Вопросы и задания к разделу I

Подробное решение параграф Вопросы к разделу 1 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016



1. Начертите в тетрадях линию времени и отметьте на ней начало и окончание периода раннего Средневековья – падение Западной Римской империи и конец X в. Сколько лет и веков продолжалось раннее Средневековье?

Начертите в тетрадях линию времени и отметьте на ней начало и окончание периода раннего Средневековья – падение Западной Римской империи и конец X в. Сколько лет и веков продолжалось раннее Средневековье?

2. Отметьте на линии времени даты, которые вы считаете наиболее важными в истории раннего Средневековья. На какие века приходятся эти даты? Какое столетие наиболее «богато» важными событиями? Как вы думаете, почему?

На линию времени наносим даты:

486 – завоевание Галлии Хлодвигом. Начало правления династии Меровингов – 5 век.

622 – жиджра Мухаммеда – 7 век.

732 – битва при Пуатье – 8 век.

800 – провозглашение Карла Великого императором – 8 век.

843 – Верденский раздел Франкской империи – 9 век.

962 – провозглашение императором Оттона I – 10 век.

987 – избрание Гуго Капета королём. Начало династии Капетингов во Франции – 10 век.

Больше всего богатыми на события было 9-10 века, когда происходил процесс постепенного образования государств.

3. В какой части мира процесс образования новых государств шёл активнее всего? Почему именно там?

Наиболее активно процесс образования государств шел в Западной Европе. Я думаю, это связано с тем, что там сохранились традиции государственности Римской империи, которые смешались с обычаями германских племен и ускорили процесс формирования королевской власти и государств.

4. Кого бы вы отнесли к великим людям раннего Средневековья? Что в их судьбе и делах привлекло ваше внимание? Что можно найти между ними общего, а что различного? Какие черты их характера и поступки вы одобряете, а какие — нет? С помощью Интернета и дополнительных материалов подготовьте рассказ об одном из них.

К великим людям раннего Средневековья я бы отнес: Юстиниан I, Теодориха Великого, Мухаммад, Хлодвиг, Карл Великий, Вильгельм Завоеватель и др.

Все эти люди добились славы благодаря завоеванию территорий, укреплению государств, объединению разрозненных племен/народов. Различным были способы достижения цели, некоторые действовали силой, а некоторые создали новую идеологию, способную объединить племена (Мухаммад).

В их характерах можно отметить смелость и отвагу, но большинство из них были очень жестокими, что требовало то время.

О Хлодвиге I

Основатель франкского могущества Хлодвиг I стал королём салических (западных) франков около 481 г., всего 15 лет от роду. Франки владели тогда лишь сравнительно небольшой областью, которая включала в себя современную Бельгию и соседние территории Германии и Нидерландов.

Центр нынешней Франции с Парижем (римской Лютецией) был самостоятельным владением римского наместника Сиагрия. В 486 г. Хлодвиг вторгся в это государство и победил Сиагрия в бою. Завоевание подвластных тому земель растянулось, правда, не на один год. Многие города долго выдерживали франкскую осаду, но Хлодвиг всё же покорил их все один за другим. Сиагрий бежал к вестготскому королю Алариху II, однако франки добились его выдачи. По приказу Хлодвига Сиагрий был казнён.

Уже после этого первого успеха Хлодвига область франков превратилась в одно из самых сильных германских королевств, возникавших тогда на развалинах Западной Римской империи. Хлодвиг вскоре женился на дочери бургундского короля, Клотильде. Клотильда была ревностной христианкой и стала склонять мужа-язычника принять веру Иисуса.

К востоку франкских владений находилась область диких и хищных алеманнов. Хлодвиг начал войну и против них. В решающей битве с алеманнами при Толбиаке (496 г.) победа долго колебалась. По преданию, в разгар сражения Хлодвиг дал обет, что перейдёт в христианство, в случае если одолеет врагов. Ему удалось выиграть бой, и он вместе с тремя тысячами других франков принял крещение от реймсского архиепископа Ремигия. Неизвестно, насколько можно верить этой легенде. К перемене религии избранную часть франкской знати и Хлодвига, скорее, могла склонить необходимость более тесного сближения с жителями завоёванных ими частей Галлии, которые в большинстве были христианами. Ещё одной причиной было обаяние более высокой римской цивилизованности, которая в последние век-полтора перед этим стала связываться именно с христианской верой.

Обратившиеся же в христианство франки устранили вероисповедное различие между собой и подвластным «римским» населением. Религиозное единство с подданными не только укрепляло их власть над уже занятыми областями, но и должно было помочь их расширению – прежде всего путём войны с вестготами.

Около 500 года Хлодвиг вмешался в дела Бургундии и одно время заставил тамошнего короля Гундобальда платить франкам дань. В 506 он вторгся в Южную Галлию, которая тогда принадлежала вестготам. Этому своему походу Хлодвиг придал вид религиозной войны против еретиков-ариан. Православные римские жители Южной Галлии стали на сторону франков, а Хлодвиг строго запретил своим солдатам грабить их. Поход Хлодвига был весьма успешным. Вестготский король Аларих II погиб. Почти вся юго-западная Галлия (Аквитания) была отнята у вестготов и присоединена к Франкскому королевству.

Его границы сблизились теперь с итальянским государством остготов, которым правил знаменитый Теодорих Великий. Франки едва не столкнулись с остготами в борьбе за Прованс. Хотя этот конфликт был разрешён мирно, враг остготов, византийский император Анастасий, поспешил заключить союз с Хлодвигом и присвоил ему почётное звание консула. Императорский авторитет стоял во всём римском мире очень высоко, и получить из Константинополя такой титул было делом очень престижным. Находившийся тогда в Туре Хлодвиг торжественно проехал по этому городу в консульской одежде, бросая деньги в народную толпу.

Государство Хлодвига достигло теперь огромных размеров и силы. Ранее ему подчинялся лишь салический отдел франков, да и то, вероятно, не весь. Но теперь, одновременно с завоеваниями на юге, Хлодвиг стал объединять вокруг себя и другие отрасли франкского племени. Он не гнушался при этом ни коварством, ни жестокостью. Король рипуарских (восточных) франков, Сигиберт, был, по интригам Хлодвига, убит собственным сыном. Затем убийца-сын пал от рук подосланных Хлодвигом людей. Подобным же образом было погублено и ещё несколько мелких франкских областных владык. Вокруг Хлодвига мало-помалу сплотился весь соплеменный ему народ.

Обращение в христианство мало повлияло на характер Хлодвига, который до самой смерти сохранил грубые и безжалостные германско-варварские привычки. Он прославился не только как завоеватель, но и как внутренний устроитель государства. Считается, что именно при Хлодвиге была сделана запись традиционных франкских законов – так называемая Салическая правда. При нем был созван и первый во франкском королевстве церковный собор в Орлеане. Хлодвиг усилил и власть короля над дружиной, которая доселе была довольно слабой. Хрестоматийно известным стал случай, когда он собственноручно убил на военном смотру за «плохую заботу об оружии» воина, который раньше воспротивился отдаче королю сверх законной доли одной захваченной на войне драгоценной чаши. Этим убийством Хлодвиг возбудил ужас в других солдатах и сделал их послушнее себе. Столицей франкского государства в последние годы его правления стал Париж.

Хлодвиг умер в 511 году. Его деяния лучше всего описаны в «Истории франков» Григория Турского. После смерти Хлодвига государство было разделено между четырьмя его сыновьями. Позже оно не раз соединялось и снова распадалось, продолжая расти в размерах.

5. Какие памятники культуры раннего Средневековья сохранились в современной Европе? Что из историко-культурного наследия раннего Средневековья вы хотели бы увидеть своими глазами? С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об этих памятниках культуры.

От эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, а большинство светских произведений погибло. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности: в Византии они были выходцами из крупной аристократии, не чуравшейся светской образованности, и это не могло не накладывать определенного отпечатка на характер заказываемых ими произведений.

Сохранился: церковные монастыри, росписи и мозаики на стенах, захоронения германских королей.

Искусство раннего средневековья на Западе.

В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, остготов, кельтов и др.) в Западной и Центральной Европе совершался сложный процесс взаимопроникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя.

Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании

При остготах утвердился тип базилики, оказавшейся наиболее приспособленной к задачам христианского богослужения.

Раннехристианские базилики. Это трехнефная базилика без трансепта, с открытым наружу нартексом. Подобно более старым базиликам, она имела плоские деревянные перекрытия. Ее высоко поднятый над боковыми средний неф освещался окнами, расположенными под крышей. Такова же конструкция и другой базилики, построенной при остготах в Раввене в 534 – 549 гг.,—церкви Сант Аполлинаре ин Классе. При остготах строили также здания иных типов. Важнейшим из них является центрическое сооружение — церковь Сан Витале в Равенне, заложенная в 526 и завершенная в 549 г.

Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526 – 530 гг. Стоящая неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, она своей монументальностью производит впечатление суровое и сильное. Гробница представляет собой двухэтажное центрическое сооружение: нижний этаж в плане десятиугольный, с диаметром 13,5 м; верхний — круглый, несколько меньшего диаметра, так что над первым образуется наружный обход шириной 1,2 м. Нижний этаж заключает внутри крестообразную в плане усыпальницу, перекрытую сводами, как и в мавзолее Галлы Плапидии. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).

Если с внешней стороны гробница Теодориха как будто повторяет обычную в античном мире форму мавзолея, то, по существу, в ее художественных особенностях уже выражен новый тип архитектурного мышления, отвечавший суровой Эпохе переселения народов. Внутри здания стройные пропорции античного центрического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильную форму.

Лангобарды, приняв участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на Италию и в 568 г. завоевали большую ее часть, но осели главным образом в Северной Италии. Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Это небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне.

В отличие от базилик, строившихся ранее, церковь Сан Джорджо имела перекрытую полукуполом абсиду также с западной стороны, то есть со стороны входа.

Другая особенность заключается в том, что здесь намечается применение различных по типу опор. В западной части использованы четырехугольные столбы, тогда как в восточной части применены и колонны. Капители колонн, которые в то время уже только в редких случаях можно было брать из уже расхищенных римских построек, показывают, как заимствованные формы римского коринфского или композитного ордера теряют свою пластичность, становятся более грубыми и плоскостными.

При лангобардах началось также строительство большой базилики Сант Амброджо в Милане. В конце 8 в. была возведена восточная ее часть, в конце — обширный атрий; строительство продольного трехнефного, лишенного трансепта корпуса продолжалось до конца 12 столетия. Для последующего развития средневековой архитектуры важно расположение трех ее абсид: они по ширине точно соответствовали ширине среднего и боковых нефов. Таким образом, хор, образованный тремя абсидами, приобретал значение более или менее самостоятельного пространства.

Весьма возможно, что именно лангобарды ввели во всеобщее употребление так называемую крипту — полуподвальные помещения со сводами и подпирающими их столбами, обычно строившиеся под восточной, алтарной частью церкви. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Там же находились усыпальницы знатных лиц. Эти церковные подземелья представляют собой характерные формы зодчества раннего средневековья.

Вестготы основали в 419 г. Тулузское королевство, власть которого распространялась на Южную Галлию и Испанию.

О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо — однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.

Особенностью вестготских культовых сооружений раннего периода является прямоугольное завершение хора; против трех нефов находятся три абсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри (церковь Сан Хульяно де лос Прадо близ Овьедо, построенная вестготом Тиодой в 8 в.). Для более поздних базилик характерна открытая арочная: галлерея с южной стороны, первоначально массивная и тяжеловесная, как, например, в церкви Сан Сальвадор де Вальдедиос близ Вальядолида (893); позднее — легкая, на тонких колоннах, поддерживающих подковообразные арки, как в церкви: Сан Мигуэль де Эскалада, близ Леона (освящена в 913 г.).

Франкское искусство в период меровингов

В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. В искусстве преобладали черты наивно-фантастического понимания действительности, особенно ярко проявившиеся в орнаментике. Довольно высоко была развита техника обработки металлов, которая восходила еще к дохристианским временам и была примерно одинаковой у франков и у других народов германского происхождения.

Почти единственным образцом для возникавшей архитектуры франкского государства служили базилики, однако их стиль по сравнению с позднеримскими меняется. В 470 г. была построена церковь Сен Мартен в Туре, ныне полностью разрушенная. В свое время она была, вероятно, самым большим сооружением Галлии.

В 7 – 8 вв. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Такое нововведение было вызвано увеличением численности клира, находившегося во время богослужения в восточной части церкви, и ростом его значения, а также соображениями символического порядка. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».

От меровингских времен сохранились крипты (например, крипта в Жуарре). Это небольшие и тесные помещения с колоннами, имеющими плоско трактованные капители, прообразами для которых служили римские капители коринфского или композитного ордера. В крипте Сен Лоран в Гренобле встречается древнейшее во Франции перекрытие цилиндрическим сводом, тогда как абсида перекрыта полукуполом, состоящим из трех распалубок.

Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. К восточной его части пристроена низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. С западной стороны находится большой пятиугольный притвор, расположенный ниже баптистерия и служивший входом в него, но построен он был значительно позднее. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора.

Чередованием различных способов кладки меровингскне зодчие стремились создать определенный декоративный эффект. Баптистерий в Пуатье, несмотря на малые размеры и примитивность техники, построен еще в духе античной традиции, например, его карниз представляет собой подражание античному антаблементу.

Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв.), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Связь с рельефами на стелах провинциального галло-римского искусства выступает иногда достаточно явно. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в.), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Параллельно с каменными рельефами были распространены рельефы из обожженной глины, предварительно оттиснутые в форме и пройденные резцом. Они применялись для украшения церквей и в значительном количестве сохранились в Центральной Франции; такие рельефы встречаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки. Изображения фантастических животных, человеческих голов и целых фигур на этих памятниках всецело принадлежат кругу народных представлений.

Искусство периода Каролингов

В последней четверти 8 и первой половине 9 в. в Западной Европе происходил известный подъем искусства, связанный с возникновением первой империи средневековья — империи Карла Великого. В ней были объединены территории современной Франции, Западной и Южной Германии, Северной и Средней Италии, Бельгии, Голландии и северо-восточной Испании.

Наиболее замечательным культовым сооружением явилась дворцовая капелла, построенная архитектором Эйдом из Меца между 795 и 805 гг. в Аахене, любимой резиденции Карла Великого.

Аахенская капелла была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). И все же Аахенская капелла имеет свой непосредственный образец в Италии – церковь Сан Витале в Равенне. Воспользовавшись общей архитектурной формулой Сан Витале и, вероятнее всего, подражая ей, зодчие Аахенской капеллы проявили значительную самостоятельность. Как и церковь Сан Витале, Аахенская капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал, окруженный более низким шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Обход был двухэтажный; нижний этаж открыт в центральное пространство простыми арками между опорными столбами восьмиугольника, а второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, доставленных из Равенны. Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. В нижней галлерее применены сложные крестовые своды, в верхней — наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В художественном отношении она производит впечатление большей мощности, чем Сан Витале, но вместе с тем она грубее и проще.

Аахенская капелла, считавшаяся в те времена чудом строительного искусства, вызвала ряд подражаний. Вариантом центрического сооружения является капелла св. Михаила в Фульде. Однако здания этого центрического типа мало соответствовали потребностях католического культа, и в дальнейшем они встречаются все реже и реже. Господствовавшей стала базиликальная форма. Правда, в первой половине 9 в. это еще не определилось с достаточной ясностью; тогда продолжали возводить храмы самых разнообразных форм. Характерна церковь в Жерминьи де Пре, освященная в 806 г., в плане она представляет квадрат с тремя абсидами — на восточной, южной и северной сторонах.

Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, но мы можем о них судить по дошедшим до нас остаткам и по различным документам. О значительном усложнении форм монастырской базилики можно судить по гравюре 1612 года, воспроизводящей рисунки сгоревшей рукописи И в. Здесь изображена начатая в 790 г. церковь Сен Рикье — трехнефная базилика с двумя трансептами. Восточный трансепт завершался полукруглой абсидой и хором; западный имел над проходом высоко расположенный хор. Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Другая монастырская церковь — Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Такое усложнение указывало, что потребности нового феодального общества вызвали и обусловили рост строительного мастерства и зарождение более развитых представлений об эстетических возможностях архитектуры.

Из всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. Но особенно важным было открытие незадолго до второй мировой войны росписей в крипте церкви Сен Жермен в Оксерре, посвященных жизни св. Стефана.

Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Остатки фресок в Мюнстере показывают, что художники старались возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии. Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Как бы ни были наивны изобразительные приемы мастера из Оксерра, его искусство носит повествовательный характер, недавно еще чуждый и недоступный художественной фантазии германцев и кельтов. Принципы и приемы изобразительного повествования заимствовались из христианской традиции, следовательно, из поздней античности. Однако, хотел этого или не хотел художник раннего средневековья, он создал не повторение или подражание античным образцам, а нечто вполне своеобразное и самобытное. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. Стефана, — порождение его собственного художественного опыта, а не результат подражания образцам. Несмотря на плохое состояние фресок Оксерра, нетрудно видеть, что люди одеты в современные, а не условные костюмы, что сами типы, лица и движения имеют много жизненных черт. Так, например, движение умирающего св. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью.