§4. Реформация – новое отношение к Богу

Подробное решение параграф § 4 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013



Стр. 64. Постановка проблемы урока

Что Лютер объявляет главной драгоценностью христианства?

Мартин Лютер считает главной ценностью христиан Божье Слово, он во всем надеется на Господа.

Можно ли, по-твоему, подобные взгляды считать ересью, опровержением христианства?

Да, подобные взгляды можно считать ересью.

Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос.

Лютер – еретик или нет?

Повторение необходимых знаний

Объясни значение понятий: религия, церковь, еретики, инквизиция.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

Церковь — религиозное сообщество христиан, объединенных общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и ее Глава.

Еретик — это тот, кто придерживается взглядов, противоречащих базовым ценностям церкви.

Инквизиция - это преследование неверующих, выступающих против догматов Церкви.

Каким в Средневековье было положение Церкви? (Введение)

Для средневековья характерна господствующая роль религии и церкви. Церковь подчиняла себе политику, мораль, науку, образование и искусство.

Решение проблемы

Изучи текст (используя продуктивное чтение - см. с. 18), и сформулируй причины Реформации.

Причины Реформации:

• язык церкви, латинский, был непонятен многим верующим;

• многие не могли прочитать Библию;

• крестьян и горожан возмущали поборы церкви;

• представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви;

• малоземельные рыцари феодалы с завистью смотрели на богатые церковные земли;

• королей и князей раздражало вмешательство римского папы в дела государства.

Поставь себя на место участников Вормсского рейхстага 1521 года и составь одну обвинительную речь против Мартина Лютера, а другую - в его защиту. Сделай вывод по проблеме Лютера и Церкви.

Обвинительная речь.

Мы объявляем и заявляем, что профессор Виттенбергского университета доктор Мартин Лютер обвиняется в неисполнении указаний Его Святейшества Папы, а также в убеждениях, признанных Его Святейшеством и Высоким Судом опасными и еретическими.

Проповедуя и распространяя свои идеи и убеждения он сеял семена богохульства и ереси.

Доктор Лютер публично отвергает святую силу индульгенций, что также противозаконно, т.к. тем самым он лишает верующих возможности обрести спасение души – ведь только с помощью индульгенции, заверенной печатью Папы можно обрести ту часть Божественной благодати, которую оставили нам грешным святые мученики и праведники.

Доктор Лютер утверждает также, что на должность священника может быть избран любой верующий и что обязанность такого священнослужителя – растолковать верующим Библию и быть наставником в религиозной жизни. Но он забывает, что не все простые верующие знакомы с трудами святых Отцов и Учителей Церкви, и, следовательно, не могут верно истолковать все истины Священного Писания и постичь всю его мудрость. Доступно же это лишь священникам, участие которых доктор Лютер решительно отвергает.

Доктор Лютер также отвергает авторитет папской власти, и, утверждая это, он идет против Канонического права, по которому именно Папа является верховным владыкой над всеми светскими и духовными князьями.

Таким образом, учение доктора Лютера противоречит всей концепции и всем догматам Святой нашей Матери Церкви, а следовательно, является противозаконным и еретическим.

Речь в защиту Мартина Лютера.

Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, - ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, - меня осиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. Я призываю правителя, включая императора, реформировать церковь. Требую, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Из семи церковных таинств я признаю только два: крещение и причащение, причем последнее отказываюсь связывать с мессой. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. Миряне не должны зависеть от священнического сословия, т.к. священник – просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь.

Стр. 67

Попробуйте оценить устройство Лютеранской церкви с позиции Томаса Мюнцера и с позиции Фридриха Мудрого: чем вы можете объяснить различие в их взглядах?

• Лютер отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Мюнцер же шагнул дальше -из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Мюнцер делает вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру сердца». Таким образом, Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Идеалом Мюнцера явилось построение Царства Божия на Земле.

• Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер был похищен группой людей курфюрста. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.

Сделайте вывод по проблеме.

Действия Лютера привели к неожиданным последствиям. Новые идеи получили распространение среди крестьян. В Германии началась крестьянская война.

Стр. 68-70

Сравни (найди общее и различное) вероучения и устройства Церкви Мартина Лютера и Жана Кальвина. Оцени с позиции человека XXI века действия Жана Кальвина в Женеве: какие из них ты можешь оправдать, какие - осудить? Сделай вывод по проблеме.

В ходе Реформации в Европе появилось несколько церквей. Для того чтобы сравнить новые церкви и католическую, заполним таблицу:

Сравни (найди общее и различное) вероучения и устройства Церкви Мартина Лютера и Жана Кальвина

Итоги:

- Сохранилась вера в Бога.

- Изменяется роль священников, богослужение ведется на родном языке, Римский Папа теряет свою власть, главой церкви становится светский правитель, церковь оказывается «дешевой», священники не уполномочены прощать грехи, это может сделать только Бог.

- Появившиеся церкви во многом отличались от католической, церкви, они противоречили ей.

Церкви, которые выступали против католической церкви, стали называется - протестантскими.

Стр. 72 Применение знаний

С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке в Европе началась религиозная Реформация.

Реформация - слово, которое переводится с латинского как "перестройка", стало символом целой эпохи в истории Европы. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Реформация началась в Германии и была вызвана кризисным состоянием Католической церкви.

Идейной предпосылкой реформационного движения стали идеалы гуманизма. Религия, считал Эразм Роттердамский, должна приобрести форму непосредственного и откровенного диалога между Богом и человеком. Церковные службы должны осуществляться народным языком, что сделает их доступными и понятными.

Основал Реформацию выступление профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера против католической церкви в 1517 Возмущенный кризисом церкви, критикуя роскошь Рима, он был вынужден определить новые отношения между человеком и Богом, создавая, таким образом, новую религию.

Реформация в Германии началась как движение умеренных общественных слоев, вдохновенных гуманистическими идеалами, направленный против католической церкви. Однако постепенно она приобрела черты присущих борьбе народных масс за улучшение своего положения. Отражением этого стали призывы Томаса Мюнцера поднять меч против господ и установить силой церкви Царство Божие на Земле, и события Крестьянской войны 1524 - 1526 рр.

В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Германии - Пруссии, Браденбурзи, Саксонии, Силезии, Вюртемберге, Гессене. Официальной религией его признали в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и в прибалтийских землях.

Вслед за лютеранством появляются также другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин. Швейцарский город Женева, где он поселился, превратилось в один из центров европейской Реформации

Кальвинизм получил в Европе и мире в целом даже больше сторонников чем лютеранство. Кальвинизм распространился в Соединенных провинциях Нидерландов, Швейцарском Союзе и некоторых из германских княжеств. Немало его сторонников, в Польше и Венгрии. Кальвинистами были пресвитериане Шотландии, пуритане Англии и гугеноты Франции. Спасаясь от преследований английские пуритане переселялись в Северную Америку, распространяя кальвинизм за пределами Европы

Распространение идей Реформации в Англии привело к возникновению англиканской церкви. Согласно "Акту супрематии" 1534 ее возглавлял король Генрих VIII Тюдор

Несмотря на заметные успехи в распространении реформационных идей количество сторонников католицизма в Европе оставалась значительной. Верной Католической церкви оставалась большинство населения Италии, Испании, Португалии, княжеств Южной Германии, значительная часть Франции.

Используя все ключевые слова параграфа, разнообразные иллюстрации, составь электронную схему, отражающую причины и последствия Реформации.

Причины и последствия Реформации

Используя все ключевые слова параграфа, разнообразные иллюстрации, составь электронную схему, отражающую причины и последствия Реформации

Используя все ключевые слова параграфа, разнообразные иллюстрации, составь электронную схему, отражающую причины и последствия Реформации