§ 28. Страны дальнего востока

Подробное решение § 28 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. Почему материальная культура Китая долгое время находилась на более высоком уровне, чем в Европе? Какие особенности истории и жизни китайцев и европейцев повлияли на это?

Потому что Китайская цивилизация существовала с древних времён беспрерывно. Несмотря на периоды упадка, она тысячелетиями накапливала знания и умения, а Европе несколько раз приходилось «начинать» заново.

2. Почему различные волнения в Китае и даже крестьянская война в XVII в., продолжавшаяся 17 лет, заканчивались неудачей? Что мешало восставшим добиться успеха?

Во-первых, восстания были подавлены благодаря многочисленности китайской армии и её вооружению. С крестьянской войной середины XVII века она не смогла справиться, но это сделали маньчжуры.

Во-вторых, у восставших не было адекватной политической программы, только идеалистические мечтания об обществе равных.

3. Почему буддизм, возникший в Индии, стал основной религией не там, а в Японии? В какой мере это связано с традициями китайского и японского обществ?

В Индии буддизм в итоге не выдержал конкуренции индуизма. В этих религиях много общего. В Японии и Китае такой конкуренции не было. Более того, традиционные верования Японии (синтоизм) и Китая (конфуцианство, даосизм) не похожи на буддизм, потому не вытеснили его, а образовали симбиоз.

4. Кто такие самураи? С какой группой (или группами) населения в Европе их отчасти можно было бы сравнить? Поясните свой ответ.

Самураи – это военное сословие Японии. Именно они в основном вели войны в этой стране. Их отчасти можно сравнить с рыцарями Западной Европы, потому это тоже сословие одновременно военное и привилегированное, кроме того, с идеалами верности господину. Но процент самураев в японском обществе был куда выше, чем рыцарей в европейском, потому феодальной системы собственности на землю в Японии не сложилось.

Задания

1. Среди поучений Конфуция есть и такое: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Как вы понимаете эти слова? К чему они призывали последователей конфуцианства?

И у государя, и у подданного, и у отца, и у сына есть свои обязанности, свои функции в общей системе. И каждый должен выполнять эти функции, следовать своему долгу.

2. В стихотворении китайского поэта XVII в. Чжана Гансуня «Песня о страшной засухе» говорится:

...Пять месяцев — и ни капли дождя!

Скоро шестой пройдет...

Крестьяне горькие слезы дьют,

В пустой глядят небосвод...

За месяцем месяц идет чередой,

Солнцем земля сожжена.

Видать, голодное время пришло,

На рис поднялась цена...

Если бы жизнедатным дождем

Внезапно сменилась жара —

Вот бы радовались старики,

Веселилась бы детвора!

В низинах влажных смогли б собрать —

Пусть небольшой — урожай.

Но и в этот год в государев амбар

Зерновой налог подавай!

Не уплатишь налога — чиновников жди,

Страшна их скорая месть:

Сколько до смерти засекут

Детей, стариков — не счесть!

О чем говорит приведенный отрывок? На что больше сетует поэт — на силы стихии (засуху) или на безжалостность властей? Можно ли сказать, что дух этого стихотворения противоречит одной из главных традиций китайского общества тех лет — быть довольным своим общественным положением?

Отрывок рассказывает о страшной засухе и её последствиях. Гораздо больше строк посвящены отчаянию, которое приносит засуха, о властях сказано лишь в конце и почти вскользь. Причём ни слова нет о сопротивлении этим властям или даже об их несправедливости. Просто сказано как они будут действовать, виновна же в этом засуха. Потому отрывок совсем не противоречит установлению быть довольным своим положением.

3. Представьте, что в период, когда власти Китая и Японии готовились принять решение о «закрытии» своих стран, у вас была бы возможность дать им тот или иной совет. Что вы могли бы им посоветовать? Были бы ваши советы по сути одинаковыми для обеих стран или нет? При ответе учтите особенности географического положения Китая и Японии.

В обоих случаях совет был бы одинаковым – делать то, что запланировано. Полезнее было бы дать им совет, когда они выходили из изоляции. Япония в итоге стала одной из сильнейших держав мира, и на равных боролась против США во время II мировой войны. Она никогда не была колонией. Это произошло по двум причинам: она вовремя закрыла свои границы, а когда открыла, оперативно провела модернизацию. Китай сделал первое, но не смог выполнить второе. Потому само по себе закрытие границ не вело к дальнейшим негативным последствиям, оно скорее помогало раньше времени не попасть в зависимость от европейцев.