§ 13. Православная церковь в древней Руси

Подробное решение параграф § 13 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016



1. Объясните, почему среди населения Руси в течение длительного времени сохранялись языческие верования, традиции и праздники.

Традиции и верования вообще долго сменяются в людском сознании. Кроме того, языческое мировоззрение сильно отличается от христианского. Язычники легко принимали ещё одного бога, но в их головах не укладывалось, почему нужно вдруг отказываться от всех остальных.

2. Объясните значение слов «митрополит», «епископ», «игумен». Какое место в церковной иерархии занимали эти люди?

Игумен – это глава монастыря, главный над общиной монахов.

Епископ – это церковный иерарх, управляющий определённой областью. Ему подчиняются игумены и приходские священники.

Митрополит – это иерарх высокого ранга, которому подчиняются все епископы определённой земли. Например, в начале все земли Древнерусского государства находились под управлением одного митрополита – киевского. В православной церкви выше митрополита может быть только патриарх.

3. Чем образ жизни монаха отличается от жизни приходского священника? Что было общим?

Общее между ними только то, что и монах, и священник посвящают свою жизнь Господу и много ему молятся. Всё остальное различно.

Монах живёт в монастыре. Некоторые из монахов вынуждены общаться с мирянами, но большинство может их почти не видеть. Священник всегда общается с мирянами, наставляет их, проповедует им. Духовное спасение мирян – именно его обязанность.

В монастыре у монаха есть только небольшая келья: ест, пьёт и работает он вместе со всей общиной. У священника свой дом и своё домашнее хозяйство.

Монаху запрещено жениться, в то время как священнику можно завести семью, более того, эта семья должна стать примером для его прихожан.

Они отличаются даже чисто внешне – монах всё время ходит в простой одежде, в то время как священнику полагаются богатые одеяния, в разное время разные, даже расшитые золотом. Но эта роскошь подчёркивает совсем не его богатство, а величие церкви и веры.

4. Поясните, почему монастыри были духовными и культурными центрами Руси. Приведите примеры.

Книжность очень долго была неразрывно связана в Древнерусском государстве с православной верой. Именно потому монастыри стали центром духовной жизни и культуры, которая до нас дошла в виде книг, церквей, икон и др. Существовала и другая культура, от которой остались некоторые былины – культура народная. К этой культуре монастыри никакого отношения не имели, но от неё почти ничего не осталось. Внутри церкви монастыри гораздо лучше подходили на роль культурных центров, чем приходские церкви. У приходского священника много забот с прихожанами, отнимает время и собственное хозяйство, в то время как у монаха вся жизнь направлена на служение Господу, а культурная жизнь была частью этого служения.

Главным центром культуры и учёности в Древнерусском государстве долго была Киево-Печерская лавра. Именно там создавались первые русские книги (жития святых), а также первая летопись – «Повесть временных лет». Именно там работал знаменитый Нестор.

5*. Выскажите суждение. С какими трудностями приходилось сталкиваться священникам и монахам в период утверждения христианства на Руси? Какими качествами должны были обладать люди, избравшие в то время путь служения Богу?

Первые святители часто сталкивались со враждебностью. Их жизни нередко угрожала опасность, даже несмотря на то, что власть великого князя их защищала. В таких условиях людям церкви нужны были твёрдости характера, уверенность в своих действиях и непоколебимая воля.

Но часто язычники просто не понимали новой веры. Потому проповедникам нужны были терпение, умение находить подход к людям и элементарная доброжелательность.