§ 12. Города Европы

Подробное решение параграф § 12 по истории Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.М. Давыдова 2015



Судя по этим сведениям, выглядит ли жизнь в средневековом городе привлекательной?

Эти сведения показывают, что для современного человека жизнь города того времени не была привлекательной. Но тогда по всей Европе жить было не легко.

Как менялась численность городов и их жителей во второй половине Средневековья? Сравни с предыдущим выводом – какой возникает вопрос?

Стремительно росла и численность самих городов, и численность жителей многих городов. Потому возникает вопрос, что привлекало людей в городской жизни.

Сравни его с авторским (с. 273).

Вопрос: Почему люди стремились жить в городе?

Ответ: Стремились туда не все люди, а в основном крестьяне, феодалы предпочитали жить в замках за городом. «Городской воздух делает человека свободным», как тогда говорили. Прожив определённый срок времени в городе, крестьянин избавлялся от крепостной зависимости. Это привлекало. Кроме того, город давал возможность разбогатеть. Сельское хозяйство тогда было примитивным, самый трудолюбивый человек обычно мог вырастить лишь столько, чтобы вдоволь ела его семья. А хороший мастер-ремесленник или удачливый купец в городе со временем мог сколотить состояние, из бедняка стать богатым и уважаемым человеком.

Почему, на твой взгляд, в XI–XII веках в Западной Европе начинают расти города?

Причины роста городов:

- увеличилась урожайность (причины этого см. ниже), появился прибавочный продукт, который люди смогли обменивать на ремесленные изделия, стало возможным «кормить» города;

- не без помощи крестовых походов расцвела торговля с Востоком;

- на очищенных от лесах землях появились новые деревни, дороги между поселениями стали короче, а значит безопаснее;

- прекратились набеги викингов и венгров, которые как правило нацеливались на богатые города.

Сделай вывод о причинах роста городов.

Города росли благодаря тому, что стало выгоднее заниматься ремеслом и торговлей.

За счёт чего увеличилась урожайность в позднем Средневековье?

Причины:

- переход от двуполья к трёхполью;

- крестьяне начали использовать удобрения (в основном навоз);

- были распаханы новые земли, для чего вырубили часть лесов;

- активнее стали выращивать новые культуры (например, бобовые), которые лучше полученной в наследство от римлян пшеницы подходили для более холодного климата.

Докажи, что образ жизни горожанина стал отличаться от образа жизни крестьянина.

Отличия:

- крестьяне занимались сельским хозяйством, горожане – ремеслом и торговлей;

- деревни не были огорожены стеной, потому дома могли стоять на расстоянии друг от друга, города были огорожены крепостными стенами, места внутри них не хватало, потому дома лепились друг к другу, пытались вырасти (насколько позволяли материалы того времени) и даже нависали над улицами;

- крестьяне жили в небольших одноэтажных хижинах или полуземлянках, горожане – в двух или трёхэтажных домах;

- крестьяне сами производили большую часть того, что им было нужно, горожане – большую часть покупали;

- городские соборы были гораздо большее и величественнее деревенских церквей;

Попробуй описать спор между монахом, утверждающим, что золото – это презренный металл, закрывающий честному христианину дорогу в рай, и городским купцом.

Начаться этот спор мог бы с того, что купец хвастался бы своим богатым нарядом и тяжёлым кошельком. На что монах мог бы привести лишь одну цитату слов Христа «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут».

Купец, умолкнув на минуту стал бы говорить, что человеку, в конце концов, нужно где-то жить, а на это нужны деньги. Но монах легко мог бы возразить, что если не иметь каждому своего дома, а жить всем вместе, то каждому достаточно небольшой комнаты, а то и просто кровати. А построить сообща дом, где каждому достанется лишь по комнате вполне можно своими силами.

Тогда купец продолжил бы, что человеку нужно что-то есть, а в городе на это тоже нужны деньги. На это монах мог бы ответить ещё одной фразой Христа: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». Птицы, ведь, денег тем более не зарабатывают.

На это купец выдал бы главный козырь. Деньги нужны на содержание семьи: малые дети не могут жить в чистом поле и надеется, что бог пошлёт манну небесную. Но на это ответ был готов, ведь потому монахи и не женились, чтобы служить только Господу и не думать о семьях.

На это разгневанный купец мог бы закричать, что монахи, которые всему этому учат, сами так не живут. На них работают крепостные или они получают милостыню, то есть снова им перепадает часть того, что заработали другие. Такие аргументы, если бы они были слишком горячими, могли бы закончиться для купца даже обвинением в какой-нибудь ереси вроде учения вальденсов и судом инквизиции.

Сделай вывод о причинах роста городов.

Ремесло и торговля давали прибыль, позволяли разбогатеть, а богатство давало уважение других горожан, а очень большое богатство – влияние иногда даже на самих правителей. Известны банкирские дома, которые давали деньги в долг королям, а когда те не могли расплатиться, получали вместо денег всё новые привилегии и прибыльные заказы.

Приведи как можно больше объяснений средневековой поговорки «Городской воздух делает человека свободным».

- Многие города получали свободу, то есть права самоуправления – горожане сами решали свою судьбу, выбирали власти города и решали, как им жить.

- Прожив определённое время в городе (обычно год и один день) крестьянин становился гражданином города, то есть свободным человеком, переставал быть крепостным.

Сделай вывод о причинах роста городов.

Многие крестьяне бежали в города, чтобы избавится от крепостной зависимости.

Представьте, что в городском кабачке вместе обедают подмастерье и крестьянин, только что бежавший из феодальной деревни в город. Крестьянин задаёт вопросы – как жить в городе, а подмастерье даёт советы; опиши их разговор.

Начать крестьянин мог с вопроса, как в городе можно прожить: дома-то вплотную стоят друг к другу, ни поля не распашешь, ни даже курятника не построишь. Ответ был бы: деньги надо зарабатывать, на деньги всё, что нужно можно купить.

Следующий по важности для крестьянина вопрос о свободе. Он слышал про то, что в городе можно стряхнуть с себя крепостную зависимость, но наверняка решил бы уточнить, так ли это. Горожанин это с радостью подтвердил был. Не исключено что он сам, или его родители тоже бежали из деревни.

Тогда оставался бы главный вопрос, как заработать этих денег. В ответ последовал бы рассказ о ремесле и торговле. Для особенно везучего крестьянина разговор мог бы закончиться тем, что горожанин его бы нанял, естественно, чернорабочим, ведь по городским меркам крестьянин ничего не умел.

Но тут мог бы задать вопрос горожанин. Вопрос, умеет ли крестьянин играть, к пример, в кости. Предприимчивый горожанин даже на понравившемся ему человеке мог бы попробовать нажиться и азартной игрой вытянуть те жалкие гроши, что у него были с собой.

Опишите один из вариантов возникновения города, с точки зрения средневекового хрониста, путешественника, ремесленника и т.д.

Любой из этих людей в Средние века мог быть паломником. Самые разные люди тогда отправлялись к святым местам, которые были не обязательно в Палестине. Для паломника объяснение было бы простым. На этом месте когда-то жил святой человек. Потом он умер, был здесь похоронен. Его стали почитать. Рядом стали селиться люди, надеясь на удачу на святом месте. Паломников стало приходить всё больше. Паломникам много чего нужно, и не все они – бедняки. Всё необходимое они покупали у местных жителей. Потому там стало селиться много торговцев. Появились и ремесленники, которые также обслуживали паломников. Постепенно из них вырос город.

Какую дополнительную запись про католическую цивилизацию вы можете сделать в таблице «Особенности средневековых цивилизаций» (с. 74)?

Отдельной графы не получится. Просто в хозяйство мира западных христиан можно добавить ремесло и торговлю.