§ 27. И снова Европа

Подробное решение параграф § 27 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016



1. Гибель Византии.

Как вы думаете, в чём причины гибели Византийской империи?

Причины гибели Византийской империи:

1. Нападение чужеземных захватчиков;

2. Экономический упадок Византии, бедственное положение жителей;

3. междоусобные войны внутри страны;

3. ослабление империи после крестовых походов, отсутствие помощи со стороны западных государств.

2. Конец мира? Конец эпохи?

1. Как изменилась карта Европы к концу XV в. (с. 240 – 241)?

К концу 15 века на карте Европы появились Франция, Италия, Испания, Португалия в границах близких к совеременным. С карты исчезла Византия, которую захватила Османская империя.

2. Что изменилось в отношении людей к окружающему миру?

Люди стали бояться нашествия османов, эта новость передавалась от одного человека к другому. Жители Европы стали ожидать «конца Света».

3. Начало эпохи Возрождения в Италии.

1. Как вы можете объяснить понятие «гуманизм»? Что необычного было во взглядах гуманистов для Средневековья?

Гуманизм – это любовь к человеку, изучение его природы, прославление его достоинства и доблести. Необычным было обращение к истории античного мира, а не к Библии. Гуманисты предложили невиданный в Средние века идеал – разносторонне образованного свободного человека, обладателя всевозможных личных достоинств и доблестей, хозяина своей жизни, способного добиваться заслуженного успеха. Этот идеал оказался привлекателен не только для образованных горожан, но и для знати, и даже для многих служителей Церкви.

2. Сравните иллюстрации учебника, на которых представлены произведения искусства Средних веков и Раннего Возрождения. В чём отличия между ними, есть ли общее?

В искусстве средневековье: в центре мира - Бог. Человек отходит на второй план как исполнитель Божьей воли. Искусство Средневековья характеризуется скудностью изобразительных средств, простотой изображения, повышенным вниманием к духовному, телесное отходит на второй план, символичность, отсутствие реализма.

В искусстве возрождение: в центре мира - Человек как личность. Библейские сюжеты отходят на второй план. Яркость красок, возврат у античности. Произведения создаются с учётом перспективы в сочетании с гуманистическими идеалами и воззрениями. Цель - создать гармоничное произведение искусства.

4. Ветер странствий.

Объясните, как географическое положение Португалии способствовало возникновению интереса к далёким путешествиям.

Португалия на юге и западе омывается Атлантическим океаном, что способствовало мореплаванию.

5. Рождение Испании.

Каковы причины заинтересованности испанцев в поиске новых земель?

Новые земли нужны были испанцам для обогащения, для того, чтобы привести золото и иные товары (в основном специи), которые можно было продать и заработать.

Вопросы в конце параграфа.

1. В чём состояло эпохальное значение изобретения Иоганна Гутенберга?

Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок и книгопечатание, что привело к началу новой эпохи в деле сохранении и передачи знаний и идей.

2. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) сказал, что «облик и состояние целого мира» изменили, наряду с книгопечатанием, ещё два великих изобретения: компас и порох. Объясните его слова. Могут ли изобретения сами по себе «изменять мир»?

Само по себе любое изобретение – это неодушевленная вещь. Изменить мир могут только люди, которые найдут применения этой вещи, у уже в процессе ее использования начнут происходить преобразования в жизни общества.

3. В чём вы видите отличия культуры Возрождения от культуры предшествующих столетий?

Основное отличие Возрождения от культуры предшествующих столетий – это гуманизм и обращение к человеку, его природе. В период Возрождения гуманисты предложили невиданный в Средние века идеал — разносторонне образованного свободного человека, обладателя всевозможных личных достоинств и доблестей, хозяина своей жизни, способного добиваться заслуженного успеха.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. Сравните приёмы книгопечатания, использованные Гутенбергом, с приёмами китайского книгопечатания.

В Китае иероглифы вырезались на доске, покрывались краской и потом отпечатывались на ткани или бумаге. Со временем китайцы научились делать штампы для отдельных иероглифов из дерева, глины, а позже металла. Из одних и тех же штампов легко «собирались» самые разные тексты.

В Европе использовались схожие приемы: буквы также отливались из металла и из них набирался нужный текст, который отпечатывался на бумаге.

2. Почему создание первого печатного станка обошлось в очень большую сумму денег, но затем изобретение Гутенберга с лёгкостью было перенесено «ко всем народам»?

Потому что все новые идеи в Средневековье трудно было осуществить – для этого требовалась и смелость, и деньги, но после первого издания книг, люди поняли, сколько пользы приносит печатный станок и насколько он упрощает процесс и стоимость выпуска книг. Изобретение Гутенберга переносилось через рабочих, которые участвовали в процессе набора букв.