Подробное решение параграф § 28 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018
Вопросы к пунктам параграфа
(стр. 213)
Вопрос: Какие события вызвали потребность в общерусском летописании?
Ответ: Объединение русских земель вызвало потребность в общерусском летописании.
Вопрос: Как летописный свод 1448 г. выразил главную идею эпохи?
Ответ: Настоящей общерусской летописью стал свод 1448 г. Его автор впервые высказал идею о необходимости объединения московских земель с Ростовом, Суздалем, Тверью и Великим Новгородом для совместной борьбы с «погаными».
(стр. 216)
Вопрос: Какие главные события в христианском мире XIV—XV вв. нашли отклик в поучениях, посланиях, повестях?
Ответ: Особой темой поучений и посланий в это время стала подготовка христиан к Страшному суду.
Вопрос: Чем христианское поучение «Домострой» было важно для простых семей, посадских и сельских жителей?
Ответ: «Домострой» рассказывал, как следует вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, какими должны быть отношения между домочадцами.
(стр. 218)
Вопрос: Чем можно объяснить неудачу русских мастеров, возводивших Успенский собор в Московском Кремле в конце XV в.?
Ответ: На месте ветхого Успенского собора московские мастера Кривцов и Мышкин попытались возвести новый. Однако стены храма неожиданно рухнули.
Вопрос: Почему именно итальянским мастерам было поручено начать строительство кремлёвских храмов и новых крепостных стен?
Ответ: Строительство, развернувшееся в Москве, потребовало привлечения огромного количества профессиональных зодчих. Сюда съехались мастера из Пскова, Твери, Новгорода Великого, Ростова, а также из далёкой Италии — Антон Фрязин, Марко Руфо, Пётр Соларио и др. Результатом их совместных усилий стал Кремль — уникальный памятник мирового зодчества, гармоничный плод сотрудничества представителей разных народов, разных культур, разных строительных традиций.
(стр. 221)
Вопрос: Кто сыграл большую роль в возобновлении древнерусской иконописной традиции в XIV в.?
Ответ: Первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве, Пётр и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры.
Вопрос: Что отличало работы Феофана Грека от произведений других русских иконописцев XIV—XV вв.?
Ответ: Торжество покоя и гармонии «горнего» (божественного) мира, его непобедимость — главный мотив творчества Дионисия.
Вопросы и задания к параграфу
Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) О каких событиях своего времени говорил Сергий Радонежский, упоминая «страх ненавистной розни мира сего»? Что должен сделать человек, чтобы преодолеть свой страх? 2) Как святой соотносил духовное и земное в жизни человека? 3) Напишите небольшой рассказ на тему «Чему научил современников и потомков Сергий Радонежский?».
Ответ: 1) Сергий Радонежский говорит о противопоставление и сосуществовании на Руси власти светской и религиозной. А также о месте и роди Русского государства в христианском мире. Чтобы преодолеть страх надо воззреть на Святую Троицу – верить в Бога и молиться. 2) Духовное и земное в жизни человека должно сосуществовать гармонично и дополнять друг друга. 3) Сергий Радонежский — духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому , благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.
Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.219 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Как соотносятся определения древнерусской иконописи – «умозрение в красках» и знаменитая икона? 3) Почему знаменитые иконописцы XIV — XV вв. были не только искусными художниками, но и самыми пресвященными людьми своего времени?
Ответ: 1) Знаменита я икона Андрея Рублева «Троица» является каноном церковного искусства. На картине изображены три фигуры: Бог Отец, Сын и Святой Дух. Изображены они как три ангела, которые ведут беседу между собой. Глова каждого из них окружена золотым ликом, что указывает на их святость. Все трое улыбаются. Посредине иконы изображена чаша, которая символизирует собой страдания Христа. В руках у них скипетры – символ власти. Ангелы обеспокоены порокам, в которых погрязли люди и пытаются помочь им выбрать их него. 2) Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви – следование канонам (типы изображения, композиционные схемы, символика). 3) Первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве, Пётр и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры, где мастера учились не только иконописи, но и основам образования.
Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) строительство Московского Кремля из дуба; 2) строительство третьего Московского Кремля из белого камня; 3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича; 4) строительство первого после монгольского нашествия каменного храма в Северо — Восточной Руси; 5) создание первой общерусской летописи.
Ответ: 1) 1339 г.
2) 1367 г.
3) 1485 г.
4) 1285 г.
5) 1448 г.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV — XV вв. были связаны с подъемом русских земель – военном, политическим, хозяйственным?
Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Иноземное иго разрушило многое, но не духовные традиции русских людей, это позволило стране бороться за восстановление государства и общества» (вариант ответа Б). Действительно, именно сохранение духовных ценностей русского народа, которому способствовала русская православная церковь и священнослужители, позволило стране бороться за восстановление государства и общества, придав русскому народу силы и веру в Бога.
Мнение историка (стр. 224)
Вопрос: Как объяснить тот факт, что Русь приняла от Византии летосчисление от сотворения мира, а начало нового года сохранила славянское – 1 марта? Почему дата 7000 год от сотворения мира вызвала предположение о конце света?
Ответ: Начало нового года (1 марта) символизировало собой начало сельскохозяйственного года, то время, когда начинались обработка земли и посев. Это было важно для русского народа, потому что основу его хозяйственной жизни составляло земледелие. А также новое летоисчисление от Византии не было полностью принято на тот момент. В Библии говорится о том, что Бог создавал землю за семь дне, один день равен одной тысячи, поэтому люди были уверенны, что 7000 год – это год, когда заканчивается история и произойдет Конец Света.
Вопрос: Как относились к возможному концу света церковные иерархи и их соперники – еретики? Как церковные деятели объяснили то, что конец света не состоялся? Выберите три даты в истории России до начала XVI в. и переведите в летосчисление от сотворения мира.
Ответ: Еретики издевательски (имея на то достаточно оснований) говорили: «...ныне седмь тысящь прошло, а конца несть: ино и святии — деи отцы солгали». Руководство церкви вынуждено было выступить с «Изложением пасхалии» — программным документом, написанным от имени митрополита Зосимы. 27 ноября 1492 г. Зосима изложил пасхалию на 20 лет «на Москве на соборе». Глухо упомянув о «еретичьствующих», митрополит повторил банальное утверждение, что никто не знает, когда наступит конец света и второе пришествие Христово, и сообщил о составлении пасхалии на следующую (восьмую) тысячу лет».
1240 г. (Невская битва) – 6748 г.
1380 г. (Куликовская битва) – 6888 г.
1480 г. (Стояние на реке Угре) – 6988 г.
Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор. (стр. 225)
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что в большей степени повлияло на государственное строительство Московской Руси: православная вера, европейское влияние или более чем двухсотлетнее иноземное иго.
Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос главы отражает следующий ответ: «Верность православной вере и осознание исторической принадлежности к европейской цивилизации превратили раздробленные русские земли в централизованное государство — Московскую Русь, шаг за шагом преодолевающее негативные последствия ордынского владычества и постепенно входящее на равных правах в семью государств Европы» (вариант ответа А). Действительно, православная вера, европейское влияние сыграли решающую роль не только в свержение иноземного владычества, но и послужили основой для создания мощного государства в Восточной Европе, с которым должен считаться весь мир.