Англией, вернее, от прекращения торговли с этой страной. Также восстание поддержали многие дворяне: в Нидерландах они уже тесно были связаны с торговлей. Кроме того, именно среди горожан и дворянства активнее всего распространялся протестантизм. Решающую роль, как мне кажется, сыграли дворяне, потому что они умели воевать, большинство ещё до революции имело боевой опыт.

3. Как вы думаете, какую роль в истории Нидерландской республики сыграл кальвинизм?

Кальвинизм сыграл в истории этой республики решающую роль. В Нидерландах преобладал протестантизм именно в форме кальвинизма, потому вся революция и создание республики было фактически борьбой кальвинизма за свои права. После обретения независимости кальвинизм был господствующей религией в республики, потому во многом определял её внутреннюю и внешнюю политику: у господствующих в государстве религий в то время, как правило, была такая роль.

4. В чём причины быстрого развития Голландии в начале XVII в.?

Причины:

- приток беженцев из южных провинций Нидерландов вместе с капиталами и секретами мастерства;

- благодаря благоприятному налоговому климату развивалась торговля, росли банки;

- в условиях войны с Испанией на море серьёзно развились мореплавание и кораблестроение, что потом позволило построить самый большой в Европе флот, как военный, так и торговый;

- господствовавший кальвинизм также помогал развитию предпринимательства;

- страна получила достаточные для целей своей торговли колонии.

Задания

1. В обращении герцога Альбы к жителям Нидерландов (1573) говорилось:

«Несмотря на ваши многократные преступления, его величество еще старается, как курица, сзывающая своих цыплят, собрать вас всех под родительское крыло. Этим король еще раз предостерегает вас, чтобы вы отдались в его королевские руки и не ждали его ярости, жестокости, бешенства и приближения его армии.

Но если вы презрите то предложение милосердия... мы вас предостерегаем, что нет строгости, нет жестокости, как бы они ни были велики, которых вам бы не следовало ожидать; мы внесем опустошение, голод и меч, так что нигде не останется и следа того, что теперь существует; его величество разорит и совершенно обезлюдит страну и заставит ее населиться снова иностранцами».

Как это обращение характеризует политику Испании в Нидерландах? Как вы думаете, были ли у такой политики шансы на успех?

По документу видно, что тем, кто продолжал сопротивляться, грозили полным уничтожением. Эта политика могла бы иметь успех, если бы испанские войска только побеждали, если бы у гёзов не было совсем никаких успехов. Но пока у кальвинистов оставалась хоть малейшая надежда на победу, они не могли смириться перед такими требованиями.

2. Подумайте, какие аргументы могли бы привести испанцы для оправдания своих действий. Сравните их с аргументами восставших.

Испанцы считали, что все еретики после смерти попадут в ад, потому такими жестокими мерами они на само деле пытались спасти людей от вечного пламени. С другой стороны кальвинисты были убеждены, что именно католичество и ведёт в ад, а их вера – к спасению. Так происходило всегда в то время в спорах между разными конфессиями. Потому в многоконфессиональном государстве альтернативой гражданской войны была только политика веротерпимости (и даже она от гражданских распрей не всегда спасала).