§ 16. «Закрытый» Дальний Восток

Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013



Стр. 190 Постановка проблемы урока

Какие интересы преследовал Георг III, отправляя посольство в Китай, возможны ли были с точки зрения европейцев контакты западной и дальневосточной цивилизаций? Судя по этому источнику, каким было в Китае отношение к необходимости контактов с европейцами? Сравни два вывода и сформулируй вопрос (авторский вариант - с. 303).

В Новое время Европа стала развиваться быстрее, чем другие регионы.

Государства, которые отставали в социально-экономическом развитии, становились зависимыми от европейских стран. Европейцы, с целью наживы, заключали невыгодные торговые договоры (Османская империя), некоторые страны становились колониями (Индия, Латинская Америка, Северная Америка).

Из документа следует, что китайцы небыли заинтересованы в установлении отношений с Европой.

Возникает вопрос - возможны ли были в раннее Новое время контакты между западной и дальневосточной цивилизациями?

Стр. 190 Повторение необходимых знаний

Вспомни, что такое аграрное общество, цивилизация, колония, конфуцианство, даосизм, буддизм.

Аграрное общество – первый вид созданной людьми цивилизации его признаки:

Основой хозяйства является земледелие. Подавляющее число людей живёт в сёлах, ведёт натуральное хозяйство.

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения.

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать.

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям и обычаям предков. В обществе мало грамотных людей.

Цивилизация – большая общность людей, включающая, как правило, несколько народов и государств, которые объединены:

культурными и религиозными традициями, определяющими представление добре и зле, красивом и безобразном и так далее,

особенностями ведения хозяйства,

особенностями отношений между людьми,

особенностями управления государством.

Колония -

1. Поселение, основанное выходцами из одной страны в чужих землях

2. Зависимая территория, находящаяся под верховным управлением метрополии.

Конфуцианство - учение древнекитайского мудреца Конфуция (5 век до н. э.). Согласно конфуцианству над всем миром людей и духов царит воля великого Неба. Главная цель конфуцианства – правильно организовать жизнь общества так, чтобы люди преодолели в себе дикого зверя и сохранили человеческую культуру. Для этого надо точно соблюдать правила действий (ритуалы), что связывают Небо с людьми, а людей друг с другом:

Чтить предков, которые поняли и записали правила действий (ритуалы);

Любить людей – «не делать другим того, чего не желаешь себе»;

Знать своё место в обществе – подчиняться старшим, заботиться о младших.

Даосизм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Буддизм – древнейшая мировая религия. Она первой переступила этнические, сословные и конфессиональные перегородки между людьми, так как воспринимала человека как личность, а не члена какой-либо группы. Буддизм предлагает путь духовного развития, цель которого – проникновение в истинную природу всех вещей.

Выдели особенности западной цивилизации Нового времени. (§ 6) Назови причины колониальных захватов европейцев. (§ 2,13)

В период Раннего Нового времени (XVI-XVII) в Западной Европе происходило разрушение черт аграрного общества, постепенно размывалось сословное деление общества и возникало новое классовое деление. Старые средневековые ценности уступали место новым. Средневековая католическая цивилизация перерождалась в западную цивилизацию Нового времени.

В период Раннего Нового времени в Западной Европе складываются абсолютные монархии, формируется самосознание наций и новые представления о жизни общества и государства.

Великие географические открытия конца XV в. положили начало острой борьбе между Испанией и Португалией за новые, неведомые земли и за морские пути к ним.

На новые земли устремились многочисленные искатели легкой наживы, мечтавшие разбогатеть. В Америку и другие страны, открытые европейцами, отправлялись и служители церкви для обращения местного населения в христианство.

Основным направлением своей захватнической политики португальцы избрали Восток.

Используя данные карты на с. 186, попробуй объяснить, чем судьба Китая в раннее Новое время отличалась от судьбы Индии.

Смена династий в Китае сопровождалась бурными потрясениями и означала смену отжившего, не жизнеспособное. В Индии же распад одного государства происходил на фоне сохранения и даже укрепления других государств - поэтому последствия крушения даже крупных империй смягчались и сглаживались.

Стр. 191 Решение проблемы

С помощью конкретных фактов докажи, что в мире дальневосточной цивилизации переплетались три разные религии. Сделай вывод о возможности контактов западной и дальневосточной цивилизаций.

В мировоззрении людей на всем пространстве Дальнего Востока переплелись три религии (учения): конфуцианство, даосизм и буддизм, дополняемые в каждой стране языческими верованиями (в Японии — синтоизм, в Монголии — шаманизм и так далее). Храмы разных вер мирно соседствовали друг с другом в одних и тех же городах Дальнего Востока.

Конфуцианство

Когда китайца (японца, корейца) интересовали вопросы обыденной, повседневной жизни, он следовал учению Конфуция о справедливом и гармоничном устройстве мира и правилах отношений между людьми. Для исполнения главного долга — человеколюбия — люди старались во всем слушаться старших (родителей, начальников) и заботиться о младших (детях, подчиненных).

Даосизм

Когда житель Дальнего Востока пытался постичь существующий в мире порядок, ему могли помочь монахи-даосы. Они объясняли, что Дао — это путь, закон, которому надо следовать, если хочешь обрести благополучие и спокойствие.

Буддизм

Когда же человек дальневосточной цивилизации задумывался о том, что станет с его душой после смерти, он шел в буддийский храм и приносил служащим там монахам еду, одежду, деньги. Этими и другими добрыми делами люди очищали свои души и надеялись в следующем перерождении приблизиться, хоть на один шаг, к главной цели — достижению нирваны.

Стр. 192

С помощью конкретных фактов докажи, что в Китае раннего Нового времени сохранялись все признаки аграрного общества.

В Китае в XVI–XVIII веках появлялись признаки разрушения аграрного общества:

• Появление мануфактур

• Развитие торговли

• Совершенствование техники

Стр. 194 Схема

1. Опиши схему (см. пример на с. 19).

2. Сравни со схемами на с. 127 и 171.

Управление империей разделено на три традиционные линии: военную, гражданскую и ведомство цензоров. Возглавлял – император. Управление разделено на провинции. Каждая провинция возглавлялась гнаместником и провинциальным военачальником (тайная полиция). Более нижним уровнем власти являлся округ, управляемый чиновником. Провинции известны также как Внутренний Китай. Пост наместника был высшим рангом провинциальной администрации. Низшими рангами были – чиновники уездов, которые управляли городскими и деревенскими общинами.

Стр. 194

Какие действия последних императоров династии Мин и первых императоров династии Цинь ты можешь оправдать, а какие - осудить с точки зрения человека XXI века? Объясни свой ответ. Сделай вывод по проблеме.

Империя Мин: крестьяне голодали, казна пустела, императоры же заботились о роскоши и развлечениях, а не о благе своих подданных.

Династия Цинь: стремилась следовать традициям управления, заботились о развитии земледелия, ремесел и торговли.

Стр. 197

Попробуй объяснить закрытие Китая и Японии от остального мира в двух докладах: английского капитана правлению Ост-Индской компании и китайского чиновника своему императору. Сделай вывод по проблеме.

Доклад английского капитана: чтобы закрепиться в Китае и Японии – в первую очередь надо получить доверие местных жителей. Этим можно добиться путем обращения их в христианство. Но верования этих дикарей настолько сильны, что их правители запрещают привозить книги, в которых даже упоминается христианство. Мы пытались подкупить правителей, но они непреклонны.

Доклад китайского чиновника: европейцы обращают наш народ в христианство, строят дома, селятся в наших городах, они не понимают устройство нашей жизни, наши правила, они слишком быстро подбираются к нашей стране. Их необходимо изгнать.

Стр. 200 Применение знаний

Сравни судьбу стран дальневосточной и индийской цивилизаций в раннее Новое время. Какими причинами ты можешь объяснить различия между ними?

На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности, как олицетворения косности и прогресса, застоя и динамики, деспотизма и свободы. Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там, вплоть до конца XVIII в., был значительно выше, чем на Западе, города по своей численности превосходили европейские. В крупных городах Востока развивалось ремесло, достигшее очень высокого для средневековья уровня. Европа покупала на Востоке шелк, фарфор, оружие, пряности, но долгое время она мало что могла предложить взамен.

Между тем жизнь средневекового Востока была неспокойна. Его политическая карта, особенно со времени появления исламской цивилизации, многократно перекраивалась. Распадались старые империи, и на их месте возникали новые государства. Орды кочевников разрушали древние очаги культуры, ставя под угрозу само существование цивилизации. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от этой опасности, то на Востоке еще долгое время спустя продолжалась борьба с кочевниками.

История всех средневековых цивилизаций имеет много общих черт, но вместе с тем именно в ту эпоху особенно отчетливо определяется их разнообразие. Восток отнюдь не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н. э. (арабской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей, влиявшие на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей и их поведение, трудовую этику и т. д.

Нельзя сказать, что Восток в средние века "застыл", приостановился в своем развитии. Во многих областях жизни восточных цивилизаций происходили изменения: постепенно совершенствовались орудия производства, росли города, крепли и расширялись торговые связи, появлялись новые тенденции в философии и литературе. Но в целом темп развития Востока был более медленным, по сравнению с Западом. Я объясняю это тем, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизведение старых, сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения. Развитие восточных обществ происходило в пределах цивилизационной традиции. Поэтому восточные цивилизации называют традиционными.

Традиционность была присуща, естественно, и Западной Европе, как и всем доиндустриальным цивилизациям, однако она стала изживаться начиная приблизительно с XV в. Это был долгий и мучительный процесс, не раз приводивший к тяжелым социально-политическим потрясениям, но одновременно двигавший Европу вперед. Поэтому исторические пути Запада и Востока можно определить как революционный и эволюционный.

Какие действия европейцев, китайцев и японцев в ходе контактов XVI-XVIII веков представляются вам недопустимыми сточки зрения человека XXI века? Объясните свой ответ.

Появление европейцев на японских островах не только способствовало обострению междоусобных войн феодалов, давало толчок развитию морской торговли, но и вызывало опасность подчинения Японии европейскими колонизаторами, ведь испанцы и португальцы принимали участие в междоусобных войнах на стороне южных феодалов. В реальности европейской угрозы японцы могли убедиться на примере захваченных испанцами Филиппин. Существовала также и ощутимая опасность от маньчжуров, подчинивших своей власти Китай и Корею.

Главной причиной закрытия страны стало внутреннее положение в стране. Развитие внешней торговли в XV—XVI вв. вызвало рост прослойки богатых горожан в морских портах. Их влияние, обусловленное огромными богатствами, стало настолько значительным, что грозило подорвать и сами устои феодального строя. Поэтому феодалам для сохранения своего положения было необходимо нанести удар могуществу этой торговой буржуазии — запретить ей заниматься внешней торговлей. Торговля с иностранцами была монополизирована компанией, не только созданной и контролируемой правительством сёгуна, но и организованной с прямым участием правительства в качестве пайщика, а это лишало источника обогащения и торговое сословие, и южных феодалов.

Аналогичную политику проводили и цинские императоры в Китае, когда в 1757 г. специальным указом все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Причиной «закрытия» Китая были опасения властей в том, что контакты китайских торговцев с иностранцами могли подорвать традиционные устои общества. Но изоляция Китая не спасла от вторжения европейцев в дальнейшем и зависимости от стран Запада.

Используя текстовый редактор, составь сравнительную таблицу «Экономические (сельское хозяйство, ремесло и торговля), общественные, политические и культурные особенности дальневосточной цивилизации и западной XVI—XVII веков». (§ 6)

Таблица

Используя текстовый редактор, составь сравнительную таблицу «Экономические (сельское хозяйство, ремесло и торговля), общественные, политические и культурные особенности дальневосточной цивилизации и западной XVI—XVII веков»