§21. Государства западных славян

Подробное решение параграф § 21 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018

Вопрос на с.184. Вспомните, кто такие славяне, где они жили.

Славяне — это народ с соответствующим языком. Они расселились со своей прародины в середине I в. заняли земли первоначально от Ладожского озера на севере до самого юга Балканского полуострова и от Таманского полуострова на востоке до бассейна Лабы (современной Эльбы на западе). Отдельные их группы жили даже на Сицилии и в Малой Азии.

Вопрос под картой на с.185. Назовите западнославянские племена и государства, созданные на их землях.

На карте обозначены такие племена как бодричи, лютичи, лужицкие сербы (жили там, где изначально все сербы, только позже их часть переселилась на Балканский полуостров), чехи, чёрные хорваты, поляне, поморяне, мазовшане, нуявы, висляне и словаки. Первыми славянскими было возможно государство Само (хотя его существования спорно), Каринтия и Великая Моравия — все они на данной карте не обозначены. Более стабильно славянскими стали показанные здесь Польша и Чехия (вначале княжества, потом королевства). Также долго сохраняло независимость также не показанное здесь Мазовецкое княжество.

Вопрос на с.186 №1. Вспомните, кто такие Кирилл и Мефодий и какова их роль в культурной жизни славян.

Кирилл и Мефодий были проповедниками Восточной Римской империи, которые стали распространять православие в Великой Моравии, для этого они создали славянскую азбуку, что стало их главным достижением. Также они стали переводить с помощью этой азбуки первые книги на славянский язык. Из учеников была создана целая школа славянских просветителей. Правда, из — за противодействия католической церкви, а потом и уничтожения Великой Моравии под ударами венгров, эта школа переселилась в Болгарию.

Вопрос на с.186 №2. Каковы были результаты деятельности первых чешских князей?

Первые князья создали само государство и объединили под своей властью всю область, которая называлась ещё так же, как в римские времена — Богемией. Уже при них столицей стал город Прага. Также эти первые князья сделали свою страну христианской (хотя на этом пути возникали существенные трудности), построили множество церквей.

Вопрос на с.189 №1. Вспомните, почему среди христиан возникало недовольство церковью и священниками.

Учение церкви в то время соответствовало аграрному обществу, где главным был труд на земле. Экономическое развитие и усиление городов создавало новый тип людей, который мыслил по другому и видел, что церковь учит не тому, что они считали правильным и справедливым. Кстати, Прага была развитым городом.

Прихожане видели, что учение церкви противоречит её делам. Она рассказывала про апостолов, которые не имели никакого имущества, а сама накапливала богатства. Церковь учила не грешить, но сами её служители совершали всё больше грехов и даже не всегда пытались это скрыть. Евангелие учит, что все христиане друг другу братья, но церковь пользовалась трудом крепостных и т.д.

Вопрос на с.189 №2. Каковы были взгляды Яна Гуса?

Ян Гус был, прежде всего, университетским преподавателем (служба в часовне священником — это дополнительный доход, довольно частый для преподавателей того времени). Потому он — представитель университетской оппозиции того времени. Она существовала непрерывно века с XIV (другим её представителем можно считать, например, Джона Уиклифа) и дожила до Мартина Лютера, который также вышел из её среды. В университете Священное писание читали постоянно (тот же Гус был пусть не доктором, но бакалавром богословия), в отличие от многих руководителей церкви, которые были людьми менее образованными.

Гус выступал за то, чтобы все люди читали священные тексты, потому их нужно было перевести на народные языки. В связи с этим он даже усовершенствовал чешское письмо. В Чехии пишут латиникой, которая не всегда адекватно отражает звуки славянского языка. Пытались использовать сочетания букв (их до сих пор много в польском), но из — за этого слова получались слишком длинными. Считается, что именно Ян Гус предложил использовать надстрочные знаки.

Со времени борьбы римских пап за господство в католическом и в целом в христианском мире (первая увенчалась успехом, вторая привела к окончательному расколу церкви) был разработан так называемый примат папы, то есть учение о непогрешимости первосвященника, фактически его воля не могла быть оспорена. В университетской среде понимали, что любой человек может ошибаться и примат папы не признавали.

Ян Гус считал, что чудеса Господа не должны быть зримы, чтобы им верить. Он разоблачил множество обманщиков, которые продавали якобы гвозди, которыми Христос был прибит к кресту, волоски из его бороды и даже кровь.

Помня про идеал бедности апостолов, Гус был против того, чтобы церковь стремилась ко всё новым богатствам.

Ян Гус был сыном чешского крестьянина, он был против засилья немцев в городах, высших кругах общества и университете. Потому в качестве ректора он провёл соответствующие реформы — потеря господства и возмутила немцев университета, которые в знак протеста применили так называемую забастовку — ушли в другой город на территории собственно Германии.

Вопрос на с.191. Как вы думаете, почему табориты в 1434 году потерпели поражение?

Прежде всего, чашники хорошо знали методы войны таборитов и поняли, как их можно победить. А табориты не были готовы к противнику, который их хорошо знает и действовали, как привыкли.

Кроме того, табориты только в начале Гуситских войн были выходцами из народа. К концу они стали профессиональными полувоинами, полуразбойниками и от народа оторвались. Потому они могли рассчитывать только на тех бойцов, которые в их рядах были, новые туда приходили уже редко. Поэтому после крупного поражения табориты не смогли восстановить силы для реванша.

Стр. 193

Вопрос к параграфу №1. Когда и где были созданы первые государства западных славян?

Первое известное — государство Само было создано в первой половине VII века торговцем предположительно из Франкского королевства по имени Само на территории современных Чехии и Нижней Австрии (а также части Силезии, Словакии и Словении). Однако у некоторых историков есть сомнения, действительно ли оно существовало: сведения про него есть только в одном источнике, а именно Хронике Фредегара, остальные источники, все более поздние, явно у того же Фредегара и брали сведения.

В этом же веке была создана Карантания, возможно, на основе государства Само. Располагалась на территории современной Каринтии, Штирии и Словении. В итоге подчинена и ассимилирована Баварией.

Нитранское княжество было создано, скорее всего, в VIII веке. Словакия в основном расположена сегодня на её территории (за исключением Загорья), также княжество включало небольшую часть территории современной Украины (часть Угорщины), туда же входили и некоторые земли современной Венгрии (Венгрии вся территория княжества долгие столетия подчинялась).

Первое упоминание Великой Моравии относится к 822 году, значит государство было образовано раньше. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Играло значительную роль в регионе.

Все эти государства относительно быстро прекратили существование. И только созданные уже позже Чехия и Польша (которые нельзя отнести к числу первых западнославянских) закрепились на политической карте Европы.

Вопрос к параграфу №2. Расскажите о хозяйстве и культуре Чехии. Чем объясняется её особое положение в составе Священной Римской империи?

В Чехии крестьяне, как и в остальной Европе, занимались земледелием, и немного скотоводством. В городах расцветало ремесло, но в основном это делали приехавшие немцы. При немецкой Люксембургской династии таких немецких колонистов стало много, настолько много, что это возмущало чехов. Но при этом значительно продвинули вперёд культуру.

Особенно расцвели экономика и культура Чехии при Карле IV, потому что этот король стал также императором Священной Римской империи. Однако укрепить свою власть в империи в целом этот правитель даже не надеялся, ведь именно он окончательно закрепил раздробленность «Золотой буллой». Вместо этого он направлял ресурсы империи на укрепление Чехии, в связи с этим придав этому королевству особый статус.

Вопрос к параграфу №3. Почему чехи поддержали учение Яна Гуса? Почему его осудила католическая церковь?

У церкви было несколько причин сжечь Яна Гуса:

— во первых, как раз на церковном соборе в Констанце шил жаркие споры о выборах единого папы римского (после Авиньонского пленения пап оказалось два, а после Пизанского собора 1409 года — даже три, при этом все правили одновременно), потому требовалось «выпустить пар», превратить накопившиеся страсти в гнев против кого — нибудь со стороны;

— многие судьи осудили чешского учёного из — за спора реалистов и номиналистов, который характеризовал всю схоластику (науку того времени);

— Гус призывал к возвращению к евангельским идеалам, то есть бедности духовенства и за то, чтобы лишать сана духовных лиц, уличённых в грехах — это не устраивало многих многих деятелей церкви;

— Гус учил, что главным источником веры является Библия, а толковать её может и духовенство, и миряне, тем более он признавал папскую буллу как истину в последней инстанции; в то же время всё Средневековье только духовенство имело право толковать Священное писание, а укрепление власти папы в церкви привело к тому, что папская булла официально считалось истиной в последней инстанции;

— Гус был представителем чешской партии (недаром когда он стал ректором Пражского университета, его в знак протеста покинули все немецкие студенты и преподаватели), а на соборе преобладали немцы, которые хотели продолжения немецкой мирной колонизации в Чехии, хотели её постепенно ассимилировать, как уже происходило с Карантанией, Мекленбургским герцогством (которое изначально создали ободриты) и др.;

— Гус был ставленником чешского короля, а на соборе председателем был брат чешского короля (король Венгрии), который также претендовал на чешский престол.

Ещё когда Ян Гус сидел в ожидании приговора в тюрьме в Констанце, а уж тем более после его сожжения, в Чехии стало формироваться учение, где под именем этого проповедника собралось много требований, давно назревших в Чехии, именно поэтому они с самого начало получили поддержку в среде чешского дворянства и пражских горожан — чехов, потому и вышли из их среды. Но к трудам ректора Пражского университета многие эти положения отношения не имели.

— Гус никогда не призывал причащать мирян, как и священников и хлебом, и вином, однако это стало главным положением учения гуситов (видимо, сработала память о православных корнях моравской, а значит и чешской церкви — так причащают в православии). Именно по этому признаку умеренных гуситов стали звать чашниками.

— Гус говорил только об идеале бедности церкви, но не призывал силой отобрать её имущество и разогнать монастыри, а ведь именно это сделали гуситы.

— Гус выступал против засилья немцев в Праге. Но он не призвал их изгонять — из университета немцы ушли сами. Тем более он не призывал их убивать. А Гуситские войны стали открыто антинемецкими.

— Гус, наконец, будучи приближённым при королевском дворе, никогда не призывал равенству имущества между всеми христианами (примитивному коммунизму), а ведь именно это сделали своим лозунгом табориты.

Вопрос к параграфу №4. К каким последствиям для Чехии привели гуситские войны?

Страна была разорена, причём не столько иностранными войсками (их успешно были), сколько борьбой чешских партий. Потому Прага уже не была столь мощным экономическим центром, как до войн.

Но зато немецкое засилье было изжито. Церковь Чехии, хоть формально и подчинилась папе римскому снова, сохранила значительную часть своей самостоятельности и обрядов.

Немцы вплоть до XVII века не получали в Чехии былого влияния. Несмотря на то, что формально королём признали снова немецкого правителя, чешское дворянство сохранило самостоятельность. Это позволило относительно быстро по историческим меркам (в 1458 году) передать престол чеху Йиржи из Подебрад, после которого корона перешла пусть не к чешской, но западнославянской династии Ягеллонов.

Таким образом Гуситские воины дорого обошлись Чехии, но многие цели умеренного крыла восставших (чашников) были достигнуты.

Вопрос к параграфу №5. Как возникло и развивалось Польское государство? С какими противниками ему пришлось столкнуться?

Как именно возникло Польское княжество, известно только по хронике Галла Анонима XII века. Скорее всего, она рассказывает лишь легенды. Достоверные известия начинаются с первого крещённого правителя Мешко I. Он уже объединил вокруг полян много других западнославянских союзов племён вокруг своей столицы Гнезно, белый орёл из легенды об основании этого города до сих пор красуется на польском гербе.

У Польского княжества были сложные отношения со Священной Римской империей. С одной стороны Гнезно воевало с немецкими феодалами, с другой часто ходили вместе с ними войной на ещё не крещённых западных славян, вроде ободритов и помогали присоединению их земель к немецким герцогствам.

Именно от правителя Священной Римской империи польский князь Болеслав I Храбрый получил королевскую корону, причём дважды — первую коронацию после смерти Оттона III признали незаконной.

Тот же самый Болеслав Храбрый участвовал в усобице Владимировичей в Древнерусском государстве, позже некоторые опальные киевские князья также обращались в пользу за помощью. После распада Древнерусского государства наиболее тесные связи с Польшей сохранила Галицко — Волынская земли, тамошние князья не раз водили дружины в пределы своих соседей.

Сложными были взаимоотношения Польши с Чехией, несколько раз чехи претендовали на польский престол не без помощи империи.

Польша не избежала раздробленности и распалась на владения многих феодалов. Однако большая часть рыцарства смогла объединиться перед лицом общей угрозы — татаро — монгольского нашествия. Впрочем, единство не помогло и польское войско в битве при Легнице в 1241 году оказалось разбито наголову. Однако Бату — хан только прошёлся по польской земле и не стал включать её в свою державу.

Также именно в период раздробленности правители даже не Польши, а Мазовецкого княжества пригласили для борьбы с соседними язычниками — прусами Тевтонский орден, который надолго стал головной болью поляков.

Вновь объединил Польское королевство Владислав I Локетек (правил единой страной с 1320 по 1333 год). Страна снова стала сильной, но немецкое влияние там только усилилось. В городах, как и Чехии, было слишком много выходцев из Германии, которые откровенно вытесняли местных ремесленников и торговцев.

С 1370 года на польский престол вступил король Венгрии из Анжуйской династии Людовик I. Он без всяких оговорок был вассалом императора, потому немецкое влияние при нём только усилилось.

Вот почему польская знать после смерти этого короля не захотела быть единой с Венгрией, благо сыновей у Людовика не было. Из двух дочерей Людовика каждая должна была по решению знати стать королевой одного из двух государств, соответственно, королями — те, кого выберут им в мужья (выбирали, естественно, совсем не сами девушки).

Королём Польши стал перешедший в католичество великий князь литовский Ягайло. Объединяясь с такой обширной, но менее развитой территорией, Польша может быть, что — то и теряла, но в этом союзе она играла ведущую роль и благодаря нему выходила из орбиты влияния Священной Римской империи. Победа при этом же короле над Тевтонским орденом при Грюнвальде завершила этот процесс.

В XV веке потомки Ягайло создали огромную империю. Польским королевством и Великим княжеством Литовским (которое тогда включало земли современных Литвы, Беларуси, Ураины и России западнее Вязьмы) правила одна из линий — а вторая Чехией и Венгрией (последняя включала также земли современных Хорватии, Словакии и Словении). Пусть на этих двух престолах сидели разные люди, но они помнили о своём родстве и действовали сообща во многих вопросах.

Задание к параграфу №1. Заполните таблицу «Государства западных славян».

Заполните таблицу «Государства западных славян»

Заполните таблицу «Государства западных славян»

Задание к параграфу №2. Используя текст параграфа и иллюстрации, составьте рассказы: «Путешествие по средневековой Праге», «Один день в лагере гуситов».

Путешествие по средневековой Праге

Приехав из родного Гамбурга в Прагу, я не понял, почему это не Германия, а Богемия.

Быстрая Влтава принесла нас сразу в центр города, но по дороге мы смогли увидеть, насколько он велик. Впрочем, дома и узкие улочки, потому грязь и нечистоты на них ничем существенно от Гамбурга не отличаются.

Центр города красивый и величественный. Особенно меня поразил Карлов мост, украшенный скульптурами, а также главный собор. Всё это построено из потемневшего камня, похожего на тот, из которого построен собор Кёльна.

На улицах всюду слышна немецкая речь. В какую мастерскую не зайдёшь, всюду переселенцы из старой доброй Германии. И правит всей этой страной на император Священной Римской империи. Что здесь вообще делают чехи? Гнать их отсюда надо в их деревни. Немцы — вот истинные богемцы и хозяева славной Праги.

Один день в лагере гуситов

Просыпаются табориты рано — война не терпит лежебок. Так было и в этот день. Женщины с самого утра стали готовить еду — в походы табориты отправлялись всеми семьями. Мужчины приводили в порядок оружие.

Большая часть военного похода, как ни странно, это не сражения, а рутина, грязь и тяжёлая работа. Вот и в этот день предстояло починить пару возов, в очередной раз собрать продовольствие из соседних деревень — табориты шли по вражеской территории и местных крестьян не жалели, кроме тех, кто присоединялся к их ватаге.

Но на этот раз не успели даже поесть — из разъезда (группы всадников, что на всякий случай кружила вокруг лагеря) примчался гонец. Вскоре появился весь разъезд. Группа рыцарей со своими отрядами направлялась к лагерю. Крупных армий рядом не было, но, видимо, какой — то граф или маркиз решил застать таборитов врасплох и этим добыть славу, а заодно и добычу. Но табориты оказались готовы!

На такие случаи всё было отработано. Табориты окружили свой лагерь квадратом из плотно друг к другу прижатых возов, ещё и дополнительно связали их цепями. Получилась крепкая стена, которую не могли перескочить лошади, хотя для её штурма и не требовалось лестниц. Со временем даже возы стали делиться на два вида: обозные (обычные) и боевые (более крепкие).

Рыцари выскочили рысью из леса. Они ожидали налететь на неготовый к обороне лагерь, а наткнулись на крепкую стену, возле которой лошади затормозили и на секунду встали. И именно тогда с возов на незадачливых крестоносцев обрушился град стрел и огня — табориты активно использовали огнестрельное оружие как пушки, так и ручное.

Часть отряда смело залпом, остальные стали спешно разворачивать выживших лошадей. Животные испугались и не слушались всадников, не понимая, что стараются спасти не только себя, но и скакунов.

Тогда упали замки с цепей и цепи с возов, часть «стены» оттащили в сторону и на поле выехала немногочисленная таборитская конница. Она использовалась только чтобы преследовать врага. Теперь именно это и требовалось делать — крестоносцы обратились в беспорядочное бегство. Гуситы устремились за ними — каждому кололи сердце убитые, а порой и сожжённые заживо товарищи.

Задание к параграфу №3. Какие государства были созданы в Средние века славянами? Как сложилась судьба южнославянских и западнославянских государств?

Славяне образовали в Средние века много государств. Прежде всего, это безымянные так называемые славинии (так называли их ромеи). Но скорее всего, это были протогосударства.

Настоящие государства славян — это Государство Само, Карантания, Нитранское княжество, Великая Моравия, Чехия, Польша, Хорватия и Сербия. Аварский каганат и Болгарское царство изначально создавались не славянами, а кочевыми тюркскими народами, но славяне там составляли большинство населения, потому эти государства также можно считать славянскими.

И западные, и южные славяне потеряли многие земли, которые изначально заселили. «Натиск на восток» привёл к вытеснению славян или их ассимиляции, серьёзно расширил Германию. Константинополь со временем снова подчинил себе значительную часть Балканского полуострова, где славяне были ассимилированы греками.

Уже созданные славянские государства также с трудом сохраняли независимость. Константинополь завоевал Болгарию, уничтожены разными путями были почти все государства западных славян, Чехия и Польша попали в зависимость от Священной Римской империи. Однако Болгария возродилась и оставалась независимой наравне с Сербией до завоевания Османов. Польша вышла из — под влияния Священной Римской империи, а Чехия заняла там особое, совсем не подчинённое положение. Потому славянская государственность, хоть и понесла большие потери, но выжила.