§ 32. Искусство во второй половине XIII-XV веке

Подробное решение параграф § 32 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016



1. Объясните, какое значение придавалось в русских землях — строительству церквей. Что воплощали собой церкви? Покажите на примере одной из церквей XIV-XV веков.

Церкви стали самыми важными зданиями. Они воплощали любовь к Господу тех, кто их создавал, а значит их амбиции. Потому церкви Московского Кремля, например, Успенский собор, пышные, с большим количеством украшений. Их заказывали московские правители, потому он отражает их величие, мощь нового государства. С другой стороны большинство новгородских церквей простые, небольшие и со скромными украшениями. Их заказывали купцы, которые не были слишком гордыми, но при этом считали свои деньги.

2. Какие архитектурные особенности отличают церкви северо-востока Руси XIV-XV веков?

В архитектуре Владимиро-Суздальской земли поверх закомар стали строить кокошники, из них часто стали возводить целую пирамиду, которая восходила к барабану центрального купола. Благодаря этому здание казалось более стройным. Также продолжались традиции изящной резьбы по камню.

3. Какие соборы, другие крупные сооружения были построены в Московском Кремле в конце XV века? О чём свидетельствовало их возведение?

В конце XV веке в Московском Кремле были построены Благовещенский собор, церковь Ризоположения, Успенский собор, Грановитая палата и др.

4*. Составьте описание одного из соборов Московского Кремля. Вариант задания: составьте описание церкви конца XV века, находящейся в вашем городе, крае.

Успенский собор большой и величественный. Его стены гладкие, разделены на равные промежутки лопатками. Апсиды невысокими. Стены прорезаны узкими окнами. Вместе с ложными окнами они создают единый пояс. Собор венчают пять больших позолоченных куполов.

5*. Подготовьте сообщение о творчестве Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия (по выбору).

Дионисий был ведущим московским иконописцем конца XV века. Хорошо известны такие его работы как житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, «Богоматерь Одигитрия», «Крещение Господне», «Спас в силах», «Распятие», «Сошествие в ад» и другие.

Дионисий родился, скорее всего, в 1440-х годах. Мы ничего не знаем про то, из какой семьи он происходил, где учился своему делу. Но его талант блистал уже с молодых лет. В возрасте максимум 27 лет (а может ему было и меньше, может, всего 20) молодой мастер расписывает собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ним он трудиться 10 лет – с 1467 по 1477 году. Уже в 1481 году он возглавил артель, которая расписывала один из главных храмов государства – Успенский в Московском Кремле. Позже работает в Иосифо-Волоколамском монастыре. Над собором Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря он работает уже вместе с сыновьями.

Дионисий продолжил традицию Андрея Рублёва. У него такие же яркие краски и светлые образы. Его работы светятся жизнерадостностью.

Мы не знаем точно когда, тем более как умер мастер. Предлагаются разные версии от 1503 до 1520-х годов.