§ 8–9. Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства

Подробное решение параграф § 8–9 по истории для учащихся 6 класса, авторов Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В. 2015



Внимательно изучив карту «Древнерусское государство в конце X — первой половине XI в.» (с. 65), составьте рассказ о народах, населявших Древнерусское государство. Какие финно-угорские племена вошли в состав Древнерусского государства? Где проходили границы их расселения.

Для становления Северной Руси переломным стал период раннего Средневековья (IX—XI вв.), когда на основе нескольких народов складывался новый этнос — древнерусский. В XI—XIII вв. финно-угорские племена органично вливались в эту общность и становились неотъемлемой частью сплава разноэтнических традиций в древнерусской культуре, где ведущая роль принадлежала славянам.

Ко второй половине IX—X в. относятся первые летописные сведения о финно-угорских «языцах» Руси — чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, принимавших важное участие в событиях древнерусской истории. И если одна часть финно-угорских племён продолжала развиваться самостоятельно, то другая постепенно исчезла со страниц истории. Такова, в частности, судьба летописной мери, имя которой уже после 907 г. не упоминалось. Позднейшие сведения о мере имеются в агиографических сочинениях. Так, в Житии Леонтия епископа Ростовского, распространявшего христианство в Залесской земле во второй половине XI в., сообщалось, что последний «мерский язык добре умеяше». Окончательно их земли вошли в состав Древней Руси около 1024 г., когда было подавлено волнение в Суздале, и Ярослав «устави ту землю».

На востоке с мерей соседствовала мурома, о которой Начальная летопись под 862 г. сообщает как о «первых насельниках» Мурома. Уже к 988 г. относится свидетельство об утверждении власти киевских князей на берегах Оки. К концу XI в. слияние муромы со славянами завершилось. Позднее муромские князья постоянно упоминались в русских летописях, а их дружины участвовали в походах на половцев, волжских болгар и мордву и других военных действиях владимиро — Суздальских князей.

Одними из наиболее загадочных финно-угорских племён, чья дальнейшая история, возможно, связана с современной народностью вепсов, были весь и чудь. Весь жила в основном по Суде и Мологе, а чудь — к северо-востоку от Белого озера. Последние упоминания веси связаны с походом Олега на Смоленск и Киев в 882 г.

Земли ижоры и води закрепились за Новгородской республикой. Согласно летописному рассказу, в 1069 г. водь, занимавшая всю Ижорскую возвышенность, участвовала в набеге полоцкого князя Всеслава на Новгород.

Феномен формирования древнерусской народности чрезвычайно сложен и многогранен, он включает и расселение славян, и слияние с ними местных финно-угров, и смешение культур. В конце I — начале II тысячелетия письменные источники перестали упоминать чудь, весь, мерю, мурому, мещеру. Оказавшиеся на пути могучего славянского потока финно-угорские племена практически полностью растворились среди пришельцев.

Посмотрите на карты на с. 51 и 65 и определите, какие территории вошли в состав Руси в первой половине XI в. Какие племена заселяли эти территории?

Неоднократно князь вмешивался в события за пределами своего государства. Он разбил войско польского герцога Мечислава, который принял католичество и покусился на мирные племена волынян и белых хорватов в Закарпатье (ныне в Западной Украине). Владимир защитил их и посадил в Червене, Перемышле и других городах своих воевод. На территории современной Литвы он разбил и загнал в болота ятвягов. А когда булгары стали грабить на Волге купцов Руси, проучил и их.

Племена, входившие в состав Руси – водь, весь, словене, мурома, кривичи, полочане, меря, вятичи, северяне, радимичи, дреговичи, древляне, волыняне, поляне, уличи, тиверцы, белые хорваты, частично латгалы.

Как относился князь Святослав к своей дружине? Как дружинники относились к нему? Что нового появилось в отношении великого князя Владимира к своей дружине?

Святослав не стеснялся спать на земле как и его воины, и есть с ними жареное мясо на углях.

Владимир принимал воинов по доблести, а не по принадлежности к народу. Дружинников — видных воинов — сажал князь за столы рядом со своим, а «молодших» — простых, ещё не покрывших себя славой бойцов — в сенях.

Вспомните! Христианство. Где и когда возникло это вероучение? Какие отличия между западным и восточным христианством (православием) вам известны?

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде.

Вспомните! Христианство. Где и когда возникло это вероучение? Какие отличия между западным и восточным христианством (православием) вам известны?

На карте «Древнерусское государство в конце X — первой половине XI в.» (с. 65) найдите город, где принял крещение князь Владимир.

Херсонес (Корсунь).

Изучаем источник.

1. Как согласно летописи была выбрана новая вера? Какой аргумент, по мнению летописца, окончательно убедил Владимира принять христианство?

К Владимиру пришли люди разных вер: мусульмане, иудеи, христиане из Рима и Византии. Они рассказали о своей вере. Князь отправил послов в разные страны, чтобы посмотреть как проходят богослужения. Послы впечатлились от греческого богослужения.

2. Можно ли считать, что выбор христианской веры и Крещение Руси по греческо-византийскому образцу были сделаны Владимиром случайно? Обоснуйте свою позицию.

Не случайно: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». После принятия христианства Византия оказывала всяческую поддержку Владимиру.

3. Некоторые учёные считают, что данный рассказ (о выборе князем веры) был вставлен в «Повесть временных лет» в более позднее время и имеет характер легенды. Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося такое добавление?

Чтобы показать, что Владимир принял правильное решение. Что в это время Русь крепла.

Вопросы и задания

1. Объясните значение следующих слов: «бояре», «богатыри», «младшие дружинники», «ратники», «отроки», «мужи».

Бояре — главные советники и воеводы князя, крупные землевладельцы.

Богатыри – могучие и непобедимые воины.

Младшие дружинники – простые солдаты, не проявившие себя в бою.

Ратники - воины

Отроки – юноши, служившие дружинниками и только мечтавшие стать воинами.

Мужи – княжеские дружинники.

2. В былинах князя Владимира называют Красным Солнышком, ласковым князем. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Обоснуйте свою позицию.

По одной из версий Красное Солнышко Владимир получил за то, что крестил Русь, смог объединить земли. Иными словами, его называли великим человеком

3. Объясните значение следующих понятий: «капище», «Крещение Руси», «священнослужители», «чёрное духовенство», «белое духовенство», «патриарх», «митрополит», «монах», «монастырь», «храм».

Капище - место поклонения языческим богам.

Крещение Руси – процесс христианизации населения Руси.

Черное духовенство – монашествующее духовенство (иеромонахи, архиереи).

Патриарх - высший титул священнослужителя в православной церкви.

Митрополит - глава Русской Православной Церкви до учреждения патриаршего престола в 1589 г.

Монах - человек, давший обет отказаться от «мира» (обычной жизни) и полностью посвятивший себя служению Богу.

Монастырь - община монахов, имеющая единый устав.

Храм – здание для богослужения, церковь.

4. Историк Г.В. Вернадский писал: «Обращение в христианскую веру — одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию». Согласны ли вы с такой точкой зрения?

С мнением Вернадского можно согласиться. После принятия христианства, авторитет Древнерусского государства поднялся. Киевские князья смогли породниться со многими правителями христианских стран: например, Владимир был женат на византийской принцессе, его внучка Анна стала королевой Франции, а правнучка Евпраксия — императрицей Германии.

5*. Как изменился взгляд на мир древнерусского человека с принятием христианства?

Перейдя в новую веру, жители Руси не забывали своих прежних богов. Наряду с христианскими праздниками они продолжали отмечать и языческие. Передавали от поколения к поколению старинные заговоры и заклинания. Люди украшали дома и одежду традиционными, идущими с языческих времён орнаментами — оберегами, которые, как считали издревле, защищают человека от нечистой силы. Обращались за магической помощью к волхвам. Языческие духи — леший, водяной, домовой, русалка, баба-яга — остались персонажами русских народных сказок.