§ 10. Русская культура в XVI веке

Подробное решение параграф § 10 по истории для учащихся 7 класса, авторов Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. 2013



1. Какие изменения в русском летописании произошли в XV-XVI веках?

Изменения:

- постепенно усиливалось московское летописание, постепенно превращаясь в общерусское;

- московские летописи становились всё более объёмными и красочными – в Лицевом летописном своде 10 томов и 16 тысяч миниатюр.

2. Определите основные литературные жанры XVI века. Как в литературе XVI века отразились самодержавные устремления московских правителей?

Основные литературные жанры XVI века:

- летописи;

- жития святых;

- сказания;

- послания.

3. Иоганн Гутенберг, Иван Фёдоров. Что объединяет эти исторические личности? Расскажите о деятельности Ивана Фёдорова подробно.

С Иоганна Гутенберга в мире началось книгопечатание разборным текстом. За много веков до того в Китае и за несколько десятилетий до того в Западной Европе на одной доске вырезали весь текст, а потом делали его оттиск. И именно Гутенберг догадался набирать текст по буквами. От Ивана Фёдорова мир не получил новых изобретений, но он распространил технологию Гутенберга на русские земли.

Почти ничего не известно о происхождении и ранних годах жизни Ивана Фёдорова. Возможно, он учился в Краковском университете, но это спорно. Возможно, он был учеником первой московской типографии, организованной по указанию митрополита Макария датчанином Гансом Мессингеймом. Но неизвестно точно, где эта типография находилась, что из себя представляла. Первая типография, книги которой точно датированы, был Печатный двор во главе именно с Иваном Фёдоровом. Печатный двор начал работу с издания «Апостола» в 1563-1564 годах. Апостолом издательская деятельность не ограничилась. Но на Фёдорова было много нападок. В итоге он бежал из Москвы в Великое княжество Литовское, захватив часть печатного оборудования. Впоследствии под руководством Ивана Фёдорова действовала типография во Львове (потому он считается сегодня также украинским первопечатником). Между тем в Москве Печатный двор с отъездом Фёдорова не прекратил работу. Известно, что с 1568 по 1602 годы им руководил Андроник Невежа – ученик Фёдорова (хотя с 1568 по 1589 годы вышло всего пару изданий, то есть типография практически бездействовала).

4. Что можно считать иконописным символом XVI века и почему? Свой ответ обоснуйте.

Таким символом можно считать икону «Благословенно воинство Небесного Царя» (или «Церковь воинствующая»), потому что это обобщённый образ Русской Православной Церкви и Русского государства как единственных защитников православной веры.

5. Докажите, что в XVI веке начался подъём храмового и гражданского строительства. С чем это было связано?

В этот период строятся такие величественные памятники как Покровский собор на Красной площади, навершие колокольни Ивана Великого, новые крепостные стены Коломны и Тулы, каменные кремли Смоленска и Казани, стены Белого города в Москве.

Часть этих памятников появилась по необходимости. Например, кремль в Казани возвели потому, что новые владения России нужно было укреплять. Одной из причин всплеска строительства было то, что после долгого перерыва в России снова стали использовать кирпич.

6. Подумайте, как становление российской государственности повлияло на развитие ремесла и научных знаний.

Постепенно людям в России становилось жить всё спокойнее. Государство успешно боролось с набегами татар и другими внешними врагами. Потому ремесленники и торговцы могли спокойно работать. Кроме того, границы государства расширялись: в 1560-е годы оно стало включать все земли бассейна Волги. Потому всё больше торговли можно было вести внутри государства, не платя пошлин, или пересекая меньше границ. Это помогало развиваться торговле.