§ 32. Эллинистическая цивилизация

Подробное решение параграф § 32 по истории Школа 2100 для учащихся 5 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. 2015



Определяем проблему урока

Сравни мнения двух учёных о результатах завоеваний Александра. В чём противоречие, какой следует вопрос? Сравни его с авторским (с. 279).

В первом случае Источниковед говорит, что Александр совершил революцию в отношениях между Востоком и Западом, соединив их культуры.

Во второй случае Археолог приводит пример, где греческий автор осуждает политику Александра.

Возникает вопрос: удалось ли Александру Македонскому объединить культуру Востока и Запада.

Вспоминаем то, что знаем

Объясни значение слов: цивилизация (общность), деспотия, полис, тиран. (Словарь)

Цивилизация – это большая общность людей, как правило, несколько народов и государств, объединённых культурными и религиозными традициями, определяющими представления о добре и зле, красивом и безобразном и т.д., объединённых также особенностями ведения хозяйства, правилами отношений между людьми и управлением государством.

Деспотия (по-гречески неограниченная власть) – форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю – наследственному монарху.

Полис – город-государство, община свободных полноправных граждан, каждый из которых имеет право (обязанность) на получение надела из земель полиса, на участие в управлении им, на защиту полиса в народном ополчении.

Тиран – человек, насильно захвативший власть, правящий жестоко.

Какие территории удалось завоевать Александру Македонскому? (§ 31)

Александр Македонский захватил все Персидское царство, включая Египет, также войска македонского покорила Иран, Среднюю Азию и часть Индии.

Перечисли, чем цивилизация Древней Греции (Запад) отличалась от цивилизаций Древнего Востока (культура, власть, хозяйство, деление общества).

Античный Запад и Древний Восток отличаются практически по всем параметрам. Древний Восток находился в более благоприятных условиях для занятия земледелием, в то время как гористая и изрезанная местность толкала греков к занятию торговлей, а потом и колонизации новых земель. Сложные ирригационные системы требовали большого контроля за их работой, все это привело к возникновению на Востоке деспотии. В Античном Западе, наоборот, существовала демократия, где ценились и уважались свобода и выбор граждан. На Востоке люди ценили свой общественный порядок и традиции, на Западе – личную свободу человека и саморазвитие.

Решаем проблему, открываем новые знания

Начни заполнять в тетради таблицу «Цивилизация эллинизма»:

Начни заполнять в тетради таблицу «Цивилизация эллинизма»

Как ты считаешь, удалось ли Александру объединить «эллинов» и «варваров» – Запад и Восток – в одну цивилизацию?

Да, Александру Македонскому удалось объединить «эллинов» и «варваров». Так в управлении наблюдается слияние двух цивилизаций: цари греческие, но правят по восточным обычаям, в хозяйстве и делении общества сохраняются как восточные традиции (орошаемое земледелие, граждане – подданные), так и греческие порядки (права гражданства, частная собственность, торговля).

Но наиболее ярко это слияние проявилось в культуре.

Применяем знания

Оцените справедливость эллинистических порядков с точки зрения трёх исторических личностей: царя Хаммурапи, стратега Перикла, Александра Македонского.

С точки зрения законов Хаммурапи построенная система общества была неправильной, так как граждане в городах-полисах имели какие-то свои права и могли даже выбирать начальников, что для восточной деспотии полностью не приемлемо.

Для Перикла такие порядки также были несправедливыми, так как во главе государства стояли цари, которые не выбирались, а получали власть по наследству, сами издавали законы, не слушая своих граждан.

А вот для Александра Македонского такие порядки были справедливыми, потому что это примерно то, к чему он стремился – произошло смешение греческих и восточных порядков: цари греческие, но правят по восточным обычаям

Отличия искусства эллинизма от классической Греции.

Главное отличие искусства эллинизма от искусства классической Греции – это стремление к пышности и масштабности, а также интерес к личности человека, к его радостям и печалям.

Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки.

При всех своих достижениях эллинистическая архитектура несет на себе печать противоречий своего времени. Огромные масштабы сооружений, богатство ансамблей, усложнение и обогащение архитектурных форм, пышность и нарядность построек, более совершенная строительная техника лишь отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии, свойственных памятникам архитектуры классической эпохи. Усилился контраст между кварталами, застроенными роскошными домами богачей, и жалкими лачугами бедноты.

В эллинистическом искусстве произошло как бы расщепление целостного образа человека: вместо идеальных граждан полиса скульпторы стали изображать обычных людей с их радостями и печалями.