§ 20. Тяжкие времена

Подробное решение параграф § 20 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016



1. Голод и «чёрная смерть».

Почему многие люди полагали, что во время эпидемии правильнее всего заниматься покаянием?

Потому что люди не знали причин болезни, не знали как ее лечить и единственное спасение видели в молитве и покаяния, чтобы Бог простил все людские грехи.

2. От натурального хозяйства – к товарному.

Почему с переходом к товарному хозяйству менялись повинности крестьян и их отношения с сеньорами?

Потому что если раньше сеньорам нужны были от крестьян продукты питания, то сейчас сеньоры хотели получить деньги, чтобы купить ремесленные изделия, а также иные продукты. Нуждаясь в деньгах для покупки изделий ремесленников и восточных товаров, сеньоры всё чаще заменяли барщину денежным оброком. Чтобы собрать такой оброк, крестьянин должен был продать на рынке хотя бы часть того, что он вырастил. Натуральное хозяйство уступало место товарному, ориентированному на рынок. С переходом от натурального хозяйства к товарному было тесно связано освобождение крестьян от личной зависимости. Это давало выгоду и господам, и крестьянам. Те работы, которые раньше выполняли зависимые крестьяне, стали делать наёмные работники.

3. Крестьянские войны.

1. Почему историки называют восстания XIV в. «крестьянскими войнами»?

Потому что в это были не просто мелкие выступления крестьян, а масштабные мятежи за свободу. Во время восстаний во Франции и Англии погибало огромное количество людей, крестьяне разрушали замки сеньоров, убивали их самих и т.д.

2. Как такие восстания могли быть связаны с переменами в хозяйстве?

Переход к товарному хозяйству вызывал необходимость у крестьян избавиться от личной зависимости и получить свободу действий, для того, чтобы иметь возможность изготавливать и продавать любые продукты/товары.

4. «Авиньонское пленение пап».

На какой эпизод библейской истории намекает выражение «авиньонское пленение»?

Выражение «авиньонское пленение» намекает на Вавилонсое пленение иудеев и их переселение из Иерусалима в VI в до н.э.

5. Великая схизма.

Перечислите причины утраты папами былого авторитета.

1. Усиление власти светских государств;

2. Раскол Католической церкви, нежелание двух пап договорится.

6. Долгая война.

Попробуйте объяснить причины усиления роли пехоты и ослабления рыцарской конницы.

Основной причиной усиления роли пехоты стало изобретение огнестрельного оружия в XIV в., против которого ни рыцарские латы, ни замки уже не обеспечивали хозяевам надёжно защиты. Теперь пехота из свободных крестьян и горожан стала грозной силой, способной побеждать рыцарей.

7. Французский народ – за французского короля.

Составьте подробный рассказ о роли Жанны д'Арк в войне против англичан и о том, что значит её имя для французов сегодня.

Жанна д'Арк – одна из самых известных фигур Столетней войны (1337-1453). Ко времени вступления на престол короля Карла VII (1422) Франция оказалась в критическом положении – вся северная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайне ослабленной, вставал вопрос о независимости французского государства. Ключевым моментом стала осада англичанами Орлеана (1428).

Взятие этой крепости открывало им почти беспрепятственное продвижение на юг. В этот момент и появилась крестьянская девушка Жанна д'Арк, уверявшая, что слышит голоса святых, которые побуждали ее к военному подвигу и обещали ей свою помощь.

Жанне удалось убедить в своей освободительной миссии военных, она получила военный отряд и, поддерживаемая опытными военачальниками и народной верой, нанесла несколько поражений англичанам. Осада Орлеана была снята.

Слава и влияние Жанны выросли чрезвычайно. По ее настоянию Карл торжественно короновался в Реймсе. Предпринятая, однако, Жанной попытка штурма Парижа кончилась неудачно.

Жанна д'Арк была захвачена в плен в 1430 г. и предана церковному суду. По настоянию англичан она была обвинена в колдовстве, признана виновной и сожжена в Руане 30 мая 1431 г. Через 25 лет ее дело было пересмотрено, она была признана невинно осужденной, а в 1920 г. причислена к лику святых.

8. После войны.

Почему такими различными оказались последствия Столетней войны для Франции и для Англии?

Причиной этого было, что Франция вышла победителем в войне и отстояла свою независимость, что доказало могущество короля и привело к централизации власти, а Англия проиграла войну, что вызвало сомнение в силе королевской власти и борьбу за нее между двумя родами.

9. Дела церковные.

Составьте подробный рассказ о жизни, учении и гибели Яна Гуса и о том, что значит его имя для чехов сегодня.

Ян Гус – национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419 – 1434).

Ян Гус родился в городке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.

С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.

Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

• Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

• Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

• Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

• Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.

• Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Уиклифа, среди сторонников Уиклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов.

В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 г. он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!». А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то – Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в 1915.

Ян Гус оставил обширное литературное наследие, внёс большой вклад в разработку литературного средневекового чешского языка и кодификацию чешской орфографии.

Вопросы в конце параграфа.

1. Проанализируйте события XIV – XV вв. и подумайте, что изменилось: а) в повседневной жизни европейцев; б) в положении разных групп средневекового общества; в) в военном деле; г) в важнейших королевствах Европы; д) в положении Католической церкви.

А) изменения в повседневной жизни европейцев:

В 14 веке в повседневной жизни жителей Средневековья постоянно происходили эпидемии. Но это не помешало произойти переходу от натурального хозяйства к рыночному. Активно развивались города, ремесло и торговля.

б) изменения в положении разных групп средневекового общества;

Крестьяне получили личную свободу, появились наемные рабочие, рыцари стали исчезать, их заменила пехота.

в) изменения в военном деле;

Усиление роли пехоты в следствие изобретения огнестрельного оружия в XIV в., против которого ни рыцарские латы, ни замки уже не обеспечивали хозяевам надёжно защиты. Теперь пехота из свободных крестьян и горожан стала грозной силой, способной побеждать рыцарей.

г) изменения в важнейших королевствах Европы;

Франция превратилась после Столетней войны (1357 – 1453) в мощное централизованное государство. В Англии к концу 15 века также была восстановлена единая королевская власть во главе с династией Тюдоров.

д) изменения в положении Католической церкви.

Католическая церковь потеряла свой авторитет вначале в войнах с французским королем, а позже в войнах с еретиками и перестала быть самой могущественной организацией..

2. Чем были недовольны и чего добивались крестьяне, поднимавшие восстания в разных странах Европы?

Крестьяне были недовольны личной зависимостью от сеньора, большими налогами и суровыми наказаниями и добивались получения свободы.

3. Чем объяснить поражение папской власти в борьбе с королями Франции, хотя ранее папам удалось взять верх над германскими императорами?

Во-первых, тем, что к 14 веку Франция стала могущественным централизованным государством, способным противостоять Католической церкви.

Во-вторых, внутри самой церкви наблюдалось возникновение ересей, которые подрывали ее авторитет и заставляли тратить средства на борьбу с ними.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. На основании приведённых документов определите цели восставших. Против кого выступали крестьяне и почему они действовали с такой жестокостью?

Крестьяне хотели освободиться от власти сеньоров и получить независимость, воевали они против графов, баронов и т.д., которым подчинялись до этого. Причиной такой жестокости со стороны крестьян было такое же отношение сеньоров к ним в прошлом.

2. Какое отношение к крестьянам звучит в обращении короля? По каким причинам королям и сеньорам все же приходилось облегчить положение крестьян?

Король озвучивает, что никогда крестьяне не будут равными сеньорам, а всю жизнь были и будут крестьянами, а также будут сурово наказаны за свои мятежи. Но королю и сеньорам приходилось идти на уступки по причине частоты и массовости выступлений крестьян.