Подробное решение § 4 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013
Вопросы
1. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?
Реформация началась не когда были высказаны идеи Мартина Лютера, по-настоящему она началась, когда во имя этих идей ряд князей начал войну против папы римского и императора. И такое действительно могло произойти только в Германии. Только там феодалы остались достаточно сильными, чтобы противостоять центральной власти, но центральная власть ещё не потеряла надежду поставить их под свой контроль. Кроме того, именно в Германии был актуален длившейся уже много столетий конфликт между императором и папой римским. Именно по этому Рим так пристально следил за идеями, которые высказывались в Германии и столь болезненно отреагировал на Лютера. Именно по этому князья использовали Лютера как оружие против центральной власти.
Приблизительно в то же время крамольные с точки зрения католической церкви высказывал Ульрих Цвингли. Он считается основателем одной из ветвей протестантизма. Но он проповедовал в Швейцарии (в Цюрихе). Швейцария тогда уже только формально была частью Священной Римской империи германской нации, фактически швейцарцы давно доказали своё право на независимость. И император, и папа римский помнили опыт прошлых завоевателей этой страны. С другой стороны, Швейцария не претендовала на роль значительного игрока в европейской политики. Именно по этому на крамольные идеи в Цюрихе не стали обращать внимания: конфликта не получилось. В итоге протестантизм возник из конфликта, спровоцированного Лютером.
2. Можно ли считать случайностью то, что Реформация началась с тезисов против индульгенций?
Это нельзя считать случайностью. Протестанты выступали против продажности церкви и против её роли посредницы между верующими и Богом. Индульгенция как раз была символом продажности, потому что обещала спасение за плату, а не за праведную христианскую жизнь. Также её продавцы утверждали, что католическая церковь распоряжается благодатью, накопленной святыми, и именно потому индульгенция сработает: то есть здесь посредническая роль церкви между человеком и Богом проявлялась больше всего, а накопленная святыми благодать стала ресурсом при этом посредничестве.
3. Почему в Реформации появились разные направления?
Протестантизм утверждал, что каждый должен сам читать Евангелие и руководствоваться только своей совестью. Не удивительно, что некоторые духовные учителя вычитали там идеи, немного отличные от лютеровских; а совесть требовала от них распространять эти идеи. Так и появились другие ветви протестантизма.
Также нужно помнить, что цвинглианство возникло потому, что Цвинли проповедовал одновременно с Лютером и разрабатывал свои идеи независимо от него.
4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?
Восставшие крестьяне, так же, как и Лютер, выступали против учения католической церкви. Кроме того, они так же выступали за то, чтобы лишить церковь её огромных богатств и светской власти, ввести выборность священников. Сходились крестьяне с Лютером и вопросе об уничтожении монастырей.
5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?
Их стали так называть потому, что они заявили протест против решения рейхстага 1529 года.
6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?
Итоги:
- протестантизм окончательно оформился как вероучение;
- оформились отдельные ветви протестантизма;
- в середине XVI в. наконец закончились гражданские войны в Священной римской империи германской нации (а также выступления крестьян и рыцарей);
- протестантизм распространился за пределы империи;
- назревала основанная на идеях протестантизма революция в Нидерландах;
- назревали гражданские войны за пределами империи, например, во Франции;
- протестантизм стал официальной религией некоторых германских княжеств и некоторых государств за пределами империи;
- в ответ на реформацию началась контрреформация.
Задания
1. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Реформация назревала по всей Европе, а не только в Германии.
Реформация слишком легко была воспринята в других странах Европы (Франции, Нидерландах и др.). Это значит, что она там давно назревала.
2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов.
а) Требование секуляризации церковного имущества.
Церковь должна быть лишена своей власти, потому что она не может привести человека к спасению. Должна она быть лишена и богатств, как средства достижения этой власти.
б) Осуждение монашества.
Аскетизм не может привести к спасению, к нему могут привести только раскаяние и вера. Потому монахи обманывают и себя, и других.
в) Осуждение паломничества
Паломничество не укрепляет веру, но даёт человеку ложную надежду на спасение.
г) Сокращение числа церковных таинств.
Церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Она может лишь подсказать человеку правильное решение, когда у него есть вопросы. Потому таинства по сути не нужны, они как раз и укрепляют эту посредническую роль, потому что их может проводить только церковь. Вместо этого каждый должен просто сам читать Библию.
д) Отрицание авторитета папских булл и церковных соборов
Источников веры может быть только Библия, слова Господа, а не слова людей, будь то папа римский или участники соборов.
3. Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат Лютеру, а какие — Мюнцеру. На основании текста параграфа и этих высказываний найдите различия во взглядах двух реформаторов:
а) «Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни...»
б) «Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции».
в) «Если мы на законном основании вешаем воров и обезглавливаем грабителей, то почему мы должны потакать римскому корыстолюбию — величайшему вору и разбойнику изо всех существовавших или могущих существовать на земле, — которое прикрывается священным именем Христа и святого Петра?»
г) «Бороться против власти папы, не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид и других злоупотреблений значит проводить реформу только наполовину».
д) «Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель... Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть».
е) «Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну».
а) Мюнцер
б) Лютер
в) Мюнцер
г) Мюнцер
д) Мюнцер
е) Лютер
Лютер выступал за духовное самосовершенствование человека и против власти лишь римской церкви, существующий социальный порядок он считал справедливым, а светские власти – своим союзником. В то же время Мюнцер призывал бороться как за реформу церкви, так и за реформу социальных порядков, в пользу пересмотра феодальных отношений.