§ 19. Итальянское Возрождение

Подробное решение параграф § 19 по истории Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.М. Давыдова 2015



Как автор относится к человеку? Чем можно объяснить его взгляды?

Автор считает человека ничтожеством. Именно так Священное Писание понимала церковь в Средние века.

Как автор относится к человеку? Почему называет его счастливым? Сравни с предыдущим выводом. Что изменилось за 200 лет? Какой возникает вопрос?

Автор восхищается человеком. Он называет его счастливым потому, что в человеке сочетаются земное и божественное. Потому возникает вопрос: почему именно в Италии изменилось отношение к человеку, почему именно там впервые отошли от средневековых представлений?

Сравни его с авторским (с. 273).

Вопрос: Почему в Италии в XV веке так сильно изменилось отношение к человеку?

Ответ: Именно в Италии церковные представления подвергались критике изначально в ходе конфликта императоров и римских пап. Также сыграло роль римское наследие на территории самой Италии и наследие, оставшееся в Италии со времён византийского господства.

Как ты считаешь, почему новая культура Возрождения возникла именно в городах Италии?

Для Италии характерны купеческие республики. Но такие независимые сильные города были и в Германии, например, в составе Ганзейского союза. Но Возрождение возникло не там.

Именно за Северную Италию боролись императоры Священной Римской империи и папы римские. В борьбе против римских первосвященников допускались выпады против церкви, представления, которые расходились с церковными. Большую роль сыграло и античное наследие. Его узнавали через торговлю с арабами, которые его не забывали, а также с Византией. Позже итальянцы стали обращать внимание и на то наследие, которое находилось на их землях.

Сделай вывод о причинах изменения отношения к человеку в конце Средневековья.

Свобода от церковных представлений появилось в рамках борьбы пап римских с императорами, а опора на античное наследие – с изучением этого наследия.

Раздели итальянские государства на две группы: 1) те, в которых правят наследственные государи; 2) те, в которых граждане избирают власти.

Раздели итальянские государства на две группы: 1) те, в которых правят наследственные государи; 2) те, в которых граждане избирают власти

Предложи, по каким ещё признакам можно разделить итальянские государства.

Также их можно разделить на теократические (к таким относилась Папская область) и светские (все остальные).

Сравни гуманизм Возрождения и аскетизм Средневековья – в чём принципиальная разница?

Средневековое представление о мире предполагало ничтожество человека, которые виделся в качестве сосуда грехов. Гуманисты увидели в человеке величие, средоточие талантов и земных радостей жизни. Они были христианами, и по христиански представляли себе загробную жизнь, но всё же призывали радоваться жизни земной.

Сделай вывод о причинах изменения отношения к человеку в конце Средневековья.

В эпоху Возрождения человек перестал считаться греховным существом, новые поэты и художники воспевали человека.

Объясни, чем средневековое искусство отличается от ренессансного.

Искусство Возрождения показывало красоту человека и природы вместо их бренности.

Сделай вывод о причинах изменения отношения к человеку в конце Средневековья.

В искусстве с одной стороны восприняли идеи гуманизма, которые воспевали человека и радости земного мира, а с другой – вспомнили достижения античности. Потому на картинах снова появилась игра света и тени, перспектива, анатомически правильные тела людей, в архитектуре – купола, которые перекрывали огромные пространства.

Составь список признаков с иллюстрациями (в любом текстовом редакторе), по которым в любом музее можно отличить средневековые произведения от произведений Возрождения.

Признаки картины эпохи Возрождения:

1) на картине есть пейзаж и перспектива: то, что находится дальше от зрителя, выглядит меньше (пример – фреска «Чудо со статиром» в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции);

2) на картине есть игра света и тени, тень отбрасывают предметы, складки одежды и т. д. (пример – Сандро Ботичелли «Мадонна с Младенцем и Ангелами»);

3) человеческие фигуры на картине написаны анатомические верно (пример – Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»);

4) движения переданы живо и естественно (пример – Джотто «Поцелуй Иуды»).