Подробное решение параграф § 24 по истории для учащихся 7 класса, авторов Е.В. Пчелов 2015
Вопрос к I пункту № 1. Сколько лет составляли разницу между летосчислениями от Сотворения мира и Рождества Христова?
Разница составляла 5508 лет.
Вопрос к I пункту № 2. Как вы думаете, почему реформа образования была для Петра I не менее важной, чем военная, государственная, экономическая?
Для успеха реформ Петра I нужны были инженеры, артиллеристы, картографы, знающие навигацию капитаны и многие другие специалисты, имеющие образование, причём не традиционное русское, а европейское, направленное на практические цели.
Вопрос к I пункту № 3. Что отличало систему просвещения России в первой четверти XVIII века от существовавшей ранее?
В отличии от предыдущего века, при Петре I образование в России было направлено на практические нужды, в то время как до этого – на общую книжность и грамотность в церковных, богословских вопросах. Действовали Артиллерийская, Инженерная, Навигацкая школы, Медицинское училище и другие им подобные. Навигацкая школа позже была преобразована в Морскую академию. Многих молодых людей просто посылали на учёбу за границу, чего раньше никогда не делали.
Нельзя забывать, что само обучение шло по упрощённой азбуке с использованием арабских цифр (хотя до этого вместо цифр использовались буквы кириллицы).
Вопрос ко II пункту. Какие новые черты появились в русской живописи, скульптуре, архитектуре по сравнению с прошлым столетием?
Русское искусство оставило старые традиции лишь для церкви. В светской сфере полностью был перенят западный опыт с такими чертами как:
- господствующими стилями стали классицизм и барокко;
- появился светский портрет с полным сходством (как живописный, так и скульптурный);
- человеческое тело стали показывать анатомически верно;
- популярны стали картины и скульптуры на темы античной мифологии;
- в Россию в большом количестве привезли сами античные статуи или их копии;
- дворцы и иные здания стали строить на европейский манер с колоннами, портиками и другими элементами классицизма, позже и барокко;
- православные церкви и те какое-то время стали строиться в европейской стиле: Петропавловский собор в Санкт-Петербурге – это базилика с башней над входом, а не в центре, башня разделена сегменты и увенчана не куполом, а шпилем (собор современникам казался даже не очень православным);
- в строительстве городов стали применять регулярную планировку, прямые и широкие улицы;
- Санкт-Петербург стал первым городом в России, построенным по единому плану.
Вопрос к III пункту. Как изменились обычаи и костюмы в дворянском обществе при Петре I?
Костюмы полностью были переняты из Европы с камзолами, париками, платьями с корсетами из китового уса и т. д.
Обычаи были гибридом европейского высшего света, голландских портовых кабаков и русских обычаев. Главными праздниками стали так называемые ассамблеи, где можно было разговаривать, играть в шахматы и шашки. При этом в свет стали выходить не только мужчины, но и женщины; они на равных с мужчинами принимали участие в ассамблеях. Но главное, чем занимались на таких праздниках – пили в непомерных количествах традиционные русские крепкие напитки, опять же, и мужчины, и женщины, причём даже беременные. За этим следил сам император, потому отказаться было нельзя. Например, в качестве штрафа за нарушение этикеты полагалось выпить кубок «Большого орла» (потому что на нём изображался государственный греб) – около 1,5 литра полугара (напитка с крепостью не ниже 38 градусов, а часто больше). Вдоль ограды дворца, где проходила ассамблея часто выставляли гвардейцев, чтобы никто не сбежал.
Вопрос к параграфу № 1. Что из культурных новшеств эпохи Петра I предназначалось: а) всем слоям российского общества; б) только дворянам; в) низшим слоям общества?
Газета «Ведомости» – предназначалась читающим горожанам (в деревнях она не продавалась), то есть высшим слоям общества;
ассамблеи – предназначались дворянам (приходили туда по приглашениям);
Летний сад – предназначался всем жителям Санкт-Петербурга, но время на прогулки там было только у высших и средних слоёв общества;
европейский календарь – предназначался всем слоям общества;
Морская академия – предназначалась дворянским детям;
цифирные школы – предназначались дворянским детям;
европейское платье – предназначалось всем слоям общества кроме крестьян, хотя по факту больше горожанам;
огненные потехи и фейерверки в Новый год – предназначались всем жителям Санкт-Петербурга и некоторых других крупных городов;
Кунсткамера – предназначалась всем жителям и гостям Санкт-Петербурга;
гражданская азбука – предназначалась всему грамотному населению (в то есть в основном дворянству и духовенству);
кофе – предназначался дворянам и подражавшим им купцам (прежде всего, из-за высокой цены его привозных зёрен);
«Юности честное зерцало» – предназначалось дворянам.
Сделайте вывод, какие сословия были активнее других вовлечены в культурные реформы начала XVIII века.
Таким образом, реформы затрагивали, в первую очередь, дворянство, а также жителей Санкт-Петербурга, потому что император хотел видеть вокруг себя Европу.
Вопрос к параграфу № 2. Одним из серьёзных последствий петровских реформ стал культурный раскол российского общества. Почему он произошёл и какие последствия имел для будущего страны?
Не все слои русского общества были одинаково затронуты реформами культуры. Например, крестьян они почти совсем не коснулись. Потому часть общества продолжала жить согласно старым традициям, а часть – согласно европейским модам. Это и создавало культурный раскол. Из-за него со временем дворянству пришлось заново осваивать родную культуру, снова становиться русскими.
Вопрос к параграфу № 3. Подготовьте рассказ-презентацию об одном из художников, скульпторов, архитекторов первой четверти XVIII века или о произведении искусства, созданном в это время.
Слайд: 1
Название: Жизнь и творчество Ивана Никитича Никитина
Текст: Сведения об авторе
Слайд: 2
Название: Происхождение
Изображение: православный священник в одеянии по случаю праздничной службы
Текст: Родился в 1690-е годы. Семья Никитиных относилась к сословию духовенства: отец будущего художника и брат Иродион, в то время как Никита и брат его Роман стали художниками.
Обучение начинал в Москве, при Оружейной Палате,
Слайд: 3
Название: Учёба
Изображение: картина Иоганна Готфрида Таннауэра «Пётр I в Полтавской битве» (желательно снабдить подписью)
Текст: Обучался Никитин у приглашённых Петром I иностранных художнико. В Москве он попал к голландскому мастеру гравюры Адриану Шхонебека, в Санкт-Петербурге занимался у придворного живописца Иоганна Готфрида Таннауэра. Таннауэр был родом из Швабии (Германии), но обучался в Венеции. Он специализировался на миниатюре и портрете.
Слайд: 4
Изображение: панорама Флоренции с кафедральным собором (Дуомо)
Текст: В 1716-1720 годах братья Никитины были государственными пенсионерами, то есть получали содержание (пансион) для обучения. Эти годы для Ивана прошли в Венеции и Флоренции – крупнейших центрах европейской культуры в то время. Вслед за своим ещё петербургским учителем Таннауэром Никитин стал специализироваться на портретах.
Слайд: 5
Название: Творчество
Изображение: картина И.Н. Никитина «Пётр I на смертном одре» (не перепутать с картиной Таннауэра с таким же названием)
Текст: Первые свои портреты художник создал ещё до поездки в Италию, но основное творчество началось после возвращения оттуда. Никитин стал придворным художником вместе со свои учителем Таннауэром. Он застал уже окончание правления великого императора-реформатора. Тем не менее успел написать несколько портретов великих людей той эпохи. Исполнил печальную обязанность изобразить умирающего Петра I.
Слайд: 6
Изображение: любой портрет из списка ниже на выбор
Текст (к списку работ можно применить эффект анимации «титры», чтобы не делать текст слишком мелким): Известны следующие работы одного из первых русских портретистов:
Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
Царевна Наталья Алексеевна, 1716, Государственная Третьяковская галерея.
Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.
Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Слайд: 7
Название: Конец жизни
Изображение: потрет Феофана Прокоповича (желательно с подписью)
Текст: Никитин был не только художником, но и придворным, потому не мог остаться в стороне от интриг. В 1732 году его вместе с братом Романом арестовали по обвинению в распространении пасквилей на видного деятеля Святейшего Правительствующего Синода Феофана Прокоповича. Браться пять лет ждали суда в тюрьме Петропавловской крепости. Суд приговорил их к битью плетьми и пожизненной ссылке в Тобольск. После смерти императрицы Анны Иоанновны, при которой был вынесен приговор, братьев простили и разрешили вернуться в столицу. Но дороги из ссылки Ивану не суждено было пережить. Роман вернулся и снова стал придворным художником, прожил до 1753 или 1754 года.