§ 6. Судьба европейской цивилизации

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013



Стр. 83

Постановка проблемы урока

Сравни данные высказывания с представлениями жителей средневековой католической цивилизации о пространстве (схема на с. 19) и роли человека в мире (текст на с. 18).

Коперник опровергает представление о пространстве, которое сложилось в Средние века. Он считал, что Земля не является центром мира.

Судя по этим данным, к XVII веку католическая цивилизация сохранилась или изменилась и переросла в новую цивилизацию?

Это учение свидетельствует о развитии науки, а значит, является признаком разрушения аграрного общества.

Судя по этим данным, к XVII веку католическая цивилизация сохранилась или изменилась и переросла в новую цивилизацию? Сравни два вывода и сформулируй вопрос о католической цивилизации (авторский вариант - с. 303).

Как сложилась судьба средневековой католической цивилизации в Новое время?

Повторение необходимых знаний

Вспомни, что такое: средневековая католическая цивилизация, аграрное общество и признаки его разрушения.

Средневековая католическая цивилизация – под «средневековой цивилизацией Запада» понимают тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций.

Этот тип общества унаследовал:

От античности:

идея империи;

понтификального авторитета;

римского права и собственности.

От варварства:

традиции свободы;

равенства;

демократии.

От христианства: идея индивидуального договора верующего с богом.

Аграрное общество – это первая стадия цивилизованного развития. В некоторых источниках его также называют традиционным. Характерно для Древности и Средневековья.

Признаки разрушения:

Появление и рост машинной промышленности

Рост городов

Смена натурального хозяйства рыночным

Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан Снижение влияния землевладельческой знати

Появление в результате революций и реформ демократических выборов и парламентов

Объясни значение понятий: сословие, феодальные порядки.

Сословие – социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Феодальные порядки — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.

Стр. 84 – 87

Изучи текст (вспомни порядок продуктивного чтения - с. 18) и с помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. происходило разрушение черт аграрного общества в экономике. Сделай вывод о судьбе католической цивилизации.

– В феодальном поместье сохраняются феодальные повинности. Существовало натуральное хозяйство. Существовали ремесленные мастерские. В то же время появляются фермерские хозяйства (капиталистические – наёмный труд, рынок). Применяется водяное колесо, ветряные мельницы и т.д. Появляется хозяйство товарного типа. Развиваются биржи и банки, которые способствовали развитию торговли. Появляются мануфактуры (капиталистические – наёмный труд, рынок), используется техника.

– В сельском хозяйстве появились многополье, новая техника: токарные сверлильные станки, в результате развития техники и торговли стали больше цениться деньги, а не земля, на смену ремесленному производству приходят мануфактуры.

– Мануфактура – большое капиталистическое предприятие, основанное на ручном труде. Отличалась она тем, что это было большое производство, существовало разделение труда, нацелена на производство прибыли, принадлежала мануфактуристу.

– В аграрном обществе основным занятием было сельское хозяйство, а к XVIIвеку промышленность и торговля выходят на первый план.

– Сохраняется сословный строй: духовенство, «старые» дворяне-рыцари, крестьяне-общинники и горожане. В то же время появляются новые классы: капиталисты (буржуазия, предприниматели: фермеры, мануфактуристы, акционеры, «новые» дворяне). Класс наёмных рабочих (пролетарии).

– Переход из одного сословия в другое невозможен, а из одного класса в другой возможен. Стало цениться не происхождение, а личные качества.

Стр. 85

Сравни со схемой на с. 19: как изменились техника и технологии? Какие экономические связи можно считать капиталистическими?

Возникновение капиталистического уклада было обусловлено развитием производительных сил. Производство постоянно находится в состоянии изменения, в первую очередь претерпевают изменения орудия труда. В этом отношении в XVII в. был достигнут ряд крупных успехов. В области горного дела в течение XVII в. продолжались настойчивые поиски применения каменного угля для выплавки чугуна. Наибольшего успеха достиг в этом отношении в Англии лорд Дедли, взявший в 1621 г. патент на «выплавку железной руды и производство из нее чугунного литья путем применения каменного угля». Был достигнут большой прогресс в разрешении проблемы использования водяной силы. Во второй половине XVII в. во Франции и Англии были сделаны удачные попытки устройства паровых насосов.

В течение XVI-XVII вв. были достигнуты дальнейшие успехи в области доменного производства металла. Большое влияние на развитие металлургии оказало развитие военной техники. Переход к огнестрельному оружию (мушкеты, пушки и т.д.) требовал большого количества металла. Количественно артиллерия уже в XVI-XVII вв. представляла собой массовое оружие. Пушки широко употреблялись обеими сторонами в Тридцатилетней войне 1618-1648 гг., в период гражданской войны в Англии в середине XVII столетия.

В XVII столетии кораблестроение и морское судоходство достигли больших успехов. Помимо увеличения тоннажа кораблей (по сравнению с XVI в. средний тоннаж корабля увеличился на 500 тонн) суда получили большую скорость. Последняя достигалась развитием парусной системы. Кроме компаса и астролябии, которыми определялись расстояние, проделанное кораблем, по солнцу, моряки XVII в. широко использовали телескоп, хронометр, секстант. Морские карты стали необходимой принадлежностью экипажа корабля.

В конце XVI-XVII вв. в Европе все большее распространение получило часовое производство. В середине XVII в. в Голландии изобрели настенные или башенные часы с маятником. Часы являлись первым известным автоматом в период перехода от средневековья к новому времени. С развитием орудий труда, техники и технологии производства совершенствовались навыки и классификация самих производителей. Значительно усилилось общественное разделение труда.

Чем отличается централизованная мануфактура от рассеянной?

Рассеянная мануфактура — это такой способ организации производства, когда мануфактурист — владелец капиталов (купец-предприниматель) — раздает сырье для последовательной переработки мелким деревенским ремесленникам (ремесленникам-надомникам) . Этот тип мануфактуры больше всего был распространён в текстильном деле и в тех местах, где не действовали цеховые ограничения. Работниками рассеянной мануфактуры становились деревенские бедняки, которые имели какую-то собственность: дом и крохотный участок земли, но не могли обеспечить свою семью и себя и поэтому искали дополнительные источники существования. Получив сырьё, например, шерсть-сырец, работник перерабатывал его в пряжу. Пряжу забирал мануфактурист и отдавал её на переработку другому работнику, который превращал пряжу в ткань и т. д.

Централизованная мануфактура — это способ организации производства, при котором рабочие перерабатывают сырьё вместе, в одном помещении. Этот тип мануфактуры был распространён прежде всего в таких отраслях производства, где технологический процесс предполагал совместный труд большого (от десятка до сотни) числа рабочих, выполняющих различные операции.

Стр. 91

Укажи причины, по которым европейские короли смогли перейти от сословно-представительных монархий к абсолютным.

Причины появления абсолютных монархий:

Вместо феодального войска появлялась регулярная армия, где служили наёмники, короли меньше стали зависеть от земельной аристократии. Чиновников короли тоже назначали.

Авторитет первого сословия был подорван в ходе Реформации.

Власть короля постепенно становилась безграничной. Абсолютная монархия с одной стороны способствовала, а с другой - препятствовала разрушению аграрного общества. Так как абсолютная монархия меньше зависела от дворян и духовенства, что подрывало устои сословного строя. Но с другой стороны, препятствовала. Так как при абсолютной монархии не было парламента, народ не участвовал в управлении государством, власть была сосредоточена в одних руках, поэтому она выражала интересы узкого круга людей.

С какими идеями Макиавелли и Мора ты согласен, а с какими - нет? Объясни свою позицию. Сделай вывод по проблеме.

Уходили в прошлое рыцарские правила чести и преданности. Жажда наживы увлекала все большее число людей. Мыслители того времени пытались представить, какими должны быть отношения человека общества и государства.

Никколо Макиавелли: первым высказал мысль о том, что государство — это не божественное, а человеческое творение, которое выражает интересы влиятельных групп в обществе. Макиавелли мечтал об объединении раздробленной Италии под властью одного государя и считал, что умный политик должен использовать недостатки людей в своих интересах. Макиавелли советовал политикам для достижения великих государственных целей пользоваться любыми средствами — обманом, предательством, подкупом, быть хитрым, как лиса, сви­репым, как лев, «великим притворщиком и лицемером». Он считал, что в политике нет места нравственности и религии.

Английский гуманист Томас Мор: не желал мириться с ложью и несправедливостью. Видел источник всех человеческих пороков в частной собственности и погоне за прибылью. Пытался представить идеальное общество, где все были бы счастливы.

Стр. 92

Выделите в тексте факты, которые доказывают, что в культуре Западной Европы в XVI—XVII вв. разрушались черты аграрного общества.

Сохранялись старые взгляды на мир, инакомыслие преследовалось. Галилео Галилей был сожжён на костре по приговору инквизиции. В то же время после появление книгопечатания стало выпускаться больше книг, распространяться образование. Выделяются новые науки Нового времени – физика, математика, астрономия и др.

Придумайте спор, который, по-вашему, мог бы состояться между иезуитом-инквизитором и Галилеем. Кого из спорящих вы готовы поддержать? Свою позицию объясните. Сделайте вывод по проблеме.

Спор между иезуитом – инквизитором и Галилеем.

Галилео: Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств… Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем более подвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, может быть, даже превратно понятых.

Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания… Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом. Так, результаты стрельбы будут всегда одинаковые, к какой бы стране света она ни была направлена… это произойдет потому, что так же должно получаться, будет ли Земля в движении или стоять неподвижно… Дайте движение кораблю, и притом с какой угодно скоростью; тогда (если только движение его будет равномерным, а не колеблющимся туда и сюда) вы не заметите ни малейшей разницы в происходящем.

Я провозгласил однородность пространства (отсутствие центра мира) и равноправие инерциальных систем отсчёта, предполагаю, что результаты земных опытов можно переносить на небесные тела, то есть законы на Земле и на небе одни и те же.

Я не прекращаю, даже в охватившей меня темноте, строить рассуждения по поводу то одного, то другого явления природы, и я не смог бы дать своему беспокойному уму отдыха, даже если бы пожелал того.

Иезуит – инквизитор: Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию.

Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения.

Стр. 96

Сравни два исполнения скульптуры «Давид»: в стиле барокко - Бернини и в стиле Возрождения - Микеланджело (с. 59). Как объяснить отличия?

Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше - на античных, совсем мало - на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Мировоззренческие поиски гуманистов нашли своеобразное отражение в скульптурных воплощениях библейского сюжета о Давиде: юноша-пастух победил великана Голиафа, спас народ от завоевателей, стал иудейским царем и мудро правил государством. Этот сюжет становится одним из самых популярных: с одной стороны, эта тема близка простому народу, а с другой - она очень созвучна гуманистическому индивидуализму с его героизацией человека. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени). Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик.

Микеланджеловский "Давид" - беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме "Давида", поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.

Питер Пауль Рубенс. В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества.

Драматический, древний античный сюжет, приобретает на полотне автора мощное эстетическое звучание, «барочное» изящество и великолепие, но вместе с тем непринуждённость и лёгкость. Великий фламандец, словно уводит нас от реальности, создаёт сложную игру линий и цветовых пятен, наделяя свои персонажи необыкновенной чувственностью, силой и жаждой жизни.

Рембрандт. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тулпа") была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями.

Стр. 96 Применение знаний

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени.

В период Раннего Нового времени (XVI-XVII) в Западной Европе происходило разрушение черт аграрного общества, постепенно размывалось сословное деление общества и возникало новое классовое деление. Старые средневековые ценности уступали место новым. Средневековая католическая цивилизация перерождалась в западную цивилизацию Нового времени.

Новое хозяйство и образ жизни сближали представителей разных сословий и разделяли их не по правам и обязанностям, а по наличию или отсутствию капитала, уровню дохода. Это деление общества принято называть классовым.

Класс капиталистов (буржуазия, предприниматели) объединяло то, что все они были частными собственниками капитала, организующими производство или торговлю с целью получения прибыли, и использовали при этом труд наемных рабочих.

Класс наемных рабочих объединял людей, лишенных собственности на землю, дома, орудия труда, добровольно нанимающихся на работу к капиталисту и получающих за свой труд зарплату.

В период Раннего Нового времени в Западной Европе складываются абсолютные монархии, формируется самосознание наций и новые представления о жизни общества и государства.

Составь по теме предыдущего вопроса электронную схему с иллюстрациями или презентацию.

Презентация

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени

Составь по теме предыдущего вопроса электронную схему с иллюстрациями или презентацию

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени

Составь по теме предыдущего вопроса электронную схему с иллюстрациями или презентацию

С помощью конкретных фактов докажи, что в Западной Европе в XVI—XVII вв. католическая цивилизация преобразовывалась в западную цивилизацию Нового времени

Составь по теме предыдущего вопроса электронную схему с иллюстрациями или презентацию