§5. Культура Средневековья и христианство в V — X веках

Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018

Вопрос на с.40. Как Вы думаете, откуда произошло выражение «Начать с красной строки».

В рукописных книгах новый абзац начинался с большой, высотой с несколько строк заглавной буквы, которая ещё и выделялась особым цветом, а порой и превращалась в отдельную миниатюру (рисунок). Обычно цвет такой буквы был красным, в то время как остальной текст писали чёрными чернилами. Выражение «начать с красной строки» напрямую отсылает к этим первым буквам абзаца в рукописях.

Вопрос на с.42. Один из придворных поэтов Карла Великого писал: «Вот обновляются времена, воскресает жизнь древних, возрождается то, чем был силён Рим. Что он имел в виду?

Таким образом поэт писал об успехах Каролингского возрождения, которое действительно пыталось возродить культуру римлян. По мнению поэта затея удалась.

Вопрос к параграфу №1. Как варвары — германцы относились к наследию античной культуры? Как это отношение изменилось с течением времени?

Варвары не понимали и не ценили культуру римлян, им нужны были только их богатства. Потому они срывали позолоту в церквях, жгли книги, выбирая из пепла золото и драгоценные камни, которые раньше украшали обложки. Среди убитых во время таких походов встречались и деятели культуры.

Постепенно варвары стали обустраиваться на новых землях. Но они не знали, как управлять земледельцами, как править городами. Потому во многом слушались советов своих епископов. Епископами были представители римской знати, которые благодаря своему месту в церковной иерархии вошли в число знати новых королевств. Для деятелей церкви, пусть даже римлян, большая часть наследия Античности была язычеством, с которым они своих королей призывали бороться. Потому по большей части упадок культуры — это вина самих римлян, христиан, а не варваров, руками которых церковь порой действовала.

Со временем потомки римской знати забыли о своих корнях и смешались с потомками варварских вождей. Появился единый слой аристократии. При этом образованности своих предков потомки римлян не переняли, они фактически скатились до варварского уровня, помня лишь немного из достижений предыдущей эпохи.

Только непосредственно перед правлением Карла Великого начались попытки возродить больше античных знаний и достижений культуры, последовал целый ряд так называемых «возрождений». Но все они были недолгими и не выходили за рамки относительно небольшой местности. Первым по — настоящему эффективным возрождением стало Каролингское.

Стр. 43

Вопрос к параграфу №2. Какие пережитки язычества сохранились в жизни варваров? Каково было отношение христианской церкви к этим пережиткам?

Многие варвары, хотя и называли себя христианами, продолжали праздновать языческие праздники, ходить в священные рощи. Христианская церковь боролась с язычеством: священные рощи вырубали, идолов сжигали. Но порой церковь замещала собой то место в сознании, которое занимало язычество. Так часть языческих праздников не запрещалась, а вытеснялась христианскими, такими как Рождество и Пасха. С некоторыми пережитками церковь смирилась (так названия дней недели в английском языке до сих пор содержат имена языческих богов).

Вопрос к параграфу №3. В чём человек видел причины хороших или плохих поступков? Какие поступки назывались добродетелями, а какие — грехами? Что ждало добродетельного человека и грешника после смерти?

Хорошие поступки считались естественными для людей, как творений Господа, а грехи — результатом наущений дьявола. Так добродетелями считалась помощь нищим и бедным, верность в браке, служение своему господину и многое другое. Грехами называли все современные преступления от убийства до воровства, а также то, что сегодня преступлением не считается, например, супружескую измену. В те времена понятие преступления и греха были неразрывны и закон наказывал за всё, что осуждала церковь.

Согласно католической вере того времени праведников ждало райское блаженство, а грешников — ад (он представлялся по разному, иногда в виде пламени, иногда в виде жуткого холода, иногда как сочетание того и другого). Только позже, хотя ещё в Средние века, появилось представление о чистилище: там грешники, но не совсем закоренелые, мучаются, но лишь какое — то время, пока страданиями не искупят грехи, потом же попадают в райские сады вместе с праведниками.

Вопрос к параграфу №4. Как и чему учили в монастырских школах?

Начинали с изучения латыни. В раннее средневековье на территории бывшей Западной Римской империи люди думали, что латынь осталась их родным языком, однако она давно ушла от классических образцов. Потому школа начиналась с грамматики, то есть обучения относительно правильной латыни (средневековая латынь всё равно отличается от античной, в Средние века священный язык разнился даже от одной местности к другой).

Потом начиналось изучение так называемых 7 «свободных искусств». Вначале усваивали так называемый тривиум (три науки): грамматику (продолжали изучать правильную латынь), логику или диалектику (умение аргументированно рассуждать) и риторику (умение хорошо излагать свои мысли, причём на латыни). После этого приступали к квадривиуму: арифметике, геометрии, астрономии и музыке. При этом под музыкой подразумевали не пение или игру на музыкальных экспериментах, а понимание гармонии мира.

Вопрос к параграфу №5. Какое влияние оказала христианская церковь на развитие культуры средневековой Европы?

Влияние это было решающим. В Раннее Средневековье культура развивалась в основном в рамках церкви (не считая устного народного творчества), духовенство определяло всё его развитие.

Но нельзя также забывать, что упадок античной культуры произошёл в основном из — за борьбы церкви с «языческими пережитками».

Вопрос к параграфу №6. Что такое «Каролингское возрождение»? Какое значение оно имело для средневековой культуры?

Каролинское возрождение — это попытка возродить античную учёность во время правление Карла Великого, а также его ближайших потомков — первых Каролингов.

Вопрос к параграфу №7. Как вы думаете, удалось ли Карлу Великому возродить античную культуру? Аргументируйте свой ответ.

Возродить античную культуру Карлу не удалось. Латынь того времени и то отличается от античной. Стало переписываться больше книг, но в целом их всё равно было мало. Тем более, что монахи обычно воспринимали это как святой труд, ценили сами усилия при переписывании, потому так роскошно украшали книги, ценность самого текста от них чаще всего ускользала.

Задание к параграфу №1. Составьте развёрнутый план параграфа по следующим правилам:

I. Внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в него. Разбейте текст на законченные части (пункты).

II. Придумайте название каждому пункту по его основной мысли и обозначьте его римской цифрой.

III. Выделите в каждом пункте несколько положений, уточняющих и раскрывающих содержание пункта (подпункты). Обозначьте подпункты арабскими цифрами.

IV. Проверьте правильность своей работы: раскрывает ли план содержание темы, выявляет ли причины исторических событий, можно ли с его помощью сделать какие›либо выводы?

Развёрнутый план.

I. Влияние варварского завоевания на культуру Европы:

1) разграбление Западной Римской империи во время её завоевания;

2) варвары поняли ценность античного наследия;

3) судьба латыни после завоевания;

4) формирование романских языков.

II. Христианская церковь и язычество:

1) борьба церкви с языческими пережитками;

2) взаимодействие с языческим наследием, такое как замещение праздников.

3) симбиоз христианства и язычества в головах верующих;

4) вера в поощрение добра и наказание за зло.

III. Монастырское образование:

1) грамотность в основном духовенства;

2) латынь как начало образования;

3) 7 «свободных искусств» — продолжение образования;

4) музыка в монастырском образовании.

IV. Книжное дело:

1) материал книг;

2) важность переписки книг.

V. Каролингское возрождение:

1) грамотность знати до Карла Великого;

2) учёность самого Карла Великого;

3) создание Академии;

4) начало возрождения античного наследия.

Задание к параграфу №2. Используя текст параграфа, иллюстрации и дополнительную литературу, составьте рассказы на темы: «В средневековой школе», «Рассказ переписчика книг о тайнах своего занятия».

В средневековой школе

Не очень большой зал с не крашенным и даже не лакированным деревянным потолком — до нас дошли в основном каменные средневековые здания, но таких, на самом деле, строили мало — в основном использовали дерево, ведь города и деревни просто со всех сторон окружали чащи. Потому зал монастырской школы почти наверняка был деревянным.

Возле одной из стен на отдельном постаменте — кафедра, на которой под наклоном лежит книга. Учитель стоит возле неё (они обычно не сидели) и читает книгу ученикам. Это и называлось тогда лекцией (в переводе — чтением): преподаватели действительно просто читали ученикам книгу вслух, потому для большинства учеников книги были недоступны, слишком дороги. Правда, читая, учитель давал свои комментарии; но в Раннее Средневековье эти комментарии обычно касались малопонятного латинского слова.

Двумя рядами спиной к стенам, лицом друг к другу и боком к учителю сидят ученики. Они сидят прямо на полу в позе, которую сегодня называют «по — турецки», хотя тогда это было вполне по — европейски — на мебель для них, даже на простые скамьи обычно средств не выделяли. Записи ученики держат на коленях, потому когда пишут, часто сгибаются, чтобы лучше видеть — довольно быстро начинает болеть спина. Потому учение и считалось сложным делом.

Дорогого пергамента, из которого создавали книги, ученикам никто не давал — они писали на покрытых воском дощечках: царапали воск острой палочкой. Такие дощечки не были одноразовыми — в любой момент можно было просто выровнять слой воска и таким образом стереть все записи, как с современной школьной доски.

Ученики внимательно слушают учителя и в основном запоминают текст наизусть с первого раза — всю школу они учились этому, потому что и сейчас, в школе, и потом в учёной карьере книга может попасть в руки человека одни раз за его жизнь — она должна остаться в памяти. Потому в средневековых летописях часто есть цитаты, но цитаты оборванные — таких же образованные люди, для которых это и писалось, уже по первым словам вспоминали всю фразу.

Ученики стараются хорошо учиться, потому что это не обязанность, это привилегия, которая открывает путь к достойной и относительно сытной жизни. Потому запрет на посещение уроков был самым страшным наказанием, гораздо хуже порки и лишения обеда — отлучение от занятий отбирало надежду на лучшую жизнь.

Рассказ переписчика книг о тайнах своего занятия

Копирование книг — дело исключительно богоугодное, потому что мы не переписываем всяких еретиков и язычников. Начинать нужно с молитвы. И вообще переписчик должен соблюдать монашеский распорядок дня, где молитв много — иначе можно возгордиться, а гордыня — один из смертных грехов человека.

Книги пишутся на пергаменте, из которого вырезают листы нужно размера, их по несколько штук прошивают посередине и получают тетрадь. Всё это делают другие люди. Переписчик получает уже готовые тетради и заполняет нужное их количество. Потом, опять же, другие люди пришивают эти тетради к корешку и добавляют деревянные, обшитые кожей обложки. К вящей славой божьей обложки нередко украшают позолотой и даже драгоценными камнями, а также застёжками, чтобы книга не раскрывалась, когда не надо и страницы зря не трепались. Всё это потом, всё это не имеет смысла без работы переписчика.

Пергамент — дорогой материал. Его делают из шкуры коровы, а потом долго обрабатывают, что ещё больше повышает цену, потому ни в коем случае нельзя его испортить. Плохо будет, если строки будут плясать на странице. Потому переписчику нужно вначале под линейку сделать строчки и обозначить их лёгкими уколами иголки — на пустом листе они относительно хорошо видны, но потом теряются под буквами.

Книга в итоге получается красивой благодаря миниатюрам и заглавным буквам, для которых обязательно нужно оставлять место, потому что их создают не переписчики, а отдельные художники. Но и сами буквы должны быть красивыми. Переписчиками могут стать не любые грамотные монахи, а только те, у кого красивый почерк. Потому это доверие надо оправдывать и писать так, чтобы даже епископу не было стыдно показать. При этом можно работать и медленнее, да лучше — за скоростью никто не гонится, быстро только черти бегают.

В жизни грех исправляется покаянием, а в книжном деле — ножом. Неудачно сделанный хвост буквы или кляксу можно аккуратно соскоблить. Иногда этим методом пользуются шире, соскабливая целые книги языческих авторов и заполняя пустые теперь страницы богоугодными текстами — всё лучше, чем просто сжечь это непотребство.

На молитве мы стоим часами на коленях на каменном полу, отчего даже бывают мозоли. Переписывая книги, монах вглядывается в буквы при неверном пламени лучины, отчего болят глаза, а от сидения на простой скамье — спина. Но всё это — лишь страдание бренного тела ради богоугодного дела, а значит — спасения бессмертной души.

В результате таких трудов получается истинный шедевр, славящий Господа нашего. Написавшая это рука сгниёт в могиле, а книгу по — прежнему будут приносить в монастырской библиотеке любознательным и жаждущий правды будет с нетерпение ждать, пока книгу цепью прикуют к столу, чтобы можно было начать её читать.