Подробное решение параграф Введение по истории для учащихся 7 класса, авторов Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. 2015
1. Укажи, какие народы и государства сложились на территории современной России от эпохи Первобытного мира до начала Нового времени. Под влиянием каких цивилизаций происходило их развитие?
Развитие народов на территории современной России происходило под влиянием Византии с одной стороны, с другой – под влиянием кочевых империй монголов.
Народы:
-русские,
-ненцы,
-чукчи,
-коряки,
-юкагиры,
-ительмены,
-монголоязычные народы,
-сибирские татары,
-крымские татары,
-волжские татары,
-этельмены,
-эвенки,
-эвены,
-нанайцы,
-нагайцы,
-хазары,
-якуты,
-буряты,
-дауры,
-адыгейцы,
-черкесы,
-кабардинцы,
-карачаевцы,
-балкарцы,
-аварцы,
-лезгины,
-кумыки,
-лакцы,
-карелы,
-пермь,
-коми,
-удмурты,
-ханты,
-манси,
-чуваши,
-марийцы,
-мордва,
-башкиры и др.
Государства:
-Хазарский каганат,
-Древнерусское государство,
-Удельные княжества Древней Руси,
-Русское царство,
-Золотая Орда,
-Большая Орда,
-Сибирское ханство,
-Ногайская Орда,
-Астраханское ханство,
-Казанское ханство,
-Крымское ханство,
-Аварское ханство,
-Дербентское ханство,
-Шемаханское ханство,
-союз Кабарда.
2. По каким признакам в образе жизни, хозяйстве, общественном устройстве, культуре можно доказать, что народы (племена) Восточной Сибири, Дальнего Востока, гор Южной Сибири находились на ступени первобытного общества? Какие из них были ближе к переходу на ступень цивилизации? На твой взгляд, справедливо ли называть какой-либо народ отсталым?
Основным занятием многих из этих народов была охота на животных в море или на суше. Практически все они жили родовыми, а не соседскими общинами. И ни у одного из них не было своих государств, хотя дауры создали союзы племён и были на пороге создания государства. Такие народы можно называть отсталыми, но ни в коем случае нельзя из-за этого плохо относится к этим народам или к их культуре.
3. С помощью конкретных фактов докажи, что в жизни многих народов Западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа, Причерноморских степей переплетались признаки первобытного общества и цивилизации. Сравни природные условия, состав населения, особенности хозяйства и государственное устройство ханств - наследников Золотой Орды.
В Сибирском ханстве жили как первобытные охотники (по берегам рек), так и кочевые скотоводы – сибирские татары (в степной зоне). Здесь государственность была только у кочевников, а с охотничьих племён они лишь собирали дань, но никак не вмешивались в их внутренние дела, не способствовали их развитию.
Ногайская орда вся располагалась в степной зоне, потому всё её население занималось кочевым скотоводством. Её государственная организация напоминала таковую в Золотой Орде – вся полнота власти находилась в руках у верховного правителя – хана, также велико оставалось влияние знати, по сути ещё родовой.
Астраханское и Казанское ханство располагалось на крупных торговых путях, потому власть здесь принадлежала кочевникам во главе с ханами, но население включало также большое количество торговцев и оседлых ремесленников, которые жили в городах (крупнейшими из них были Астрахань и Казань).
Население Крымского ханства также состояло как из кочевников, так и из оседлых ремесленников и земледельцев, поскольку на территории Крыма были как пастбища для скота, так и древние торговые порты. От остальных ханств Крымское отличало то, что оно находилось в вассальной зависимости от Османской империи.
Аварское, Дербентское и Шемаханское ханства, а также союз Кабарда располагались на Северном Кавказе. Здесь в занятиях местных жителей сочетались земледелие и скотоводство (при этом перегоны были связны, прежде всего, со сменой высоты пастбищ в зависимости от сезона). Здесь наибольшую роль из всех ханств играли родовые старейшины, фактически государства делились на владения отдельных домов.
Таким образом, в государственном устройстве наследников Золотой Орды большую роль играла родовая знать, особенно в Нагайской Орде и государствах Северного Кавказа, что является пережитком первобытного общества. Также в составе некоторых из этих государств сохранялись племена, чей уклад жизни был полностью первобытным. Имеется в виду, прежде всего, Сибирское ханство.
4. С точки зрения гражданина современной России, можешь ли ты сказать, что положение всех народов Российского государства XVI века было равноправным?
Сказать этого нельзя, потому некоторые народы находились в зависимости от других, платили дань: это касается многих народов наследников Золотой Орды, особенно живших вдоль рек племён первобытных охотников в Сибирском ханстве. Кроме того, одни народы часто совершали набеги на другие: самый яркий пример – постоянные походы крымских татар на Русское государство.
5. Опиши один и тот же крымский набег на русское Черноземье с двух точек зрения: крымского воина и пленённого российского крестьянина (крестьянки).
С точки зрения крымского воина
Аллах был благосклонен и поход прошёл благополучно. Мы разорили множество селений и ушли от крупных военных отрядов врагов истинного бога. Я не трусил, всегда был в числе первых в атаке и не давал себя обидеть при дележе добычи. Мне есть чем гордиться: под своим седлом я привёз золото и серебро, я на верёвке – четверых пленников. Только меня гложет сомнение, что тот турецкий купец меня обманул и заплатил за пленников меньше их реальной цены. Да накажет его Аллах, если это так. Всё же, я много получил. Теперь будет нам с женой на что жить, не зная горя и растить наших детей. Старший уже достаточно взрослый. В следующий поход, думаю, возьму его с собой.
С точки зрения пленённого российского крестьянина
Не знаю, как и описать моё горе. Я – пленник басурман. Мы жили спокойно и никого не трогали. Не знаю, за что Господь покарал нас таким страшным образом. Они налетели будто неоткуда, просто выскочили из-за горизонта и обрушились на наши деревни. Я видел, как они рубили людей без разбора, видел, как горели наши дом и амбар. А потом мне на шею накинули аркан, он сжался и я потерял сознание. Пленили всю нашу семью: и меня, и жену, и четверых наших детей. Теперь мы, избитые, еле успеваем бежать за лошадьми, так быстро они едут. Что с нами будет дальше? Я не знаю. Не представляю где, как мы будем жить, но не надеюсь ни на что хорошее. Говорят, что если принять веру басурманскую, то будет проще. Но разве можно отречься от Христа? На такой грех я не пойду, мне дорога моя бессмертная душа, ведь она – всё, что у меня осталось.