§ 15. Золотая Орда

Подробное решение параграф § 15 по истории Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А, Тырин С.В.



Судя по этим данным, в XIII веке у Золотой Орды больше черт первобытности или цивилизации?

Гильом де Рубрук описывает жизнь первобытных скотоводов.

Сравни описание столицы Золотой Орды в XIII и XIV веках – какие произошли изменения? Сформулируй проблему и сравни с авторской (с. 258).

Построен вполне цивилизованный и развитый город.

Вопрос: Что позволило Золотой Орде всего за 100 лет пройти путь от полупервобытного общества до развитой цивилизации?

Ответ: Позволило сделать такой скачок умение не слишком угнетать своих подданных и хорошо учиться. Многие покорённые монголами народы уже были цивилизованны (например, волжские булгары). Они составили основу городского населения, монголы многое переняли из их обычаев, культуры и др. Многое они взяли и у других покорённых народов – не даром языком Золотой Орды был кипчакский (половецкий). Многие веяния цивилизации пришли и от соседних государств, например, вместе с принятым исламом.

Выдели главные отличия населения и хозяйства Золотой Орды XIII–XIV веков от населения и хозяйства Древнерусского государства XI века. (§ 6)

Отличия:

- в Древнерусском государстве знать состояла из варягов, а народ – из славян в основном восточных, в своё время пригласивших варягов; в Золотой Орде знать была монгольской, а простой народ состоял из кипчаков (половцев), волжских булгар и других покорённых монголами этносов;

- в Древнерусском государстве вне городов население занималось земледелием, в Золотой Орде – в основном скотоводством, хотя некоторые народы – также земледелием;

- в Древнерусском государстве всё население было оседлым, в Золотой Орде уживались кочевые и оседлые жители (горожане и немногочисленные земледельцы);

- Древнерусское государство приняло православное христианство, Золотая Орда в 1320 году – ислам в форме суннизма.

Сделай вывод по проблеме.

Золотая Орды сильно отличалась от Древнерусского государства, она не могла воспринять цивилизацию от него.

Какие народы жили на территории Золотой Орды?

Народы Золотой Орды:

- монголы,

- валахи,

- татары,

- адыги,

- карачаевцы,

- балкарцы,

- осетины,

- вайнахи,

- мордва,

- чуваши.

С помощью фактов докажи, что Золотая Орда стала частью исламского мира.

При хане Узбеке в 1320 году ислам был принят как официальная религия Золотой Орды. Среди населения, особенно городского, ислам уже до этого получил широкое распространение. Со времён Узбека мечеть стояла в центре каждого крупного города рядом с резиденцией наместника хана и была самым красивым храмом этих мест. К тому времени уже расцвели города этого государства – они были большими, там кипела торговля, причём продавались и вещи из далёких стран, и сделанные в самих этих городах. Таким образом, Золотая Орда прочно стала частью цивилизованного мусульманского мира.

Сделай вывод по проблеме.

Золотая Орда приняла ислам, а вместе с этой религией многое взяла у более древних мусульманских стран (так же, как Древнерусское государство, приняв православие, многое взяло у Византии). Это сильно помогло стать из полупервобытного цивилизованным обществом.

Опиши схему (см. пример на с. 81).

Схема показывает систему государственного управления. Так же, как и на схеме на с. 81 здесь выделены центральные и местные власти, слои общества, которые защищали государство и те, что были свободны от государственных повинностей.

Сравни правление в Золотой Орде и Древнерусском государстве (см. с. 81).

Так же, как великий князь управлял Древнерусским государством, советуясь со старшей дружиной, так хан управлял Золотой Ордой, советуясь с курултаем, но в Золотой Орде существовали также визири и диваны, аналогов которым не было у русских.

В обоих государствах местная власть была у удельных или зависимых князей, а также наместников правителя, которые у татар назывались баскаками.

В Древнерусском государстве верхушка армия и часть государственного правления совпадали – это были бояре старшей дружины. У татар армия была чётко отделена от системы правления. Возглавлявшие её мурзы-темники были только военноначальниками. Основу армии составляли тумены, аналогом которых была младшая дружина. Основу дополняли ополчения в Древнерусском государстве и вспомогательные отряды из зависимых государств (русских княжеств) в Золотой Орде.

В обеих странах от государственных податей освобождалось духовенство (причём в Золотой Орде не только мусульманское, но и духовенство всех религий), а также зависимое население (оно работало на своих хозяев, а не на государство). Но в Древнерусском государстве зависимой была только часть земледельцев, в Золотой Орде таковыми считались все крестьяне и горожане зависимых княжество – они платили подати князьям и баскакам, а те – хану. Также в Золотой Орде свободными от податей согласно схеме были общины свободных скотоводов.

Найди на рисунке людей, представляющих разные типы хозяйств Золотой Орды.

На заднем плане мы видим человека на верблюде, чуть ближе – с ослом. Это скотоводы-кочевники. На первом плане три человека в русской одежде, на плече у одного из них – мешок, возможно, с зерном. Это – земледельцы. В шатре на первом плане сидящий по-восточному человек это, возможно – купец, который ждёт делового партнёра. Больше всего на рисунке ремесленников в лавках на заднем плане и одной на переднем.

Продолжи рассказ.

...Тимофей-то переселился в столицу хана добровольно, как свободный человек – так некоторые делали. У него было не очень много горшков на продажу, которые он лепил. Но земляки должны были помочь. Он кинулся по их домам (в городе была целая русская диаспора). Он решил выкупить Алёну и привести её к своему очагу уже как свободную женщину, жену и хозяйку дома на этом новом, в целом благодатном месте.

Как ты думаешь, какое положительное и какое отрицательное влияние оказывали друг на друга Орда и русские княжества?

Отрицательным было то, что нашествия монголов периодически повторялись (как карательные экспедиции). В то же время поездки князей за ярлыками и дань нельзя считать отрицательным влиянием, потому что и позже во времена централизованного Московского государства местные власти получали полномочия только из милости царя и собирали для него дань (налоги), только царь был уже не монгольский, а русский.

Так же отрицательным было то, что монголы усилили власть князя, уничтожив вольницу бояр и вече (за исключением Новгородской и Псковской республик) – им проще было иметь дело с одним князем, а не со сложной политической системой в каждом княжестве.

Положительным было то, что монголы обезопасили дороги, благодаря этому активно шла торговля. Также они обогатили русский рынок новыми товарами. Они же усилили Москву, которая потом объединила русские земли, хотя это скорее не положительное, а нейтральное влияние.

Положительное влияние на Золотую Орду оказывали русские переселенцы, как угнанные в плен, так и переехавшие самостоятельно. Они приносили новые технологии. Православная культура обогащала многонациональную культуру Золотой Орды.

Отрицательных влияний русских княжеств на монгольское государство, вроде, не было.

Сделай вывод по проблеме.

Русские княжества влияли на Золотую Орду, но не очень сильно. Цивилизацию она перенимала из других источников.

Какую роль, на твой взгляд, сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?

Она сыграла важную роль. Именно она выделила Москву как будущий центр русских земель и сделал власть правителя Москвы самодержавной, не терпящей вольностей ни бояр, ни вече. Модель государственного правления Золотой Орды вообще во многом стала примером для последующего Московского царства.

Представьте, что вы жители Золотой Орды XIV века – на выбор: русский ремесленник, взятый в рабство и работающий при ханском дворе; мулла (мусульманский священнослужитель), обучающий детей знатных ордынских вельмож; свободный скотовод-общинник, пригнавший скот на продажу в столичный караван-сарай. Опишите от имени своего персонажа один день из жизни Золотой Орды, какие её порядки вам нравятся, а какие – нет.

Рассказ скотовода-общинника

Хорошо в степи и сытно, но много нужно и в городе. У меня нож сломался, у брата стремя погнулось, жене серёжки нужны. В общем, собрался я в город и прихватил несколько жеребят. Подкормил их вначале, сбрую новую сделал, товарный вид придал.

Пригнал без происшествий – дороги спокойные.

Первым делом, оставив своих жеребят в караван-сарае, пошёл в мечеть – попросить Аллаха об удаче в торговле. Мечеть там отличная, с золотым куполом и красивейшими росписями. В высоченного минарета муэдзина слышно, кажется, даже из родных моих мест.

Остальной день прошёл для меня на базаре, прерываясь только другими четырьмя положенными правоверному молитвами. Ел здесь же на базаре – благо, было где.

Покупателей там много, но они всё больше смотрят, говорят. Час проговорить надо, чтобы что-то продать. С другой стороны, языком чесать – не галопом скакать. Мне даже понравилось. Да и дело в итоге я сделал – всё продал, всё купил.

Народ там в городе разный, есть и попроще, а есть баскаки. Важные такие, им все кланяются, и я поклонился. Много иностранных купцов. Я и раньше знал, что наш хан – властелин мира, теперь уверен в этом полностью – ведь столько народов живёт по его закону.

С точки зрения современного человека многое было в Золотой Орде нейтрально – обычная жизнь средневекового восточного города. Хорошо было то, что государство жило спокойно, и торговля шла без помех. Плохо с современной точки зрения то, как приходилось простым людям унижаться перед баскаками и другими сильными мира сего.