§ 33. Русская культура в XIII-XV веках

Подробное решение параграф § 33 по истории для учащихся 6 класса, авторов С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева 2012



1. Подумайте, почему с середины XIII века наступил упадок русской культуры, в XIV веке – её оживление, а в XV веке произошёл её расцвет. С какими историческими событиями это было связано?

На XIII век пришлось страшное Батыево нашествие, когда были разорены основные культурные центры. В XIV веке культура начала постепенно возрождаться, но монгольские нашествия ещё периодически случались. В XV веке русские земли оказались в относительной безопасности в едином Московском государстве, потому начался расцвет культуры.

2. Какие изменения в процессе создания книг произошли в середине XIV-XV веке?

Написание букв постоянно изменялось (на этом основан один из методов датирования надписей – палеография). В XIV-XV веках появились полуустав и скоропись – виды письма, при которых форма букв позволяла писать их гораздо быстрее, потому сама книга создавалась быстрее.

Но главным изменением было появление бумаги, которая заменила пергамент. Бумага на русских землях использовалась привезённая из Западной Европы, потом была относительно дорогой, но всё равно дешевле пергамента, потому сами книги получались дешевле, создать их можно было больше.

3. Какая тема в литературе XIII-XV веков стала главной и почему? Какие литературные жанры получили распространение в этот период и почему? Можете ли вы назвать имена авторов литературных произведений этого периода?

Главной продолжала оставаться духовная литература. Но отражение нашли и важнейшие политические события, включая разные этапы борьбы с татаро-монгольским игом. Они также трактовались в соответствии с церковными представлениями и канонами.

Главными жанрами оставались жития святых, летописи, сказания, особняком стоит рассказ о дальнем путешествии – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Произведения других жанров создавали такие люди как архиепископ Геннадий, Епифаний Премыдрый, Пахомий Логофет и другие менее известные авторы.

4. Почему в годы монголо-татарского ига центром летописания были галицко-волынские и новгородские земли? Почему в начале XV века возрождается общерусское летописание?

Галицко-Волынское княжество и особенно Новгород меньше других центров летописания пострадали во время Батыева нашествия, потому летописание там сохраняется. В XV веке у Российского государства появляется единый и духовный, и политический центр (Москва), потому туда перемещается и летописание. Москва постепенно стала претендовать на роль лидера всех русских земель, потому и летописание там стало общерусским.

5. Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублёв — что объединяет эти имена? Расскажите о них и об их творчестве подробнее. За какие христианские подвиги преподобный Андрей Рублёв был причислен Русской Православной Церковью к лику святых?

Все перечисленные в вопросе люди писали иконы в русских землях в XV веке.

Творчество выходца из Византии Феофана Грека проникнуто тревогой и страхом божьим. Потому он использовал в основном чёрный и красный цвета, придавал фигурам напряжённые позы.

Андрей Рублёв наоборот стремился показать гармонию и красоту. На его иконах мы видим яркие разнообразные краски в красивых сочетаниях. Именно его иконы в 1551 году были признаны образцом для всех иконописцев. За это уже в ХХ веке Андерй Рублёв был причислен к лику святых.

Дионисий продолжал традиции Андрея Рублёва, показывая на фресках и иконах яркий мир, полный сочных красок.

6. Заполните таблицу «Храмы Московского Кремля».

Заполните таблицу «Храмы Московского Кремля»