§ 15. Культура эпохи Возрождения

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. 2016



Вспомните: Почему культура Возрождения получила такое название?

Ответ: Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности) . Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Вспомните: В чем отличительные черты архитектуры и искусства раннего Возрождения?

Ответ: 14-15 век, Италия. Раннее возрождение, это прежде всего Флоренция. В этот период изучаются античное искусство, философия, зодчество, античная литература. И эти знания наслаиваются на прочные традиции Средневековья. Раннее возрождение - это время экспериментов и поисков новых путей в искусстве. На первый план выходят точные научные знания, искусство становится универсальным инструментом познания мира. Появляются трактаты об искусстве, теории архитектуры, теории перспективы. Появляются новые принципы градостроительства и архитектуры на основе переосмысленной системы античных ордеров. На первом плане - гармония.

Вопрос: Как интерес к человеку проявился в творчестве мастеров Высокого Возрождения?

Ответ: Три гения – Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело символизируют Высокое Возрождение в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи тесно связывал научное и художественное познание мира, опыт естествоиспытателя и возможности живописи. На этом принципе содружества науки и искусства основано учение Леонардо о перспективе, о строении человеческого тела и его пропорциях, о движениях, связанных с психологическим состоянием человека. В его живописных работах и рисунках глубоко и полно воплотился гуманистический идеал человека. Созданные Леонардо портретные образы величавы и значительны, они несут в себе идеальное начало и в то же время жизненно правдивы, индивидуализированны. Его портрет Моны Лизы – шедевр ренессансного искусства. Благородство образа молодой флорентийки достигается тонким выявлением психологического богатства человека. Иначе строятся образы фрески «Тайная вечеря», занимающей центральную стену трапезной в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие. В этой росписи особой выразительности достигает характеристика драматизма душевных переживаний персонажей, потрясенных словами Христа. Важная роль принадлежит здесь движениям и жестам Иисуса и апостолов. Композиционное совершенство фрески придает ей выразительное единство.

В творчестве Рафаэля нашла яркое выражение гуманистическая мечта о прекрасном человеке, пребывающем в полной гармонии с миром, проникнутым божественной красотой. Многие образы Рафаэля светлы, радостны, отличаются мягким лиризмом, но он умел придать своим произведениям и драматическую напряженность. Рафаэль был величайшим мастером композиции, отмеченной особой музыкальностью ритмов, выразительной пластикой фигур, архитектурных форм, пейзажа. В его портретах привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения. Многочисленные образы мадонн, созданные художником поражают поэзией и возвышенной красотой. Каждый из прославленных шедевров Рафаэля («Мадонна дель Грандука», «Сикстинская мадонна», «Мадонна в кресле» и др.) отличается своим неповторимым художественным строем и своей особой эмоциональной атмосферой любви и духовной чистоты.

Исключительное место в культуре Возрождения принадлежит Микеланджело Буонарроти – художнику, скульптору, архитектору и поэту, который внес выдающийся вклад в каждую из этих областей творчества. За разностороннюю гениальность современники называли его «божественным». Ведущая тема всего искусства Микеланджело – величие и драматизм бытия человека, героика его борьбы, ее титаническое напряжение. В скульптурных и живописных образах Микеланджело доминирует изображение обнаженного тела – он видел в нем носителя и выразителя качеств души и потому наделял его и красотой, и особой мощью. Бытовое начало было чуждо поэтике Микеланджело – его привлекал накал эмоций, сила сдерживаемой энергии или выплеск страсти.

Вопрос: В чем значение творчества Эразма Роттдерманского?

Ответ: Эразм Роттдерманский — гуманист эпохи Возрождения, богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

В 1501 был написан религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина» (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской «философии Христа» (или «небесной философии»), подчеркивавшей в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями.

Вопрос: Докажите, что неслучайно «Государь» и «Утопия» были написаны именно в эпоху Возрождения.

Ответ: «Утопия» — это книга о нереальном месте в котором всем было бы хорошо. Её написали в эпоху возрождения «Романтики» т.к. тогда были распространены мысли об этом. Книга «Государь» скорее всего тоже описывает лучшего короля для любого народа или была написана одним из романтиков.