§ 22. Церковь и государство в конце XV — начале XVI века

Подробное решение парараф § 22 по истории для учащихся 6 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 2012



Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

Предавали суду инквизиции (пытали и казнили).

Проверяем свои знания

1. Как изменилось положение Русской православной церкви? Какие последствия это имело?

В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: впервые русский митрополит был избран в Москве на соборе (собрании) русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. Им стал рязанский митрополит Иона. А после падения в 1453 году Константинополя выборы митрополита стали внутренним делом Русской православной церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Авторитет Русской православной церкви возрос. Но эти события имели ещё одну сторону: отныне Русскую церковь возглавлял не посланник из Византии, а подданный русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.

2. Что было характерно для монастырской жизни?

В XV веке монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество новых обителей в разных местах страны. В этот же период стали резко заметны различия между обителями. Одни из них были сказочно богаты, имели крупные земельные владения, занимались торговлей и ростовщичеством. Другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели аскетический образ жизни.

Обогащались монастыри во многом за счёт пожертвований верующих.

Крупные средства монастырь тратил на благотворительность и строительство новых храмов.

3. Почему центром еретических движений был Новгород?

Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью, потому что новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела.

4. В чём суть ересей стригольников и жидовствующих? Почему столь сурово расправились с жидовствующими?

Стригольники отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо.

Жидовствующие использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Они утверждали, что Христос был только пророком, а не Сыном Божьим. Они отрицали Святую Троицу; выступали против поклонения иконам и крестам, рассматривая это как пережиток языческого идолопоклонства. Они утверждали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, и потому возведение храмов считали бесполезным занятием. Особой критике еретики подвергали монахов, доказывая, что образ жизни, который они ведут, не является богоугодным делом, и потому монахам совершенно неведома истинная вера.

К жидовствующим еретикам православное духовенство отнеслось непримиримо. Ведь они не только выступали против Русской церкви, но и боролись за изменение православных основ всей русской жизни, пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки.

5. Какие проблемы были в центре церковных споров?

В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. В центре разногласий встал вопрос о церковных богатствах.

Группировку церковников, получившую название нестяжатели, настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Они считали также, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Некоторые нестяжатели выступали за сильную великокняжескую власть, справедливо полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин.

Другие церковные деятели — иосифляне, защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь — к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит, власть царя только отражение власти патриарха.

Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне пересмотрели своё отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков.

6. Что стало причиной появления теории «Москва — Третий Рим»?

Митрополит Зосима в одном из церковных трудов н сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновывал мысль о том, что Москва превратилась в новый Константинополь — «новый Иерусалим». Прославил Бог Константина, писал Зосима, а теперь «родственника его, в православии просиявшего, благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинополю — Москве». Сочинение Зосимы вскоре было переработано в Троице-Сергиевом монастыре, где Москву сравнивали с «новым Римом».

Эта идея была положена в основу теории «Москва — Третий Рим». Наиболее полно она была сформулирована монахом одного из псковских монастырей Филофеем в посланиях Василию III.

7. Каковы были взаимоотношения между властью и церковью в конце XV — начале XVI века?

Русскую церковь возглавлял теперь подданный государя, что допускало его вмешательство в церковные дела. В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но позже иосифляне заявили о первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Василий III поддержал иосифлян.

Учимся быть историками

1. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из российских монастырей.

2. Исследуйте происхождение выражения «подвести под монастырь».

В монастырь уходили, потерпев серьезную жизненную неудачу или финансовый крах. Там замаливали грехи и давали обет безбрачия. Если поступки, совершенные в миру, были слишком серьезным, замаливать их приходилось долго и мучительно. Сейчас, если кто-то кого-то «подводит под монастырь» - значит, откровенно «подставляет», навлекает неприятности.

Документ

1. Назовите причину низложения митрополита, присланного Византией.

Причиной стало заключение митрополитом Исидором унии между западной и восточной церквями.

2. Чем Иван III мотивировал необходимость выбора митрополита из числа русских священнослужителей?

«Требование это мотивировалось дальностью пути, непроходимостью дорог в Византию, нашествием татар».

3. Каковы были истинные мотивы?

Разногласия внутри восточной церкви, в частности принятием Константинополем унии с католической церковью.