§ 28. Быт XV—XVI веков

Подробное решение парараф § 28 по истории для учащихся 6 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 2012



Проверяем свои знания

1. Из каких частей состояли русские города в XV—XVI веках? Что собой представлял собственно город? Каково было главное его предназначение?

Деревянные либо земляные укрепления, городские стены или валы. За внутренними стенами города располагались административные здания. Прежде всего ставилась приказная изба, где сосредоточивалось управление городом. Обязательно воздвигалась церковь. Вблизи приказной избы находился двор воеводы. Сооружался погреб для хранения пороха, за ним — пушечный амбар с пулями, ядрами и оружием. Здесь же хранился свинец для их изготовления. В городе находилась государева житница, откуда служилым людям раздавалось хлебное государево жалованье.

За городскими стенами в деревянной избе, врытой в землю и огороженной тыном (оградой), располагалась тюрьма. Недалеко от городских укреплений находились жилища стрельцов. Наконец, в городе были дворы землевладельцев, имевших поместья в городских окрестностях. Они строились на случай нередких тогда военных действий. Были ещё казённые (т. е. принадлежавшие государству) осадные избы, построенные для окрестного простого люда на случай военного времени. В больших городах размещались торговые дворы. В таком случае город становился не только административным, но и торговым центром.

Торгово-ремесленное население проживало в посаде. Улицы посада носили названия по именам церквей, построенных на них (Дмитровская, Воскресенекая, Успенская), или же по занятиям проживающих людей (Калачная, Ямская). Обыкновенно все улицы посада с разных сторон сходились к площади, которая была центром торговой и общественной жизни. Здесь располагалась земская изба — место выборного управления. Стояли торговые ряды и лавки, мастерские ремесленников. Никогда не пустовали харчевни, предлагавшие дешёвую еду. В предместьях посадов, а также в слободах жили служилые люди — стрельцы, пушкари, пищальники.

2. Как вы думаете, почему основным типом жилища русского человека была рубленая деревянная изба?

В то время дерево было основным строительным материалом. Из камней и кирпича строили в основном храмы.

3. Опишите и, если сможете, нарисуйте внутренний вид русской избы.

Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Иногда крестьянский дом имел холодную горницу, отделяемую от тёплой избы сенями. К сеням пристраивалось крыльцо, которое нередко украшали деревянной резьбой.

Много места в жилом помещении занимала печь. Обычно она ставилась в правом от входа углу. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка — спальное место для детей и стариков. Окна в избе представляли собой вырубленные в стене продолговатые отверстия, высота которых достигала толщины бревна. Вместо стёкол по-прежнему использовались бычьи пузыри. Но в домах горожан появились слюдяные окна. И только богатые люди вставляли в окна стекло.

К стенам крепились широкие доски — лавки или ставились скамьи на ножках. К ним придвигался длинный стол. В углу на стене помещались иконы с изображениями Христа, Богоматери и православных святых. Перед иконами зажигали лампаду — небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом. На полках стояли деревянные блюда, чашки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды и другая посуда.

4. Чем определялась необходимость поддерживать в избе постоянную чистоту? Как поддерживали чистоту русские крестьянки?

Стеснённые условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать болезней. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. А чтобы устранить неприятные запахи, зажигала в избе веточку можжевельника. Летом пол усыпали соломой либо берёзовыми листьями, свежей травой, полевыми цветами, а зимой — сухим песком и ельником.

5. Как изменилась одежда русских людей в XV—XVI веках по сравнению с периодом Древнерусского государства?

Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по-прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.

Зимой ходили в коротких овчинных шубах — тулупах. Поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак — длинный кусок шерстяной ткани шириной 30—40 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.

По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею — короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка — волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.

Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами тёмных цветов, которые ещё больше подчёркивали изящество золотых и серебряных тканей.

6. «Накройте» стол крестьянина в будни и праздники. Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне?

Главной пищей русских людей был хлеб. Крестьяне ели в основном ржаной, или чёрный, хлеб. Повседневной пищей были также щи из кислой капусты. Важное место в крестьянском рационе занимали различные каши. Летом ели много овощей: и в сыром, и в пареном, и в варёном виде. В тех местах, где были крупные реки и озёра, в основном питались рыбой. Из рыбных блюд наиболее любима была уха. Мясо в будни редко появлялось на крестьянском столе. Все кушанья обильно приправляли луком и чесноком. В праздники люди позволяли себе иную пищу: мясные щи, различные солянки из овощей и мясных продуктов, яичницу.

Но праздничные яства были редким явлением крестьянской жизни.

Русские люди независимо от достатка очень любили пироги. Пироги пекли с разными начинками: из яиц, капусты, рыбы, грибов, риса, гороха.

В день ели несколько раз: завтракали, обедали, полдничали и ужинали. Завтракали очень рано. Обедали около полудня. В четыре или пять часов пополудни полдничали.

Все эти блюда сохранились в современной кухне.

Учимся быть историками

1. Используя картину А. М. Васнецова «Кузнецкий мост в Москве», а также дополнительную литературу и интернет-ресурсы, дайте описание столичной жизни в XVI веке.

В XVI веке Москва насчитывала предположительно 100 тысяч жителей. Она вышла в первый ряд среди крупных городов Европы. Уже стояли вокруг Кремля стены из красного кирпича, горделиво и грозно поднялись над ними башни. Солнце золотило купола Архангельского и Покровского соборов, колокольни Ивана Великого.

Приезжие сразу же отмечали, что город живет, а жители его трудолюбивы и гостеприимны. Имелся в ней Китай-город, где велась торговля. Для купцов из разных стран имелся Английский, Панский и Армянские дворы.

В столицу переводились купцы из присоединенных городов. Съезжались сюда и ремесленники, стимулируя развитие собственно московского ремесла. Многочисленные вереницы повозок с иностранными товарами с утра до вечера проезжали через город.

Город рос очень быстро. Переулки были заполнены слободами, не поместившимися на главных улицах. Постепенно в состав города включались села и деревни, находившиеся на окраине.

2. Представьте, что вы крестьянин или горожанин, живущий в XVI веке. Придумайте рассказ от первого лица «Один день из жизни...», используя материалы параграфа и дополнительную литературу.

День у горожан начинался рано. Кто-то торопился на рынок пополнить припасы, кто-то шел в свои мастерские. А в доме одного купца сегодня радостное событие – старший сын возвращается из Константинополя, выучившись там грамоте (греческому языку и грамматике). Глава семьи с женой торопятся на рынок. Людей на площади уже много. Из-за большого скопления людей к лавкам не подойти.

Купец с женой успели и в церковь зайти помолиться за сына, чтобы доехал домой без проблем. Хлопот еще много. Пока жена готовит дом к приезду сына, купец должен сегодня оплатить государственные подати и проверить как идут дела в его лавке.

По дому жене помогают младшие дети. Нужно навести порядки и приготовить угощения.

Слава Богу, сын доехал без происшествий. Семья была рада его снова увидеть. На праздник пригласили соседей.

Тестовые задания к главе III

1. Укажите названия государств, с которыми граничила Россия до 1533 года: а) Швеция; б) Астраханское ханство; в) Казанское ханство; г) Крымское ханство; д) Белоруссия; е) Украина; ж) Великое княжество Литовское; з) Ливонский Орден.

А, б, в, г, ж, з.

2. Расположите события в хронологическом порядке: а) присоединение Астраханского ханства к России; б) присоединение Новгорода к Москве; в) правление Ивана Калиты; г) битва при Грюнвальде; д) завершение борьбы внуков Дмитрия Донского; е) поражение ордынских войск на реке Вожа; ж) набег Тохтамыша на Москву; з) начало царствования Ивана IV Грозного.

В, е, ж, г, д, б, з, а.

3. Установите соответствие между терминами и их определениями.

Установите соответствие между терминами и их определениями

4. Выберите из нижеперечисленных понятий те, которые относятся к периоду Русского государства XIV—XVI веков: а) секуляризация; б) опричнина; в) заповедные лета; г) аренда; д) острог; е) приказы; ж) помещик; з) городничий.

Б, в, д, е, ж, з.

5. Среди приведённых лиц укажите современников царя Ивана III: а) митрополит Зосима; б) митрополит Макарий; в) князь польский Витовт Ольгердович; г) князь Польский Казимир IV Ягайлович; д) князь Александр Меншиков; е) ордынский хан Мамай; ж) ордынский хан Ахмат; з) старец Нил Сорский.

А, б, г, ж, д.

6. Установите соответствие между датами и ключевыми событиями.

Установите соответствие между датами и ключевыми событиями

Темы проектов

1. Подготовьте проект на тему «Современники». Составьте перечень имён (по вашему выбору) правителей, выдающихся деятелей культуры, известных полководцев, религиозных деятелей и т.д., живших в одно время в российском государстве, в Европе и в Азии. Соберите краткую информацию о каждом из них. Результаты проекта оформите в виде презентации.

Александр Невский (ок. 13 мая 1221 года, согласно историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви.

Второй сын переяславского князя (позже великого князя Киевского и Владимирского) Ярослава Всеволодовича.

В июле 1240 года шведский флот вместе с которым было несколько епископов, вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Александр, узнав об их прибытии от местных старейшин, без запроса помощи из Владимира и даже без полного сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу (15 июля).

5 апреля 1242 года состоялась битва на Чудском озере, в которой войска под руководством Александра Невского одержали победу над орденом.

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

Джалаледдин Руми (1207-1273), персидский поэт, проповедник, суфийский шейх. Родился в Балхе (Афганистан) в семье ученого-богослова Бахааддина Валада. В 1214 отец с сыном в сопровождении 40 учеников вынуждены были покинуть город. Они нашли приют в Малой Азии. Руми учился в Багдаде, Дамаске, Алеппо, получил хорошее образование и после смерти отца унаследовал его должность – руководителя медресе в Конье. Вокруг него собрались все наиболее влиятельные ученики его отца.

Вёл жизнь обеспеченную и пользовался большим почётом и уважением. Это продолжалось до его встречи с юродивым дервишем Шамсаддином Мухаммадом Тебризи (1244), который стал его духовным наставником. Он склонился к аскетическому дервишеству. Следуя за учителем, забросил занятия в медресе, учеников и домочадцев. Это привело к расправе с Шамсаддином. Руми так переживал потерю, что родные боялись за его жизнь. После этого Руми стал поэтом.

В память учителя Руми основал новый дервишский орден «Мевлеви» – «вращающихся дервишей» – сыгравший большую роль в общественной и политической жизни того времени.

Прозвище «Руми» означает «малоазийский». Имя же значит – «слава веры». Оказал значительное влияние на развитие литературы Востока.

Иннокентий III, в миру - Лотарио ди Сеньи (1160 - 16.VII.1216), - римский папа с 1198 года. Из богатого рода графов Сеньи. Время правления Иннокентия III - период наивысшего могущества средневекового папства. Иннокентий III стремился претворить в жизнь теократическую доктрину Григория VII, направленную на установление верховенства духовной власти над светской и подчинение всех государств римской курии. Он вмешивался во внутренние дела европейских государств. Являясь с 1198 года сеньором Сицилийского королевства и опекуном унаследовавшего сицилийский престол Фридриха II, подчинил королевство своей власти. Используя разгоревшуюся с 1197 года в Германии борьбу претендентов на императорский престол - Оттона IV Вельфа и Филиппа Швабского- содействовал ослаблению центр, власти и приобрел большое влияние на Германию. Иннокентий III ликвидировал городскую автономию Рима и восстановил власть папы над всей территории папского государства, жестоко подавив стремление ряда городов к независимости. Короли Англии, Арагона, Португалии и Болгарии признали себя вассалами папы, позиции папства были упрочены в Дании, Польше и некоторых других странах. Стремление к мировому господству побудило Иннокентия III призвать в 1198 году "всех верных" к 4-му крестовому походу; Иннокентий III фактически не препятствовал изменению его направления в сторону Византии и взятию Константинополя (1204), рассчитывая подчинить греко-православную церковь римско-католической и утвердить свое влияние в Латинской империи. Вел беспощадную борьбу с ересями. Положил начало организации инквизиции. В 1209 году выступил инициатором крестового похода против альбигойцев в Южной Франции. Пытаясь подчинить всю Восточную Европу католической церкви, Иннокентий III активно содействовал агрессии немецких феодалов в Прибалтику и насильственной христианизации местного населения: в 1202 году он санкционировал основание Ордена меченосцев для завоевания Ливонии, в 1215 году организовал крестовый поход немецких рыцарей против пруссов. Превратил возникшие в этот период нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев в мощное орудие усиления папства. Подавлял стремление духовенства отдельных стран к самостоятельности, стремился замещать вакантные церковные должности своими ставленниками. Значительно расширил количество поборов, взимаемых с европейских стран в пользу римской курии. Деятельность Иннокентия III, тормозившая историческое развитие стран Европы, носила крайне реакционный характер.

Роджэр Бэкон (ок. 1214—1294г.) — английский ученый и философ. Представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов.Основные произведения: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и др. Полагал, что существуют разные способы познания: авторитет, опирающийся на рассуждение, и опыт, основывающийся на знании. Считая «опытную науку» «владычицей умозрительных наук», Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет улучшить свою жизнь. Он объединил в рамках философии математику, физику, астрономию, алхимию, медицину и этику. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его, по мнению Бэкона, образцом для других наук. Выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии. Выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками

Учение Бэкона было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.

Саади — ирано-персидский поэт, философ-моралист, представитель практического направления суфизма. Его полное имя — Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази. Он был уроженцем города Шираз, где примерно в 1205 г. появился на свет в семействе муллы. Поэт взял себе псевдоним Саади в честь Фарса Саада ибн Занги - атабека, принимавшего участие в его воспитании (отец Саади служил ему). Благодаря его покровительству Муслих стал учеником медресе в Багдаде. Его наставниками были суфийские шейхи, от которых будущий философ старался перенять идеалы аскетизма. Однако поэзия той поры пронизана любовью к самым разным сторонам жизни. В 1226 г. Саад ибн Занга был низвержен с престола после нашествия на Иран монголов, и на протяжении 30 лет поэту доводилось оказываться в самых разных странах и краях. Этот период его жизни был полон всевозможных превратностей судьбы. Например, известно, что ему пришлось принять зороастризм в Индии, чтобы спасти свою жизнь. Саади 14 раз был в Мекке. Прекрасно зная классический арабский язык, он проповедовал в Баальбеке и Дамаске, но стремление к уединению заставило его поселиться под Иерусалимом в пустыне. Он оказался в плену у крестоносцев, после чего его выкупил некий состоятельный человек, насильно женивший философа на некрасивой дочери. Семейная жизнь с ней заставила Саади спасаться бегством в Северную Африку. В Шираз он попал только в 1256 г., где остаток жизни провел под покровительством сына скончавшегося Саада. Богатый жизненный опыт лег в основу многочисленных прозаических и поэтических сочинений. В 1257 г. правитель Шираза получил от него в дар поэму «Бустан» — стихотворное изложение постулатов суфийской этики и философии. В суфийской литературе это произведение стало одним из величайших. Покровителю была посвящена и появившаяся в 1258 г. поэма «Гулистан» с похожим содержанием, но написанная более простым языком. Это произведение до сих пор пользуется огромной популярностью и считается классикой персидско-таджикской литературы, равно как и его «Книга Сахиба». Также Саади является автором наставлений религиозно-философского характера, любовных газелей и др. Скончался он в 1292 г.

Фома Аквинский (1225 – 1274) – один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля. Родился в конце 1225 или начале 1226 года в замке Роккасекка, родовом замке близ Аквино, в Неаполитанском королевстве.

Фома получил прекрасное образование. Сначала в монастыре бенедиктинцев в Монте-Кассиноон проходит курс классической школы, давшей ему превосходное знание латинского языка. Затем он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Аквинат принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте-Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Приняв постриг в монахи, он отправляется учиться в Парижский университет, где слушает лекции Альберта Больштедта, прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Следуя за Альбертом, Фома четыре года посещает лекции в Кёльнском университете. Во время занятий он не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги прозвали его Немым Быком.

По возвращении в Парижский университет Фома последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Начался наиболее плодотворный период в его жизни. Он выпускает ряд теологических трудов, комментариев к Священному писанию и начинает работу над «Суммой философии».

В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, так как Святой престол усмотрел в нем человека, который должен был выполнить важную для церкви миссию, а именно дать трактовку «аристотелизма» в духе католицизма. Здесь Фома завершает «Сумму философии», пишет другие научные работы и приступает к написанию главного труда своей жизни «Суммы теологии».

В этот период он ведет полемику против консервативных католических теологов, яростно отстаивая основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

Во время поездки для участия в созванном папой Григорием Х соборе, проходившем в Лионе, он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых. В 1567г. он был признан пятым «Учителем церкви», а в 1879 г. специальной энцикликой Папы римского учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».

Чингисхан - (1155 (1162) – 25 августа 1227) – основатель Монгольской империи, великий хан. Выдающийся полководец-завоеватель, организовавший военные походы в земли Китая, Кавказа, Средней Азии и Восточной Европы. В биографии Чингисхана есть немало удивительных моментов, которые характеризуют его как очень яркую, мощную личность.

Чингисхан родился в 1155 или 1162 г., в урочище Делюн-Болдок, на берегу реки Онон. При рождении ему было дано имя Тэмучин. Когда мальчику исполнилось 9 лет, он был сосватан с девочкой из рода унгират, Борте. Он долгое время воспитывался в семье своей невесты. Когда Тэмучин стал подростком, его дальний родственник, вождь тайчиутов Тартугай-Кирилтух объявил себя единовластным степным властелином и начал преследовать соперника. После нападения вооруженного отряда, Тэмучин был взят в плен и долгие годы провел в мучительном рабстве. Но вскоре ему удалось бежать, после чего он воссоединился со своей семьей, женился на нареченной и вступил в борьбу за власть в степи.

В самом начале XIII столетия Тэмучин, совместно с Ван-ханом, выступил в поход против тайджиутов. Через 2 года он предпринял самостоятельный поход против татар. Первое самостоятельно выигранное сражение способствовало тому, что тактические и стратегические умения Тэмучина были оценены по достоинству.

В 1207 г. Чингисхан, приняв решение обезопасить границу, захватил тангутское государство Си-Ся. Оно располагалось между государством Цзинь и владениями монгольского владыки. В 1208 г. Чингисхан захватил несколько хорошо укрепленных городов. В 1213 г., после захвата крепости в Великой Китайской стене, полководец осуществил вторжение в государство Цзинь. Пораженные мощью атаки, многие китайские гарнизоны сдавались без боя и переходили под начальство Чингисхана.

Весной 1220 г. Чингисхан завоевал Самарканд. Пройдя через Северный Иран, он осуществил вторжение на юг Кавказа. Далее войска Чингисхана пришли на Северный Кавказ.

Весной 1223 г. состоялось сражение монголов с русскими половцами. Последние потерпели поражение. Опьяненные победой, войска Чингисхана сами потерпели поражение в Волжской Булгарии и в 1224 г. вернулись к своему владыке.

Весной 1206 г. Тэмучин был провозглашен великим ханом. Там он “официально” принял новое имя – Чингиз. Самое важное, что сумел сделать великий хан – это не его многочисленные завоевания, а объединение враждующих племен в мощную Монгольскую империю. Благодаря Чингисхану была создана курьерская связь, организована разведка и контрразведка. Были осуществлены экономические реформы. Нет точных данных относительно причины смерти великого хана. По некоторым данным, он внезапно скончался в начале осени 1227 г., из-за последствий неудачного падения с коня. По неофициальной версии, старый хан ночью был зарезан молодой женой, которая была силой отнята им у молодого и любимого супруга.

2. Подготовьте проект «Честь и слава Отечества». С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подберите материал о выдающихся полководцах и других защитниках Отечества, о которых идёт речь в учебнике. Составьте список персоналий с кратким описанием заслуг каждого. Подготовьте подробное сообщение об одном из них (на выбор). Проект может быть групповым (количество подготовленных сообщений будет соответствовать числу участников проекта). Сообщения могут быть красочно оформлены и переданы в кабинет истории.

Рюрик — После смерти братьев князь Рюрик объединил все эти земли, сделав столицей Новгород. Северные племена прекратили междоусобие, доверившись центральной власти и суду княжьих наместников. Как словене в Новгороде приняли Рюрика, так «мужи» его стали судить кривичей в Полоцке, весь — в Белоозере, мерю — в Ростове и мурому — в Муроме.

Олег – объединил племена, жившие на пути «из варяг в греки». Совершил несколько походов на Византия, в результате которых смог заключить выгодные для Руси договоры. На ворота Константинополя прибил свой щит.

Игорь — при этом князе русские владения расширись и подошли вплотную к границам Хазарского каганата и византийским колониям в Крыму и При-черноморье.

Ольга — для населения были установлены твёрдые размеры дани и места, куда она ежегодно должна была свозиться самим населением. Это способствовало установлению порядка внутри страны и укреплению государства. Всюду княгиня устанавливала единые порядки, законы и налоги, приказывала строить укреплённые пункты и дороги. Новое государственное устройство Ольга сумела распространить на все подвластные ей земли Руси.

Святослав – подчинил вятичей и Тмутараканское княжество. Это способствовало дальнейшему укреплению Руси.

Владимир — при нем было завершено объединение восточнославянских земель. В 988 г. принял христианство и крестил Русь.

Ярослав Мудрый — эпоха его княжения — это взлёт, расцвет Древнерусского государства. Именно с именем Ярослава связано превращение Руси в одну из наиболее влиятельных стран средневековой Европы. Автор «Русской Правды».

Владимир Мономах — Он был прекрасным полководцем, успешно оборонявшим Русь, дальновидным политиком и дипломатом. При Владимире Мономахе раздоры князей прекратились, единство Руси было восстановлено, распри бояр утихли.

Юрий Долгорукий — в годы его правления небольшое Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширную, богатую и независимую державу на северо-востоке Руси.

Андрей Боголюбский – в его правление Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а в последствии стало ядром современного Российского государства.

Евпатий Коловрат – придя в Рязань и увидев что город разрушен, бросился с воинами вслед за противником, где вступил с ними в битву. Нанес монголам большой урон.

Филипп Нянька – возглавлял оборону Москвы от монгольских войск.

Петр Ослядюкович – руководил обороной Владимира во время монгольского нашествия.

Юрий Всеволодович – сражался с монгольскими войсками на р. Сить.

Воевода Дмитрий – организовал оборону Киева от монгольских войск.

Александр Невский – великий полководец. Смог остановить нашествие рыцарей на Русь. Разгромил их в битве на Неве в 1240 году и на чудском озере в 1242 г.

Иван Калита – смог добиться укрепления Московского княжество. Получил от Орды право собирать дань вместо баскаков. В его правление митрополит переехал в Москву. Сделал Москву религиозным центром Руси. Расширил границы княжества. Изменил принцип престолонаследия – от отца к старшему сыну.

Дмитрий Донской – закончилось давнишнее соперничество между Тверью и Москвой в пользупоследней. В 1378 г. на реке Воже (недалеко от Переяславля-Рязанского) князю Дмитрию удалось заманить войско ордынцев в ловушку и полностью разгромить его. Кроме рядовых воинов, погибло пять татарских царевичей. Это была первая крупная победа русского войска над Золотой Ордой. Смог объединить русские земли против монголов. В 1380 г. русские войска под его руководство разгромили войска Мамая на Куликовом поле.

Дмитрий Боброк Волынйский - в 1380 году Дмитрий Михайлович был воеводой засадного полка в Куликовской битве, решившего её судьбу.

Василий I - при Василии I продолжало расти феодальное землевладение. С усилением власти великого князя происходили изъятие из ведения феодалов части судебных дел и передача их в руки великокняжеских наместников и волостелей.

В 1392 Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397—1398 — Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. Предпринял две неудачные попытки отобрать силой у Новгорода Двинскую землю.

В 1416 году Василий утвердил дружеские отношения с пронским князем Иваном Владимировичем, женив своего сына Ивана на его дочери.

Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I московское княжество не ощутило каких-либо внутренних потрясений. За этот период времени Москва лишь однажды, в 1408 году, подверглась нашествию сил Орды, но Едигей так и не смог взять город.

Василий II - Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате ряда походов в 1441—1460 усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Новгородской земли, Пскова и Вятской земли. По приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона (1448 год). Его посвятил в митрополиты не константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало началом независимости русской церкви от константинопольского патриархата.

Иван III - Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. Под рукой великого князя были объединены: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Москвы Тверское княжество, Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества, Вятская земля. После успешных войн с Великим княжеством Литовским власть Великого князя всея Руси распространилась на Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.

Василий III Иванович - при нем завершился процесс образования централизованного государства. Была создана единая государственная идеология, способствующая объединению страны. Церковь продолжала играть важную роль в государстве. Значительно усилилась великокняжеская власть. Произошло дальнейшее совершенствование системы государственного управления, появился новый орган власти – Боярская дума. Князь вёл удачную политику на западе, были присоединены многие западные земли. Всеми силами сдерживал набеги крымского и казанского ханов, сумел договориться с ними о мире. Значительно укрепился международный авторитет России. Со многими странами велись торговые отношения.

3. Подготовьте проект на тему «Повседневная жизнь разных слоев населения в XIV—XVI веках». Соберите информацию о воспитании и образовании, моде мужчин и женщин, быте. Сравните образ жизни наших предков и европейцев. Результаты проекта оформите в виде презентации.