§ 14. Исламский мир – сосед Европы

Подробное решение параграф § 14 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013



Стр. 170 Постановка проблемы

Судя по этому источнику, какие чувства испытывали европейцы по отношению к Османской империи - лидеру мусульманского мира?

• Европейцы относились к Османской империи с уважением, т.к. в документе говорится о том, что послу понравился порядок, который был на приёме. При большом скоплении людей там была «тишина и хорошая дисциплина».

• Не очень хорошо, европейцы сравнивали Османскую империю с «больным человеком».

Сравни эти сведения с данными источника: какой следует вопрос? (Авторский вариант - с. 303.)

Почему в течение Нового времени так изменилось отношение европейцев к Османской империи?

Стр. 170 Повторение необходимых знаний

Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.

Аграрное общество – первый вид созданной людьми цивилизации его признаки:

Основой хозяйства является земледелие. Подавляющее число людей живёт в сёлах, ведёт натуральное хозяйство.

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения.

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать.

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям и обычаям предков. В обществе мало грамотных людей.

Признаки разрушения аграрного общества –

1. Появление и рост машинной промышленности. Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным.

2. Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан

3. Снижения влияния землевладельческой знати, появление в результате революций или реформ демократических выборов и парламентов.

4. Снижение влияния на культуру религии и церкви. Распространение грамотности и образования.

Объясни значение понятий: мусульмане, Коран, халиф, колония, великая держава.

Мусульмане – это последователи ислама. Они почитают Аллаха и следуют законам, записанным в их священной книге – Коране.

Коран – священная книга мусульман.

Халиф – название самого высокого титула у мусульман.

Колония – 1. Поселение, основанное выходцами из одной страны в чужих землях

2. Зависимая территория, находящаяся под верховным управлением метрополии

Великая держава - условное, неюридическое обозначение государств (держав), которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно-правовых отношений».

Когда и как была создана Османская империя, какие народы её населяли к середине XVI века? (Введение) Выдели особенности западной цивилизации Нового времени. (§ 6) Сравни причины, побуждавшие к территориальным захватам Османскую империю и европейские колониальные империи. (§ 2,13)

В конце XIII века, на с-з Малой Азии, на месте распавшегося государства турок-сельджуков, султаном Османом. Столица – Адрианополь.

Территории и народы, которые турки-османы захватили:

к 1512г. (Константинополь, Балканы, Малая Азия, Молдавия, Валахия, Крым);

к 1520г. (Иран, Курдистан, Северная Месопотамия, Армения, Западная Грузия, Египет, Сирия, Палестина, Ливан, Хиджаз (Западная Аравия).

к 1566г. (Северная Африка (Алжир, Триполи), Передняя Азия, о. Родос, Месопотамия (Ирак), часть Венгрии, западная часть Армении, Грузии).

Стр. 170 Решение проблемы

С помощью конкретных фактов докажи, что в Османской империи сохранялись основные черты аграрного общества.

Факты, доказывающие сохранение основных черт аграрного общества: основная часть населения занята в с\х; господствует натуральное хозяйство; народ не принимает участие в управлении государством.

Какие из османских государственных порядков, обычаев ты считаешь допустимыми, а какие - недопустимыми в XXI веке? Свою позицию объясни. Сделай вывод по проблеме урока.

Оправдать: налог с немусульманских подданных мальчиками, благодаря чему создавалась сильнейшая армия янычар.

Осудить: нетерпимость к христианам в период упадка, право убивать любого непонравившегося христианина; сгоняли крестьян с земель и делали их крепостными в угоду своих кошельков.

Стр. 171

Какие конфликты возможны в такой системе управления?

Возможны национальные конфликты

Стр. 173

Какие причины, на твой взгляд, привели к упадку Османской империи? Своё мнение подтверди фактами. Сделай вывод по проблеме.

Причины ослабления Османской империи:

1. Борьба покоренных народов

2. Укрепление собственности феодалов на землю.

3. Империя создана силой оружия и была непрочной.

Итог: Османская империя была создана мечом и, мечом поддерживалось ее существование. Неспособность османской военной машины в изменившихся условиях обеспечить дальнейшую территориальную экспансию и ограбление соседей лишало османское общество возможности и далее развиваться. И никакие реформы не могли разрешить кризиса. Поэтому неслучайно период конца XVI в. турецкие историки называют временем «остановки».

Стр. 176

На твой взгляд, какие обстоятельства позволяли сохранять характерные черты аграрного общества на Среднем Востоке?

На мой взгляд то, что земля принадлежала в первую очередь государству. Характерной особенностью общественного строя Востока была устойчивость общины. На Востоке государство выполняло функции господствующего класса в лице причастного к власти сословия во главе с самим правителем и жило за счет ренты — налога с земледельцев, в том числе крестьян. В общеевропейском понимании феодалов как отдельного от государства сословия здесь не было, как не было феодального землевладения, феодальной частной собственности, закрепощения крестьянства.

Стр. 178 Применение знаний

С помощью конкретных фактов докажи, что в странах исламского Востока сохранялись все признаки аграрного общества.

Во второй половине XVI в. здесь усилился процесс формирования частной собственности. Усиливается экономическое могущество мусульманского духовенства. В формировании новых землевладельцев принял участие торговый и ростовщический капитал. Пользуясь привилегированным положением, янычары также приобретали землю, занимались ремеслом, торговлей. Все это разрушало военно-феодальную систему. Сформировались новые землевладельцы, которые не несли военных обязанностей, но пользовались широкими феодальными правами, что привело к росту произвольных поборов, налогов.

Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом.

Другим фактором, сдерживающим капиталистическое развитие на мусульманском Востоке, было отсутствие этнического и культурного единства, необходимого для формирования национальной государственности и рынка.

Представьте, что вы православные священнике, жители Балкан, решившие и призвать своих прихожан к восстанию против турок. Какую речь вы произнесёте? А теперь представьте, что вы правоверные мусульмане, жители Балкан: как вы попытаетесь отговорить своих соседей от восстания?

Я расскажу им про все жестокости нынешней власти и вдохновлю горожан вооружиться, чтобы свергнуть правителей. "Вера ослабла, надежда оскудела, однако в людях еще теплились "остатки пребывающей бодрости духа». Именно поэтому важным элементом своей концепции православные просветители сделали моральную подготовку соотечественников к освобождению от иноземного ига.

С какими политическими деятелями в Европе можно сравнить Селима III и к Аббаса I? Обоснуй свой ответ, в том числе используя дополнительные источники информации.

При Аббасе I в Иране значительно возросла добыча полезных ископаемых (железо, медь, свинец, серебро). Производилась неплохая сталь, хотя лучшую привозили из Индии. Шарден называет основные места, где добывались те или иные полезные ископаемые. Например, медь — в Сари, Мазандеране, на территории современного Афганистана, в районе Казвина, свинец — в Кермане и Йезде, серебро — неподалеку от Исфагана и т.д.

У шаха имелись конные заводы, где разводили породистых лошадей (особенно в Иране Персидском). Монополия на это была у шаха.

Доходы шаха исчислялись миллионами туманов. Туман, строго говоря, не был денежной единицей, но служил формой расчета. По сведениям европейских современников, в середине XVII в. на содержание войска шло 13 млн. туманов, а на содержание гарема — 4 млн. Однако деньгами оплачивали лишь одну шестую расходов, прочее обеспечивалось доходами с пожалованной земли и натуральными поставками. Шарден считал шаха богатейшим монархом на земле.

В конце XVIII в. возник план реформ, направленных прежде всего на преодоление раздробленности Османской империи. Реформы эти сводились в основном к мерам военно-технического характера, к укреплению армии, администрации и финансов. Эта была запоздалая попытка господствующего класса спасти разваливающуюся империю. Реформы были связаны с именем вступившего в 1789 г. на престол султана Селима III. Впрочем, личная роль Селима ПI была невелика. Фактически его именем действовали несколько сановников. В 1792—1796 гг. были опубликованы указы султана об отобрании тимаров и зеаметов у тех ленников, которые не выполняют своих воинских обязательств перед государством, об учреждении отдельного казначейства для финансирования новых установлений, об открытии военно-инженерного училища, о преобразованиях во флоте и о создании нового корпуса регулярных войск, обученных и дисциплинированных по-европейски.

Совокупность мероприятий Селима ПI, а также созданное им регулярное войско, предназначенное в дальнейшем заменить войско янычар, назывались «низам-и-джадид» (новая система). Эти вооруженные силы, хотя и малочисленные, выгодно отличались от янычар своей дисциплинированностью и военной подготовкой. При помощи иностранных инструкторов был заново построен значительный военный флот, насчитывавший к концу XVIII в. 23 линейных корабля и ряд более мелких судов. Селим ПI пытался реформировать и гражданское управление: подчинил деятельность великого визиря контролю неофициального «совета двенадцати», составленных из приближенных к султану лиц, учредил постоянные посольства за границей. Селим III не имел возможности опереться на буржуазию. Турецкая национальная буржуазия еще просто не формировалась. Для более же развитой в социально-экономическом отношении инонациональной буржуазии (в частности, греческой и славянской), хотя она и была заинтересована в обеспечении порядка и безопасности, было неприемлемо само турецкое господство.

Реформы легли тяжелым бременем на народные массы, и прежде всего на крестьянство. Введение новых тяжелых налогов и поборов обострило недовольство народных масс.

В итоге Селим III оказался перед непреодолимыми препятствиями. К тому же возникли внешнеполитические осложнения, еще больше ослабившие сторонников реформ.