§ 37. Литература и искусство во второй половине XVIII века

Подробное решение параграф § 37 по истории для учащихся 7 класса, авторов Е.В. Пчелов 2015



Вопрос к I пункту. Заполните таблицу.

Вопрос к I пункту. Заполните таблицу

Вопрос ко II пункту. Какие новые черты отличали музыкальную и театральную жизнь России второй половины XVIII века? Какие тенденции были общими в развитии литературы, музыки и театра в этот период?

Общим был интерес к простому народу, показ его жизни, правда, во многом идеализированный. Это было новое явления в русской и европейской культуре. Тогда по всей Европе на театральной сцене, на картинах и т. д. появлялись чисто одетые пастушки, играющие на свирелях, сытые крестьяне за работой, прочие сцены якобы из народной жизни.

Вопрос к III пункту № 1. На примерах известных зданий В.И. Баженова и М.Ф. Казакова раскройте такие признаки классицизма, как обращение к образцам и формам античной культуры и строгие стилистические нормы.

Характерный пример классицизма – это спроектированное Матвеем Фёдоровичем Казаковым здание Сената в Кремле Москвы. Издалека оно действительно похоже на античный храм фасад венчает портик, опирающийся на колоннаду, которая в свою очередь стоит на высокой платформе. Только у Казакова за колоннадой скрывается не одно большое помещение, как было в античности, а несколько этажей со множеством комнат, платформа – это также этаж со своими помещениями.

Вопрос к III пункту № 2. В чём вы видите особенности петербургской архитектуры второй половины XVIII века?

Петербургская архитектура при Екатерине II обратилась к стилю классицизма, который нравился новой императрице. Здания стали напоминать античные храмы с колоннадами и портиками. Больше не было барочных извилистых линий и обильных украшений. Теперь ограничивались несколькими статуями и рельефом на портике.

Вопрос к IV пункту. В чём, на ваш взгляд, заключается психологическая точность скульптурных портретов, выполненных российскими мастерами второй половины XVIII века?

Скульптурные портреты стали точно передавать не только черты лица, но и характер человека. Это особенно хорошо видно в творчестве Михаила Ивановича Козловского. Он показал задумчивого и созерцательного Михаила Васильевича Ломоносова, властного императора Павла I и т.д.

Вопрос к V пункту. Какие живописные жанры получили распространение во второй половине XVIII века?

В екатериненскую эпоху стали распространяться героическая живопись часто на исторические сюжеты, правда персонажи истории показывались идеализировано, предметы и одежды на картинах были далеки от исторической достоверности. Также распространение получили пейзажи, как сельские, так и городские. Не падала популярность портретов.

Вопрос к VI пункту. Расскажите об истории создания Эрмитажа.

Эрмитаж был построен изначально как пристройка к Зимнему дворцу специально для того, чтобы императрица Екатерина II могла в тишине и уединении наслаждаться живописью. Пристройка не зря получила название Эрмитаж, что в переводе означает «обитель отшельника». Основу собрания составила коллекция Иоганна Эрнста Гоцковского. Она составлялась для Фридриха Великого, но король не смог её купить. В итоге она отправилась в Санкт-Петербург как уплата долга. На аукционах постоянно покупались новые картины. Эрмитаж долго был достоянием императорской семьи, для посетителей он открылся только в 1852 году.

Вопрос к параграфу № 1. Приведите примеры произведений литературы и искусства второй половины XVIII века, созданные в стиле классицизма.

Для литературы классицизма характерны нравоучения. Их достаточно, например, в комедиях Фонвизина – «Недоросль» и других.

В архитектуре для классицизма характерны строгие формы, прямые линии, без излишеств барокко. В то время люди считали, что полностью повторяют строгий стиль классической античности (отсюда и название стиля). Характерный пример такой архитектуры – здание Сената в Кремле Москвы.

Вопрос к параграфу № 2. Какие явления российской литературы и искусства были созвучны культурному развитию «Просвещённой Европы» и в чём заключалось их своеобразие?

В литературе большое место стали занимать нравоучения. Это было созвучно идеям Просвещения – то, какой человек, определяет его воспитания. Литература как раз и помогала этому воспитанию. В искусстве стали популярны мотивы и сюжеты, которые выдавались за народные, хотя и были слишком идеализированы. Однако появилась и сатира, а также общественная мысль, которые клеймили тяжкое положение народа.

В искусство постепенно стали проникать пусть и рафинированные, но народные мотивы. Русский народ всегда отличался своеобразием – на него слабо повляла начавшаяся с Петра I европеизация. Это и определило некоторое своеобразие русской культуры. Но в целом она полностью вписывалась в общеевропейские тенденции и ориентировалась на общеевропейские образцы, прежде всего, французские.

Вопрос к параграфу № 3. Подготовьте сообщение о культурной жизни вашего края во второй половине XVIII века. Какие черты этого времени были общими для столицы, губернских и уездных городов Российской империи, а в чём заключалось своеобразие провинциальной культуры?

Москва была не просто губернским городом, а являлась второй столицей. Здесь в екатериненскую эпоху существовали общества любителей искусств, выходили журналы.

Особое внимание на себя обращает рождение оперы. Здесь действовала труппа императорских театров, объединявшая представления с Москве и Санкт-Петербурге. Именно по повелению Екатерины II началось строительство для неё в Москве специального театра. Большой Петровский театр (названный так по улице, на которой стоял) строился с 1776 по 1789 годы, первый его вариант сгорел, но всё же проект был завершён. Правда, торжественное открытие состоялось уже в 1780 году, после этого работы шли над пристройками. Здание, которое считается прямым предшественником современного Большого театра, было кирпичным, трёхэтажным. Его главный зал вмешал партер, три яруса лож и галерею, он был рассчитан на тысячу человек.

Театр стал центром культурной жизни Первопрестольной. Здесь проводил свои вечера почти весь высший свет. На сцене шли самые разные представления, могли дать драму, а сразу после неё – небольшой балет. Тем более, что зрители тогда располагались не так, как сейчас. Наиболее почтенная публика сидела в ложах (сегодня на их месте балконы), а в партере теснился люд попроще. Каждая ложа была как бы комнатой, где отсутствовала только одна из стенок, выходившая на сцену. Они были полностью отделены друг от друга и меблированы. То есть в ложе можно было действительно провести вечер – побеседовать, перекусить, выпить, а между делом посмотреть представление.

В губернских городах культурная жизнь обычно была гораздо беднее. Часто там не существовало своих театров. Культура ограничивалась балами и другими праздниками, на которых порой беседа заходила об искусстве. Да и губернское дворянство жило проще столичного – не часто имело свои библиотеки или тем более собрания картин.