Подробное решение параграф §12 по истории для учащихся 7 класса, авторов Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. 2016
Рассмотрите схему управления государством при первых Романовых (с. 85). Внимательно ознакомьтесь с функциями, которые исполняли отдельные ветви власти.
Функции подписаны на схеме. Задание для самостоятельного выполнения.
Стр. 86
Рассмотрите схему (с. 86). Расскажите, из кого состояли служилые люди, а из кого тяглое население.
Служилые люди делились на 2 категории: служилые по отечеству (думные чины – боярин, окольничий, думный, дворянин, думный дьяк; чины московские – спальники, стольники, стряпчие, жильцы, дворяне московские; городовые чины – дворяне, дети боярские) и служилые по прибору (стрельцы, пушкари, солдаты, городовые казаки).
Тяглое население России состояло из крестьян (частновладельческие (вотчинные и помещичьи, монастырские), дворцовые, черносошные) и посадских людей (лучшие, средние, молодшие).
Стр. 92–93
Вопросы и задания
1. Проанализируйте схему управления Российским государством (с. 85), подтвердите или опровергните фактами утверждение, что при Алексее Михайловиче укреплялась самодержавная власть царя.
Причины укрепления династии Романовых:
1. Сохранение за дьяками и боярами чинов, дарованных самозванцами;
2. Опирались на земские соборы;
3. Избавление от других претендентов на корону (казнь или назначение воеводами в пограничные города).
Вошедший на престол юным, второй Романов – Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был вынужден делить власть – сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу – высший правительственный орган.
Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать вопросы и без согласия Думы.
Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности сословного представительства, особенно сословия горожан – торгово- ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже собирает их для решения тех или иных важных вопросов.
Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический аппарат. Центральное управление осуществлялось через приказы (особые органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до 50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в. значение бюрократических элементов – дьяков, подьячих в приказной системе усиливается.
Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти – военную, судебную, финансовую и т.д. – осуществляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское управление.
Таким образом, новым моментом в политической области во второй половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в сторону абсолютизма.
Новые тенденции заметны в развитии российского войска. Кроме стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в. начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя, укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и вооруженные по-западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30 тысяч конных "служилых инородцев" – татар, мордвы и других.
Параллельно с отмиранием сословного представительства растет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец". Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей.
2. Заполните таблицу. Выпишите в хронологическом порядке основные даты созыва Земского собора от его основания до роспуска, укажите, какие важные вопросы решались на каждом из соборов.
3. Объясните значения слов, выделенных курсивом в тексте параграфа и на схемах.
Тягло – совокупность налогов и повинностей, которые платили тяглые люди государству.
Тяглые люди – те, с кого взималось тягло, крестьяне и посадские люди.
Белые дворы – дворы, освобожденные от тягла или имевшие налоговые льготы.
Беломестцы – население белых дворов.
Черное население – население платившее тягло, крестьяне и посадские люди.
Служилые люди по отечеству (по происхождению) – люди, которые несли государственную службу, имели вотчины и поместья. Военная служба была их основных занятием.
Думные чины – служилые люди по отечеству, занимающие главные должности в управлении страной (боярин, окольничий, думный, дворянин, думный дьяк).
Чины московские – служилые люди по отечеству, имеющие землю под Москвой и служившие в столице.
Служилые по прибору – те, кого брали на службу. Это стрельцы, пушкари, городовые казаки и ямщики. Они не имели поместий и жили на государево жалование. В свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.
Стрельцы – служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной.
Пушкари – название русских артиллеристов. Их служба была наследственной. При вступлении в пушкарскую службу людей других сословий с них брали поручительство. Жили в городах, где селились обычно особыми слободами. За службу получали хлебное и денежное жалованье, а иногда и землю. Занимались также ремеслами и торговлей. Пушкарская служба ликвидируется в к. XVII в., когда были созданы полки "нового строя".
Городовые казаки – служилые люди, несшие гарнизонную и сторожевую службу на укрепленных линиях по южным и восточным границам Русского государства в 15-17 веках. Правительство привлекало казаков на службу, зная их смелость и навыки в военном деле, а также для заселения окраин. Им платили денежное жалованье и наделяли землей. У казаков, поступивших на службу отрядами (станицами), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому голове или городовому воеводе. Городовые казаки служили со своими конями, оружием, припасами. Их численность оценивалась в 5-6 тысяч человек; к 1680-м годам возросла до 7 тысяч. В 18 веке городовые казаки вошли в состав однодворцев.
Ямщики – представители особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу.
Казачество – вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие военную службу по охране границ (городовые и сторожевые казаки). Занимались также рыболовством, скотоводством, а дальше и земледелием, осваивали новые территории.
Черносошные крестьяне – крестьяне, которые имели личную свободу и платили налоги государству. Выполняли натуральные повинности – следили за состоянием дорог и мостов, перевозили грузы. Жили в основном на севере европейской части страны и в Сибири.
Дворцовые крестьяне – крепостные крестьяне, которые жили на землях, которые находились в личном владении царской семьи. Обрабатывали землю, собирали урожай, обслуживали царя и его семью.
Частновладельческие крестьяне – крепостные крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций. В отличие от черносошных крестьян они не имели общинных земель, не были лично свободны, и не несли государственные повинности. Но несли феодальные повинности.
Монастырские крестьяне – частновладельческие крестьяне, жившие на землях монастырей.
Вотчинные крестьяне – частновладельческие крестьяне, жившие в вотчинных владениях.
Помещичьи крестьяне – частновладельческие крестьяне, жившие в поместных владениях.
4. Прочтите, что могли бы рассказать о себе шесть персонажей из числа жителей русского города XVII в. Ответьте на вопросы: а) кто жил в городе; б) какие права имели жители; в) какие предприятия существовали в городе; г) что вы можете сказать о Москве XVII в.
Повседневная жизнь горожан 16 века отличалась разнообразием, насыщенностью трудами и всевозможными событиями местного и общегосударственного значения. К концу XVI века. В Москве проживало около 100 тыс. человек.
В Москве проживала треть городского населения страны – около 200 тыс. человек. По масштабам XVII в. это был громадный город. Большая часть городского населения несла государственное тягло. В городах проживали и дворяне-землевладельцы, имевшие здесь дома и наезжавшие в них от случая к случаю, и церковнослужители, относившиеся к определённому церковному приходу, и служилые люди. Городскими жителями были и гулящие люди. Этот слой формировался из родственников посадских людей, не имевших своего хозяйства, детей церковнослужителей, оставшихся без прихода, военных, оказавшихся без службы, вышедших на волю холопов. В городах жили наиболее образованные, грамотные люди, которые имели широкий кругозор и смекалку.
А) В городе жили лучшие (зажиточные), средние и молодшие (малосостоятельные) люди, а также «гости» и торговые люди – богатые купцы и промышленники.
Б) Они имели собственное жилье, мастерские, занимались торговлей и ремеслами. Имели право работать на государственных предприятиях.
В) Различные мастерские, Пушечный двор, ярмарки, аптекарские лавки, мастерские по ремонту и другие.
Г) В Москве XVII в. наблюдается отчетливое разделение по классам и сословиям. Бояре и гости города чувствуют себя свободно и фривольно. Ремесленники чувствовали отсутствие защиты со стороны власти, отмечают, что «ни дьяк, ни богатый купец, ни тем более боярин на меня как на человека не смотрят».
5. По примеру рассказов горожан составьте диалог разных групп крестьян. Предложите классу на основе диалога определить, кто из них черносошный, а кто крепостной.
- Жизнь моя нелегка, но уж лучше, чем у других. Если налоги плачу исправно, то и вопросов ко мне нет. Главное – что свободу у меня не отнять. Работа есть всегда, то дороги подлатать, то груз из города в город перевезти. Жить можно, рассчитываю только на себя и свои силы.
- Мне с семьей живется неплохо. Еще бы – у царя за пазухой. Работу свою делай, да не жалуйся – и все хорошо будет. Жить где есть, а еду всегда можно с царского стола стащить.
- А я живу при храме. Помогаю к службам готовиться, землю монастырскую обрабатываю, да быт веду. Идти мне некуда, разве что бежать в поисках лучшего места. Да боюсь, что разыщут, так что и пытаться не хочу. Хозяйство у меня свое есть, с него оброк плачу крупами да мясом.