Итоговые вопросы и задания к курсу

Подробное решение параграф Итоговые задания к курсу по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. 2016



Вопрос: Почему Новое время получило такое название? В чем именно заключается его новизна?

Ответ: Новое время было новым относительно предыдущих исторических эпох. Новое время — это такой период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения «нового времени» , его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой является , с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Вопрос: Какие доводы могли бы привести в пользу своей точки зрения те, кто считает, что 16–17 вв. — это позднее Средневековье?

Ответ: Позднее Средневековье характеризовалось образованием крупных городов. Также происходили масштабные крестьянские восстания — в итоге это сословие стало свободным.

Европа понесла серьезные человеческие потери из-за эпидемии чумы. Эта болезнь забрала много жизней, население некоторых городов сократилось вдвое.

Позднее Средневековье — это период логического завершения богатой эпохи европейской истории, длившейся около тысячелетия.

XVI–XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм». Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов. В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI–XVII вв. характерно и положением изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

Вопрос: Выделите для каждого из столетий – 16, 17 и 18 век – событие или явление, которое вам кажется наиболее важным.

Ответ:

16 век:

- в Западной Европе складывается представление об Америке как о библейском «Новом Свете». Это словосочетание впервые появляется в документах;

- Турция — шиитский вождь племени турок-кизилбаши шах Исмаил Сефеви основывает государство Севевидов. Начинается война между суннитской Турцией и шиитским Ираном;

- Христофор Колумб вышел в свое последнее плавание с письменным запретом заходить на Испаньолу. Он путешествовал до 1506 года по Карибскому морю — искал проход в Азию. Не нашел;

- Турция. Началась турецко-иранская война (1514–1555);

- 1517 г. начало Реформации.

17 век:

- подписан Венский мир 1615 года между Османской империей и Габсбургами;

- 1618–1648 гг. Тридцатилетняя война;

- 1636 г. в Китае основана династия Цин. Абахай объявил Маньчжурию империей и принял титул Цин Ти;

- 1648 г. по итогам Тридцатилетней войны 1618–1648 годов был подписан Вестфальский мир между императором с Францией и Швецией.

18 век:

- 1775 г. начинается война североамериканских колоний Англии за свою независимость;

- 1776 г. Декларация независимости США;

- 1787 г. Принятие конституции США;

- 1789 г. Франция. Штурм и взятие Бастилии.

Вопрос: В чем значение Великих географических открытий для истории Европы и всего мира?

Ответ: Географические открытия привели к глубоким изменениям в экономике Европы:

1. Произошло значительное расширение сферы мировой торговли.

2. Торговое освоение новых земель привело к включению в мировой товарооборот продуктов, ранее не известных европейцам: табака, какао, кофе, чая, риса и особенно сахара. Объем торговли значительно увеличился.

3. Великие географические открытия привели к перемещению торговых путей в океаны – Атлантический, Индийский и Тихий. В центре мировых торговых путей оказались Испания и Португалия. Новые торговые пути по Атлантическому океану повысили значение в международной торговле Нидерландов, Англии и Франции.

4. С расширением торговли, появлением множества новых товаров возникли новые формы организации торговли. В Европе появился постоянно действующий рынок – биржа. Сначала это была специальная площадь для сделок, а в 1531 г. возвели здание биржи. На бирже выполнялись операции с ценными бумагами.

5. Одним из последствий Великих географических открытий была «революция цен», вызванная притоком в Европу золота и серебра, давшая мощный импульс первоначальному накоплению капитала в Европе (например: в течение XVI в. приток золота из Америки в Европу возрос более чем в два раза, серебра – более чем втрое). При этом цены на продукты сельского хозяйства выросли в гораздо большей степени, чем на промышленные товары, а предметы первой необходимости подорожали сильнее предметов роскоши. Это объяснялось падением стоимости драгоценных металлов как товара.

6. Также в результате открытий появилась система колониального господства и колониальной эксплуатации. Первоначально основным методом эксплуатации колоний был открытый грабеж. Впоследствии широкое распространение получила налоговая система. Но главные доходы от эксплуатации колоний приносила торговля.

Таким образом, Великие географические открытия создали базу для возникновения мирового хозяйства и рынка, изменений в организации торговли, промышленности, подъема сельского хозяйства европейских стран.

Вопрос: Какие изменения в жизни людей принесло зарождение и развитие капитализма?

Ответ: В XV в. в развитии человечества происходит перелом. В ряде стран Западной Европы начинается процесс разложения феодализма и появляются первые ростки капиталистических отношений.

Мелкое хозяйство непосредственных производителей начинает разрушаться. Средства производства сосредоточиваются в руках нового класса — класса капиталистов, а сами непосредственные производители превращаются в людей лично свободных, но вынужденных жить продажей своей рабочей силы. В условиях разложения феодального хозяйства складывается общественное по своей форме крупное производство, основанное на эксплуатации наёмного труда, т. е. уже капиталистическое производство.

Крестьяне и ремесленники Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, материально заинтересованные в результатах своего труда, в процессе повседневной трудовой деятельности накапливали производственный опыт, совершенствовали орудия труда, улучшали технологию производства, способствуя тем самым развитию производительных сил.

К началу XVI в. это развитие привело к глубоким изменениям в сфере материального производства. Более сложной стала производственная техника, требовавшая перехода от мелкого производства к крупному. Вместе с прогрессом техники выросло и углубилось общественное разделение труда. Эти сдвиги наряду с расширением внутреннего и внешнего рынка и были главной причиной указанного экономического переворота в Западной Европе XVI в.

Главным и решающим фактором в зарождении капиталистических отношений в Западной Европе XVI в. явилось усложнение производства, обусловленное ростом общественного разделения труда.

Усложнившаяся форма организации производства делает необходимой перевозку на значительные расстояния как промышленных изделий, так и сельскохозяйственных продуктов, что в конкретных условиях того времени могло быть осуществлено лишь с помощью купца, который становится необходимым посредником между отдельными хозяйствами, связанными через рынок системой широкого общественного разделения труда.

Вопрос: Как изменилась в 16–18 вв. роль католической церкви в Западной Европе?

Ответ: Католическая церковь учила, что все христиане равны перед Богом, потому что все приняли крещение и участвуют в деле спасения человечества. Но заслуги, по мнению духовенства, у всех были разными. Духовенство, выступавшее посредником между миром небесным и миром земным, постепенно утрачивает свое единство.

Условно можно выделить в положении церкви в эпоху средневековья 3 этапа от разделения церкви (от 1054 г.) до реформации (до XVI в.).

Положение церкви сильное. Определение позиции государства. Главенствующая роль. Произвол церковнослужителей высшего уровня, их независимость, крупные земельные владения, церковная десятина, плата за церковные обряды. Продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Зависимость королей от пап, епископов.

XVI в. Начало реформации (Мартин Лютер). Создание лютеранской церкви. Поддержка реформации князьями, герцогами, королями. Произошло усиление их власти и ослабление церковной.

Контрреформация. 100 лет до середины XVII в. Римские папы ведут открытую и скрытную борьбу с «еретиками» за возвращение власти католической церкви. В странах Восточной Европы им удалось справиться с Реформацией; в Западной и Центральной Европе противостояние католиков и протестантов вылилось в серию кровопролитных религиозных войн (Германия, Франция, восстановление католицизма в качестве государственной религии).

Вопрос: Сравните политическую карту Европы конца 15 в. и конца 18 в. Какие произошли изменения?

Ответ: Политическая карта Европы в позднее средневековье подвергалась постоянным изменениям, однако они были не столь велики, как прежде. После завершения в середине XV в. территориального размежевания на Пиренейском полуострове испано-португальские отношения вышли на совершенно новый уровень — началось решение вопроса о разделе мира. По соглашению 1480 г. граница между заморскими владениями Испании и Португалии была проведена по горизонтали. Все земли на юг от параллели Канарских островов признавались португальскими. Португалии принадлежали все земли, в том числе и неоткрытые, на восток от линии, Испании — на запад. В XVI в. крупнейшей державой на континенте была империя Габсбургов. Под властью Карла V и Филиппа II находилась значительная часть европейских земель, простиравшихся от Балкан до Атлантики: Испания, Нидерланды, большая часть Италии, до отделения австрийских Габсбургов — германские, австрийские, венгерские владения; им принадлежали огромные территории в Новом Свете, Азии и Северной Африке. В 1581 г. Испания присоединила Португалию с ее колониальными владениями и превратилась в крупнейшую державу земного шара. Но уже в XVI в. начинается распад Испании.

В ходе войн XVIII в. соперничество Англии и Франции за торговое, экономическое и военное первенство в Европе и в целом в мире решилось в пользу англичан. Заметно окрепло международное положение Пруссии, Австрии и особенно России, значительно расширившей свои границы на западе, укрепившей армию и флот.

Вопрос: Чем культура барокко отличается от культуры Возрождения?

Ответ: Барокко, как стиль в архитектуре, живописи, скульптуре пришёл на смену Возрождению (Ренессанс). Оба стиля зародились в Италии.

Для барокко свойственны такие черты как контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Для Ренессанса характерна строгая организованность, логичность, ясность, рациональность построения формы, четкость, уравновешенность, симметрия частей относительно целого. Глубокая перспектива, пропорциональность, гармоничность форм — обязательные требования эстетики ренессанса.

Вопрос: Докажите, что в 16–18 вв. изменилась роль науки и отношение к ней в обществе.

Ответ: Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16–17 в, в Новое время формы мышления стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общества вообще не могло состояться.

Так, например, Н. Коперник опроверг учение о том, что Земля является неподвижным центром вселенной, а так же он предложил свою гелеоцентрическую вселенную. Вообще, церковь выступала с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала 20 века. Потому что чем больше человек знает, тем меньше он верит. А власти в то время это было невыгодно.

Но тут приходит на выручку людям «Эпоха Просвещения» (приблизительно 17 век). Тут уже появляются мыслители, философы, которые доказывают тот факт, что человек «должен иметь мужество пользоваться собственным умом». Благодаря этому люди начали развиваться, умнеть. Так же поменялись взгляды на Литературу, Искусство и Науку.

Вторая половина 18 в. характеризуется постепенным освобождением общественного мнения и образования от влияния церкви (это так же касается и науки).

Вопрос: В чем связь Просвещения с такими явлениями, как Возрождение, Реформация, Научная революция?

Ответ: Уже в конце XVII века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Ученые, писатели, художники, композиторы испытывали ненависть к феодальным порядкам, и в то же время представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить все свое могущество.

Многое изменилось в жизни. На арену истории выходит капитализм. В Европе вспыхивает новое культурное движение, которое помогает утверждению капитализма. Это эпоха Просвещения.

После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Впоследствии этих философов стали называть просветителями.

Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм. Каждый философ по-своему представлял место Бога в мире. Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь. Другие, что Бог — это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум. Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы мира. Это отрицание Бога получило название Атеизм.

Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма.

Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы. Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.

Возрождение и Реформация — это самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья, которые представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира. Основное содержание Возрождения и Реформации — разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия.

Вопрос: Чем монархии эпохи просвещенного абсолютизма отличаются от абсолютных монархий 17 в?

Ответ: Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха.

Вопрос: Почему на страницах учебника так часто упоминается слово «революция»? Приведите примеры его употребления в разных сферах жизни.

Ответ: Революция — это попытка внесения изменений в ход общественного развития. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.

Примеры: 1) Зелёная революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в середине 20 века и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции.

2) Октябрьская революция — революция, происшедшая 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России, утвердившая Советскую власть с целью перехода страны от капитализма к социализму.

3) Промышленная революция — качественные изменения, происходящие в обществе под воздействием революции в технике, в технологии, способе соединения человека со средствами труда.

4) Дорожная революция в Челябинске добралась до дорог районного значения.

5) Культурная революция, кадровая революция и пр.

Вопрос: Вспомните события, в которых история зарубежных стран в 16-18 вв. соприкасается с историей России.

Ответ: 1) Тридцатилетняя война (1618–1648) — первая общеевропейская война между двумя крупными группировками держав за господство в Европе: габсбургской (исп. и австр. Габсбурги, поддержанные папством и католическими князьями Германии, а также Речью Посполитой) и антигабсбургской коалицией (Франция, Швеция, Дания, Голландия, Англия и Россия), опиравшейся на протестантских князей Германии и антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании и Италии.

2) После трехлетних переговоров 24 октября 1648 года в Мюнстере был заключен Вестфальский мир, положивший конец Тридцатилетней войне (1618–1648 годы). В числе подписантов в значится Московия. Это первый случай упоминания нашей страны в договоре между рядом европейских государств.

Вопрос: Как отразились колониальные захваты европейских стран на судьбе Америки, Азии и Африки?

Ответ: Колониальные захваты в Америке, Азии и Африке сопровождались истреблением, порабощением и ограблением местного населения.

Вопрос: Выделите основные различия в развитии мусульманского мира по сравнению с христианством?

Ответ: Главное отличие – христиане верят в триединую Троицу, мусульмане – в единого Аллаха (и на этом основании считают христиан язычниками). Существует много различий в нормах поведения. Например, мусульманам запрещён алкоголь (хотя не во всех мусульманских странах в истории этот запрет соблюдался), а у христиан вино символизирует кровь Христа. В этих религиях разные обряды. Мусульмане должны молиться пять раз в день, христиане – меньше. Христианские церкви и соборы сильно отличаются от мусульманских мечетей. Отличий ещё много. Для истории стоит отметить ещё одно: христианство изначально распространялось мирно, и только иногда, через много веков после основания прибегало к священной войне. Для мусульман мир изначально делился на дом ислама и второй дом – дом войны. Священная война там применяется начиная с основателя учения, борьба за распространение веры тем или иным способом считается священной обязанностью каждого верующего.

Вопрос: Чем отличались отношения местных властей с европейцами в Индии и в Китае? Какая позиция кажется вам более оправданной и почему?

Ответ: Первые попытки проникнуть в Китай европейцы совершили в XVI в. В первой половине XVI в. португальцы пытались силой основать свои поселения на Китайском побережье. В 40-х гг XVI в. они, подкупив местные власти, основали торговую базу на севере провинции Гуандун. Откровенно колонизаторская политика, которую проводили португальцы, игнорируя все местные законы, заставила китайцев к решительным действиям, и 1549 их выгнали из Китая. Португальцы сумели за крупные взятки местным чиновникам оставить за собой порт Макао. Во второй половине XVI в. в Китай стали проникать испанские колонизаторы, а в конце века — голландцы. Когда Англия одержала победу над Испанией в борьбе за господство на морях, она также выявила заинтересованность в проникновении в Китай. Династия Мин в то время окончательно обветшала и не могла остановить вооруженные эскадры. Силой оружия англичане заставили китайцев дать разрешение на право вести торговлю через порт Гуанчжоу. Вторжение XVI–XVII вв. начали превращение Китая в страну, зависимую от европейских колонизаторов.

Акбар был одним из величайших императоров Индии. При нем империя Великих Моголов достигла наивысшего могущества. В 1561 г., когда Акбар исполнилось 18 лет, он начал покорение Индостана. Земли тех племен, которые сопротивлялись, безжалостно опустошал, а тем, кто подчинялся, позволял сохранять местное самоуправление при условии уплаты ежегодной дани. Вследствие таких действий создал огромную империю. Одним из виднейших достижений Акбара была административная реформа, в результате которой он создал прочную централизованную систему управления. Будучи неграмотным, Акбар способствовал развитию науки и культуры. Моголы создали блестящую эклектичную цивилизацию, которая соединила религиозные и культурные традиции как Древней Индии, так и исламских стран, особенно Ирана и Средней Азии.

Я считаю, что данная позиция является более оправданной, так как Моголы, завоевав Индию, не нарушили ее традиционного образа жизни, а лишь влились в правящую элиту, органично соединившись с ней благодаря веротерпимости.