§ 21. Культура Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.

Подробное решение Параграф § 21 по истории для учащихся 7 класса, авторов Федосик В. А. 2009

1. Что было основной темой русской литературы в XIV—XV вв.? Наловит произведения русской литературы этого времени

Прославление героизма и мужества русских людей в борьбе за православную веру и свою родину. Примеры: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

2. Как сказалось на развитии литературы расширение политических, экономических и культурных связей Северо-Восточной Руси с другими странами?

Благодаря этим связям было написано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

3. Какие новые черты проявились в архитектуре Северо-Восточной Руси в Позднем средневековье?

Оборонительные сооружения стали совершеннее. Теперь они всё чаще строятся за камня или кирпича с глубоким рвом перед крепостной стеной. Также изменились церкви. Они снова становятся больше, монументальнее. Из-за рубежа приходят новые строительные технологии, например, Успенский собор в Москве перестраивал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

4. С чем были связаны перестройки Московского Кремля в XIV—XV вв.?

Во-первых, старый кремль обветшал, а технологии осады крепостей продвинулись (например, когда строили белокаменный кремль пушки только начинали использоваться и на Руси известны не были, кремль из красного кирпича строили иностранные специалисты, к тому времени уже хорошо знакомые с артиллерией). Во-вторых, величие кремля показывало величие государства, потому когда Москва стала усиливаться, ей всё больше требовались величественные постройки, которые показывали её престиж.

5. Расскажите о живописцах Феофане Греке и Андрее Рублеве. Что общего и что особенного было в их творческой манере?

Феофан Грек, как видно из имени, родился и учился за пределами Руси. Считается, что Андрей Рублёв в молодости тоже учился либо в Византии, либо в Болгарии. Они привнесли новое понимание образов святых. У Феофана Грека они все суровые и грозные, проникнутые драматизмом, краски использованы в основном тёмные. У Андрея Рублёва наоборот образы проникнутые светом. Он отклонялся от канона, но позже именно его образцы стали новым каноном.